Разнообразие форм и методов ориентации детей на познание и деятельность в окружающей экологической среде.
методическая разработка на тему

Бакушкина Елена Викторовна

Разнообразие форм и методов экологического воспитания дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разнообразие форм и методов ориентации детей на познание и деятельность в окружающей экологической среде.

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению- формированию необходимых знаний, суждений, понятий убеждений.

Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок, подросток поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека- земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений, в которых активное участие принимают старшие дошкольники, благодаря чему формируется их экологическая культура и любовь к природе, потребность в ее сохранении на перспективу. В таких делах, направленных на воспитание гуманного отношения детей к окружающей природе у них формируется гуманизм как нравственное качество, усваиваются нравственные правила и нормы заботливого отношения к окружающей их природе.

Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развитие ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, на наш взгляд, включает:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка- дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно – правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношению к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций        (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с природой); [34]

-  освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;[27]

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Современные дошкольники получают  большой объем информации о природе из телепередач, книг, журналов. Задача педагога - в процессе обучения активизировать этот запас знаний и привести его в систему. Детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект.

Для дошкольного уровня достаточно выделить всего несколько крупных направлений. Выделяется три таких направления: биоэкология (классическая экология), социальная экология (в том числе и экология человека) и прикладная экология ( охрана природы). Все эти направления должны быть в той или иной степени отражены и в содержании экологического образования дошкольников как первой ступени единой непрерывной системы экологического образования. [17]

В содержании многих программ и методических разработок преобладают знания биоэкологи: о живом организме, о связях « организм – среда, экосистема».  Разработки воспитателей зачастую ограничиваются природоохранными темами. Формирование же чувства ответственности у дошкольника, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных  и растений, а на ознакомлении  с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой), эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.

Второе природоохранное направление- заучивание правил поведения в природе. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения (принцип прогностичности). Следовательно, природоохранные знания тесно связаны со знаниями биоэкологи, должны трансформироваться в поведенческие установки и отношения к природе.

Включение в программу ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. [31]

Экологические знания - не самоцель, но они способствуют формированию у ребенка определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, желания и умения действовать. Важно также воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. Как уже отмечалось, для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому содержание экологического образование дошкольников включается и элементы географических, исторических знаний, искусства.

С выходом в свет законов РФ « Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании»  и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.[43] Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:[12] [28]

Экологические занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки,  а также  КВН, аукцион, марафон, различные викторины, «Поле чудес», различные экологические акции,  обсуждение и проигрывание ситуаций, трудовой десант, Зеленый патруль и Клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», ведение фенологических календарей природы,

коллекционирование, экологические выставки и экспозиции, экологические музеи, день (неделя) экологического творчества,

экологические праздники и фестивали, экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры путешествия и т.д.), экологические сказки,

экологические тренинги, инсценировки, театрализации и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой группой детей( старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе, формировать положительное эмоциональное отношение к ней; желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

Уроки мышления.

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы. Познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей.

Экологические экскурсии – экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе, местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Коллекционирование.

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель их - ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Экологические наблюдения.

Их цель - сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Практическая деятельность детей.

Ее цель- закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Зеленый патруль.    В последнее время в практику работы со старшими дошкольниками входит зеленый патруль, который обходит территорию  детского сада, отмечает объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимает меры по ее оказанию и т.п.

Экологический музей.  Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир     (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей), вода, её использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; « Голубые и зеленые патрули, их деятельность»; « Жизнь животных в лесу»;       « Таинственный мир насекомых» и т.д.

Экологические тропы.  В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты. Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники- исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми.

В педагогическом процессе детского сада используются (как сказано выше) различные формы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми   (фронтальная форма организации) или с подгруппами детей. Труд и наблюдение за природой лучше организовывать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения [12]- это способы совместной деятельности воспитателя и детей,  в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру. В экологическом воспитании детей широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представление детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда- при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируется  во время чтения или рассказа воспитателя.

Наблюдение- это специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.  Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимо частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи  и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и взаимоотношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит,  решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми                             (с небольшими группами), так и со всей группой. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. А в зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому воспитанию детей"

Семинар-практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей ЗНАКОМСТВО С РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С КНИГОЙ

ЗНАКОМСТВО С РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С КНИГОЙ...

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...

Консультация «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ...