Совместная деятельность с детьми по Петербурговедению
план-конспект занятия на тему

Конспект игры  по Петербурговедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry_po_peterburgovedeniyu.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры-викторины по Петербурговедению

Оформление: музыка Глиэра “Гимн великому городу”.

На экране спроецированы виды Петербурга. Дети спокойно входят в зал (группу).

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не обычная игра, а игра-викторина, она будет проходить в виде соревнования, вы будете представлять две команды:

  • Заячий островок
  • Летний сад.

Дети делятся на две команды и получают значок с соответствующей символикой.

Воспитатель: Каждая команда должна произнести приветствие в адрес своих соперников. Начинает команда “Заячий островок”.

“Заячий остров приветствовать рад
Группу с названием наш “Летний сад”.
В честной игре мы желаем побед,
Главное знать город, дать верный ответ.

– Продолжает команда “Летний сад”.

“Летний сад” – хорош зимой и летом,
Не устоим от правильных ответов,
Заячьему острову желаем удачи-
Поможем, если будет сложная задача.

Воспитатель: Итак, обе команды обменялись приветствиями, заняли свои места. И теперь пришла пора выбрать жюри. (Членами жюри могут быть коллеги, администрация, родители, старшие братья и сёстры).

В нашем жюри три знатока города:

  • Заведующая детского сада
  • Воспитатель логопедической группы
  • Мама одного из членов команды.

В распоряжении жюри фланелеграф с символикой каждой команды и флажки. Та команда, которая правильно даст ответ, получает флажок. В конце игры мы подведём итог и победитель получит приз.

Звучат позывные. Игра начинается.

Воспитатель:

  1. Назовите главную площадь Санкт-Петербурга. (Дворцовая).
  2. А что украшает Дворцовую площадь? (Александровская колонна).
  3. Кто автор Александровской колонны? (О.Монферран).
  4. В честь какой победы русских войск воздвигнут этот памятник? (Победа над французами в 1812 году).
  5. Назовите главную реку нашего города. (Нева).
  6. Сколько рек впадает в Неву? (26 рек – Чёрная речка, Мойка, Мга, Тосна, Ижора, Большая Охта).
  7. Какой остров положил начало строительству города? (Заячий остров).
  8. Почему именно Заячий остров привлёк внимание Петра I при возведении крепости? (Место при разветвлении реки, где хорошо просматриваются фарватеры Невы и её рукавов).
  9. Почему Пётр I стремился завоевать прибрежные земли? (Выход к морю обеспечивал возможность торговать, содержать флот, строить корабли, защищать город с моря).
  10. Что означает название нашего города Санкт-Петербург? (Город святого Петра).
  11. В нашем городе много улиц и проспектов, а какой главный? (Невский проспект).
  12. А какой сад в нашем городе считается самым старым? Как он называется? (Летний сад, заложен в 1704 году).
  13. Что первоначально выращивали в Летнем саду, каково предназначение сада? (Лекарственные травы, кусты и деревья, цветы. Место проведения ассамблей отдыха, фейерверков).
  14. Кому скульптор Клодт воздвиг памятник в Летнем саду? (А.И.Крылову – баснеписцу).
  15. Какой самый знаменитый памятник Петру I вы знаете? (Медный всадник).
  16. А почему он называется “Медный всадник”? (Скульптурная композиция выполнена из меди).
  17. Имя скульптора “Медного всадника вы знаете, кто же он? (Скульптор Фальконе, модель головы Императора сделала Мари Коло).
  18. А почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? (Потому что находится на множестве островов).
  19. На скольких же островах стоит город? Назовите острова какие знаете. (101 остров – Каменный, Крестовский, Заячий, Васильевский, Петровский, Елагин, Новая Голландия).
  20. А сколько цветных мостов в городе? Назовите, какие знаете. (Жёлтый – теперь Певческий, Зелёный – теперь Народный, Красный – ул.Дзержинского, Синий – пл.Исаакиевская).

– Ну вот, все вопросы прозвучали, ответы получены. Теперь слово жюри.

Жюри подводит итоги, оценивает знания детей, награждает каждого участника книгой о Петербурге.

Воспитатель: Вы молодцы, показали хорошие знания и я поняла, что вы любите свой город. В нашем городе жили и живут известные люди: писатели, поэты, художники. О нашем городе написано много песен, стихов, рассказов. В нашем городе жил А.С.Пушкин. Давайте почитаем стихи о нашем красивом городе.

Дети читают стихи, а на экране, сменяя друг друга, появляются изображения архитектурных ансамблей, памятников, улиц, площадей, соборов, скульптурных композиций города.

Воспитатель: Наша игра закончилась, спасибо вам за вашу любовь к городу, за знание стихов, за знание архитекторов и скульпторов, которые трудились в нашем городе и сделали его таким неповторимо красивым.

Под музыку Глиэра дети уходят.

Конспект комплексного занятия по Петербурговедению

Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом и настоящем. Расширить и активизировать словарь, используя слова по теме: город, проспект, площадь, сквер, аллея, театр, залив, микрорайон, район, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, ростр, гавань, таможня, колонна, штемпель.

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, автоматизировать произношения звуков “р”, координировать речь с движением.

Используемый материал: диапроектор, слайды с видами города, аудиозапись, карандаши, бумага (предварительно затонированная под голубой фон), цветная бумага, клей ПВА, салфетки бумажные, пазлы с видом города.

Предварительная работа: просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга, экскурсии с родителями по предложенному воспитателем маршруту, заучивание стихов о городе, пение песен о России, о городе на музыкальном занятии, изготовление макетов, рисунков, коллажей по теме о городе.

