"Учимся читать язык нашей души».
методическая разработка на тему

Усова Ирина Викторовна

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat_yazyk_nashey_dushi.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Подготовила:

педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2016

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Ход встречи:

Теоретическое вступление педагога-психолога «Учимся читать язык нашей души».

Уважаемые педагоги! Мы собрались для того, чтобы провести занятие – лекцию с элементами практики по теме: « Учимся читать язык нашей души».

Кто-то из восточных мудрецов сказал, что корень всех болезней — незнание себя и своей истинной природы. Нас с детства учат разным наукам и языкам. Но нет важнее языка, чем язык нашего родного тела, потому что это язык нашей души, ее призыв к восстановлению своей целостности.

Ведь если болит душа, значит и в теле эта боль рано или поздно отзовется, и наоборот.

Человек больше, чем просто тело. Но именно оно показывает, что происходит внутри нас на эмоциональном и духовном уровне. И нет более простого способа обратиться к своей Душе, кроме как через тело.

Вот почему боль ведет человека к самопознанию, соединяющему в гармонии душу и тело. Возможно, это и есть ответ на вопрос: можем ли мы не болеть?!

Можем, если душа и тело станут едины, пока мы существуем как люди.  А вы обращаете внимание на сигналы своего тела?

Боль — язык нашей Души

Частые депрессии, панические атаки, навязчивые состояния, неврозы, страхи и фобии, чувство вины и неполноценности, раздражительность, гнев и агрессия, стрессы и их последствия, нарушение сна, неразрешенные межличностные проблемы — все эти эмоции прописываются в теле и выходят в виде сигналов БОЛИ.

Другими словами, боль как язык нашей Души — это сигнал. И этот сигнал важно не пропустить, пока не он привел к более серьезным последствиям.

Но всегда ли мы способны понять, о чем говорит нам Душа?

Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего нам нужны эмоции, какой цели они служат? Ведь, если бы их не было, насколько легче нам бы жилось. Тогда все, что с нами происходит, можно было бы подвергнуть строгому расчету. А насколько легче было бы понять окружающих, если бы свои и чужие эмоции не мешали нам сделать это!

Но, тем не менее, несмотря на то, что иногда эмоции доставляют нам массу неприятностей, они нам нужны. Нужны,  для того, чтобы понять себя и то, что происходит внутри нас. Ведь эмоции — это язык нашей души. И только они служат надежным проводником в скрытый от нашей рациональной части мир глубинных состояний и переживаний.

Но, к сожалению, далеко не все могут с легкостью определить то эмоциональное состояние, в котором находятся, особенно, если это сложная смесь разных эмоций. Чаще мы обозначаем такое состояние словами типа «тошно мне на душе», не пытаясь вдаваться в подробности и распутывать это сложное хитросплетение различных эмоциональных составляющих.

Зато мы хорошо понимаем, какие эмоции нам нравятся, а какие нет, какие из них хорошие, а какие плохие или очень плохие. Никто не хочет испытывать злость, гнев, печаль или страх, вину и стыд. И, если последние нам просто неприятны, но первые две относятся к запретным.

Нам с детства внушают, что злиться не хорошо, особенно если объектом нашего гнева становятся взрослые люди. Каждый «прохожий», видящий негодование маленького ребенка считает своим долгом сказать ему назидательно: «Ай-яй-яй! Нельзя так делать!» И никому даже в голову не приходит разобраться и понять, что вызвало у ребенка такую реакцию. А может, его несправедливо обидели или оскорбили, и тогда его гнев вполне понятен и оправдан. Но кто захочет разбираться в этом? Ведь это требует времени и сил, которых, зачастую, у нас нет. Да и желания тоже… Зато мы хорошо знаем, насколько разрушительным может быть гнев. Вот и делаем от него «прививку» еще в самом детстве, чтобы и потом, во взрослом возрасте  уже «не повадно было». Ведь мы забываем о том, что гнев, не смотря на свою разрушительную силу, в основе своей является позитивной эмоцией, служащей для восстановления равновесия в ответ на допущенную несправедливость. Он помогает нам дать отпор обидчику, защитить ущемленные права и, в конце концов, помогает почувствовать собственную значимость. При этом, я не имею в виду ситуацию, когда сильный самоутверждается за счет слабого. Я говорю о такой ситуации, когда человек, отстояв свою позицию, ответив агрессией на агрессию, чувствует, что он чего-то стоит в этом мире, и его нельзя просто так обижать. Но, к сожалению, все меньше людей становится способными дать такой адекватный отпор. Все чаще наблюдается ситуация, когда человек либо «проглатывает» обиду, боясь выразить свой гнев, либо дает несоразмерно сильную реакцию, не соответствующую степени и глубине нанесенной ему обиды. Либо, как вариант, выбирает не самый лучший способ выражения своего гнева. А все происходит потому, что еще в раннем возрасте его не научили, что гнев не возникает просто так (впрочем, как и любая другая эмоция), и имеет свои веские причины. Что он имеет право на существование, и выражать гнев также необходимо и прилично, как и выражать радость. Просто нужно выбрать наилучшую форму для его выражения. А помочь понять и сделать это ребенку должны его родители. Хотя, к несчастью, они сами, далеко не всегда умеют справляться со своими эмоциями. Мы уже не раз говорили о том, насколько опасен подавленный, не выраженный гнев, который приводит к неконтролируемым вспышкам ярости, опасным для окружающих, служит причиной неадекватных реакций, негативно влияющих на отношения с близкими, коллегами по работе и партнерами по бизнесу, является причиной многих недомоганий и болезней, особенно часто вызывая хронические головные боли. Поэтому, мои рекомендации — относитесь к своему гневу не как к врагу, а как к близкому и могучему другу, стоящему на страже ваших интересов. Старайтесь понять, когда и по каким причинам он защищает вас от жизненных неприятностей (и одновременно заслоняет ваш взгляд от объективного восприятия ситуации). Принимайте его как данность и необходимость, находите с ним общий язык, а там, и до контроля не далеко. Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни. Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их. Выделяют здоровье разрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специальных практических упражнений.

Практическая часть «Будем учиться чувствовать! Будем учиться работать головой и сердцем»

Первое «упражнение» в тишине. Проделаем для начала простое упражнение: обойдем комнату, потихоньку прикасаясь ко всем вещам - к обоям на стене, к выключателю... Коснемся рукой пола, потрогаем стекло в окне. Лучше сделать это, когда никто не видит, чтобы не задавали лишних вопросов. Выйдем на улицу, дотронемся до дерева или куста, до заборчика или двери. И во всем, за всем постараемся представить себе людей, людей, людей, которые делали все эти вещи, строили дом, сажали дерево или просто любовались им до нас, если оно выросло само. Попытаемся почувствовать человеческое во всем, что нас окружает! Это «упражнение» (не совсем точное слово) полезно повторять почаще, оно вроде духовной гимнастики, оно приучит нас никогда и ни на что не смотреть безразлично, ко всему как-то относиться, все вокруг стараться полюбить, потому что во всем - человеческий труд и человеческое чувство. Это будет напоминать нам, «что не мы одни живем на свете».

Второе «упражнение» с любимой книгой. Из книг, которые мы уже читали, вспомним, выберем одну, которая взволновала нас хоть немного, и перечитаем ее не откладывая. Только будем читать по-новому: стараться сочувствовать героям, переживать их чувства так, будто это все происходит с нами. Но, разумеется, учиться чувствовать только по книгам - невозможно. Книги лишь расширяют наши представления о чувствах людей, а реальные, живые чувства вызываются жизнью, действительными отношениями с людьми, которые нас окружают.  В каждом из нас есть отзывчивость, способность к добрым чувствам. Будем помнить, что участие, сопереживание всегда поддерживает людей. Будем учиться понимать, то есть чувствовать, что чувствует мама, друг, учитель любой мало знакомый или совсем не знакомый человек, с которым жизнь свела случайно. Может быть, им грустно? Тогда бестактно быть веселым. Может быть, у них большая радость? Тогда не стоит лезть со своими мелкими неприятностями. Словом, будем настраиваться на чувства других людей, больше всего на свете боясь оскорбить эти чужие чувства невниманием или непониманием. И так постепенно наше сердце станет отзывчивым к сердцам других людей, мы обретем богатство чувств, богатство души.

Третье  упражнение «Замена одной эмоции на другую»

Представьте, что у Вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили. И тут же, не давая ей “раскрутиться”, нужно “включить” другую эмоцию. Какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма…). Или ту “светлую” эмоцию, которая вызывается легче всего. Заменив одну эмоцию на другую, Вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.

Есть  эмоции  здоровье создающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Четвертое упражнение «Стратегии самопомощи»

Подумайте и запишите ответы на вопросы:

«Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Пятое  упражнение «Обещание самому себе»

Запишите три пункта  «Личная сфера», «Профессиональная сфера» и «Организационная сфера» Под каждым из пунктов напишите, что лично вы можете сделать. Например:

Личная сфера:

  1. Взять отпуск
  2. Делать зарядку
  3. Встретиться с близкой подругой

Профессиональная сфера

  1. Делать гимнастику после занятий
  2. Прогуливаться в конце рабочего дня
  3. Сдерживаться на работе (применять юмор, смех, шутку)

     Организационная сфера

  1. Провести дискуссию с коллегами
  2. Устроить вечеринку сотрудников
  3. Собраться для чаепития.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

– лечебно-оздоровительные упражнения:

– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника

следить за своим физическим здоровьем:

– полноценное питание  

– достаточный сон
– соблюдение правил личной гигиены
– режим труда и отдыха
– занятия спортом

соблюдать психоэмоциональное  равновесие:

– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.

                 Наши рекомендации:

– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Относитесь к людям так, как вы хотели  бы, чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8-ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.

Литература:

  1. Статья  « Боль тела - язык нашей Души

 http://psyholog-praktik.ru/personality/emotions/emotsii-yazyik-dushi.

  1. Статья « Труд  души»

 http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/263/p7

  1. Статья на тему « Охрана труда  и здоровье педагога»

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/08/12/lektsiya-okhrana-truda-i-zdorovya-pedagoga

  1. Коррекция психоэмоционального состояния методами психической саморегуляции Методические рекомендации. Челябинск, ЦПНПИ, 1999.
  2. Банщикова Т.Н и др. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. / Т.Н.  Банщикова  - Книголюб. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"

Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....

Сценарий развлечения «Родной язык – цветок души»

Сценарий развлечения "Родной язык -  язык души" приуроченный  Международному дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста....

Можно ли ребенку учить много языков одновременно или сколько языков может, выучить ваш ребенок?

В этой статье расскажем Вам об усвоении детьми второго, третьего и даже четвертого языков. Также Вы поймете, стоит ли прилагать неимоверные усилия к тому, чтоб учить детей иностранным языкам с самого ...

Фотоотчёт об участии в акции "Язык - живая душа народа".

17.02.2023 года, группа раннего возраста приняли участие в акции "Язык - живая душа народа" посвящённой Международному Дню родного языка (21 февраля) . Воспитатели вместе с детьми нарисовали рисунок...

АОУ РС(Я) ДПО «ИРО и ПК им. С.Н. Донского- II» по дополнительной профессиональной программе «Родной язык- дыхание души ребенка»

Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к национальным истокам бурятского языка"...