Главные вкладки

    Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО
    статья на тему

    педагогическая статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovnye_formy_organizatsii_vzaimodeystviya.doc859 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

    Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Но такое развитие не может происходить без тесного взаимодействия ДОУ и семьи. Семья – это первый институт в жизни ребенка.

    От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

    В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

    Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

    - планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

    - практическая помощь семье в воспитании детей;

    - организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

    - вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

    Какие же формы организации взаимодействия ДОУ и семьи актуальны сегодня? А формы могут использоваться как традиционные:

    - родительские собрания;

    - индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами;

    - информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам;

    - фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.

    Так и нетрадиционные:

    - выпуски внутрисадовских газет, на страницах которых родители могут поделиться своим опытом семейного воспитания;

    - выставки семейного творчества;

    - различные мастер-классы с участием родителей;

    - «дневники обратной связи», где педагоги и родители рассказывают друг другу о достижениях детей;

    - организация различных совместных проектов («Школа заботливого родителя», «Здоровая семья» и т.д.) с целью решения проблемы укрепления семьи как социальной единицы;

    - организация семейных клубов, которые позволяют создать ситуацию успеха для каждой семьи без исключения и которая сопровождается положительными эмоциями участников детско-родительского коллектива, позволяет учитывать индивидуальность каждого участника, как взрослых, так и малышей;

    - использование сайта детского сада для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи.

    Такие формы работы позволят организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного развития и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома, активизировать готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, установить положительный психологический климат в отношениях «родители – дети – педагоги». Но самое главное в организации взаимодействия ДОУ и семьи – отступить от формализма в организации данной деятельности. Необходимо стремиться к диалогу, учитывать социальный запрос (интересы, нужды и потребности родителей в вопросах развития и воспитания детей), организовать «открытость» дошкольного учреждения для родителей.

    Сегодня, конечно, инициатива больше исходит от педагогов, но уже можно сказать, что родители все более активнее откликаются на предложения педагогов к сотрудничеству и признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

    Наше дошкольное учреждение в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, уделяет огромное внимание взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников. Совместно с родителями оформили портфолио для каждого ребенка, в котором есть странички «Посоветуйте мне» и «Спрашивайте, родители», где родители могут задать интересующий их вопрос, а специалисты, работающие с ребенком, могут дать рекомендации и оказать помощь в решении вопроса, возникающего у родителей.

    Так же нашли отклики у родителей творческие мастерские с участием детей и родителей, когда мамы вместе с детьми проявляют художественное творчество в продуктивных видах деятельности, делятся своим талантом с другими мамами. Проведение совместных творческих конкурсов «Волшебница «Осень», «Рождественская сказка», «Зимний городок» вызывает неподдельный интерес у родителей и воспитанников и позволяет привлечь к участию всех членов семьи.

    Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в организации совместной театрализованной деятельности, в проведении «Круглых столов» на различную тематику, акций «День птиц», «Дерево в ладошках», «Каждая соринка в корзинку», «Совместный экологический субботник», каждая из которых направлена на сотрудничество семьи в рамках не только формирования экологической культуры и воспитания дошкольников, но и повышения ответственности и роли родителей в воспитании своего ребенка.

    Организация совместных спортивных мероприятий «Осенний семейный марафон», «Зимняя спартакиада», «Мама, папа, я – здоровая семья» направленны на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, улучшает психологический климат семьи и учреждения.

    Многие из этих мероприятий стали традиционными для детского сада и родителей.

    Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи – двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.

    Список использованной литературы:

    1. Журнал «Управление ДОУ», 2013г.
    2. Любчик С.А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/ Управление ДОУ. 2013. № 6.
    3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М., 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

    На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

    Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

    В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

    Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

    Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...

    "Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"

    Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

    Консультация для родителей: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО»

    Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей ...

    "Современные формы организации взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС ДО "

    Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необ...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «формирование перв...