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя, сообщение темы занятия

Воспитатель встречает детей, звучит знакомая песня “Санкт-Петербург”.

Вижу весёлые лица с утра
По улице с песней идём
Это мой город – творенье Петра,
Город, в котором живём.

Припев:

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Арки мостов над Невой!
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Люблю я свой город родной!

Это история нашей страны
И старых, и новых времён,
Многое знаем о городе мы,
И много услышим о нём.

Припев.

Время торопится, город шумит
И новые зданья растут,
Мрамор, и бронза, и алый гранит
Память веков берегут.

2. На экране – виды Санкт-Петербурга, стрелка Васильевского острова.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, кто узнал это место, как называется это здание, кто расскажет, что здесь было раньше и зачем нужна была Биржа.

Ребёнок 1: На пересечении двух рек Большой и Малой Невы раскинулось здание Биржи. Биржа была построена при императоре Петре I и служила для иностранного купечества как пропускной пункт ввозимых товаров.

Ребёнок 2: Здание окружено портиком с 44 колоннами. Над фасадом Биржи скульптурная группа Нептуна, Деятельности, Надежды и Справедливости.

Ребёнок 3: В здание Биржи ведёт огромная гранитная лестница. Сразу при входе в здание Биржи можно увидеть бюст Императора Александра I, бюст императора Николая I и бюст Императора Александра III с надписью “Августейшему покровителю торговли и промышленности”.

Ребёнок 4: К зданию Биржи примыкала Санкт-Петербургская таможня. Слово таможня произошло от слова “тамга”, что значит знак, штемпель. В таможне осматривали привозимые купцами товары и ставили штемпель.

Ребёнок 5: Перед главным зданием Биржи возвышаются две ростральные колонны, украшенные бронзовыми носами кораблей. “Рострум” – значит корабельный нос.

Ребёнок 6: У основания каждой колонны находятся огромные статуи, которые символизируют большие реки России.

Ребёнок 7: Ростральные колонны служили маяками. На верху ежедневно, с наступлением темноты, зажигался фонарь, освещавший кораблям путь ко входу в гавань.

3. Воспитатель: вы молодцы, хорошо рассказали о Бирже, а знаете ли вы, что вначале порт был на Берёзовом (сегодня Петроградский) острове, и только в 1733 году он переместился на стрелку Васильевского острова, где причаливать кораблям было удобно. К стрелке, начиная с 18 века, ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей. В сатирическом журнале “Трутень” писали: “ На сих днях прибыли в здешний порт корабли из Руана и Марселя. На них следующие нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружевы, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи…а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы: как-то пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и прочее…”

Вот так жил наш порт в далёкие времена. Сегодня у нас не один порт и приходят туда корабли со всего мира.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в нашу игру “Мы хотим построить дом”. Ведущим будет тот, кто первым выйдет в нашей считалке:

Ребёнок (считает):

“Как на Банковском мосту,
Есть грифоны на посту,
Я грифонов не боюсь, 
По нему 100 раз пройдусь.
Как пройду 101 раз –
Оживут грифоны враз”.

Ведущий показывает движения, а дети хором произносят слова:

“Мы хотим построить дом”

Хлопая в ладоши, отводим руки в стороны.

“Чтобы жить уютно в нём”

Руки в стороны – повороты туловища вправо-влево

“Мы кирпичики сложили”

Присесть, руки на пол

“Окна, двери смастерили”

Руки вверх, наклон вперёд

“Печь красивую сложили”

Наклоны в стороны

“Её дровами натопили”

Вдох носом, выдох ртом, с наклоном вперёд

“Напекли лепёшек вкусных,
В доме будет нам не скучно”

Руки на полу, выпрямляем ноги

“Чай попьёт и на бочок
Наш бобрёнок толстячок”

Надуть щёки, поднимая руки вверх, выдыхая опускаем руки.

Воспитатель: Ну вот мы поиграли, а теперь давайте сделаем аппликацию “Ростральная колонна”.

Воспитатель раздаёт трафареты, дети обводят, вырезают, размещают на листе и приклеивают на тонированную бумагу.
Воспитатель оценивает работы детей и предлагает всем детям собрать пазл с видом города.
Раздаёт конверты с разрезанными открытками. Дети собирают. Воспитатель оценивает работу детей.

Окончание занятия

Воспитатель предлагает спеть песню “Мы островитяне”, звучит фонограмма, воспитатель открывает мнемотаблицу, закреплённую на фланелеграфе, там схематично зарисована песня, дети поют. 
Воспитатель предлагает вспомнить, о каком здании мы сегодня говорили, аппликацию какой колонны мы сделали, на каком острове мы сегодня побывали.

Оценить работу детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по Петербурговедению "Петербуржцы - сказковеды".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Петербуржцы-сказковеды". По сказкам А. П. Пушкина....

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

совместная деятельность с детьми старшей группы 5-6 лет "Люблю тебя Петра Творенье" Петербурговедение

ИГРА-ЭКСКУРСИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ…»Цель: Расширение знаний и представлений детей о родном городе.Задачи:Формировать у детей начальные знания о Санкт-Петербурге, его истории...

Совместная деятельность с детьми по петербурговедению

Совместная деятельность с детьми по петербурговедению...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: «В поисках сказок» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма совместной деятельности: Развитие речи

Учебно-методический комплект (программы): Индивидуальная разработка на основе образовательной программы дошкольного образования «Истоки» . Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ...