СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ФЭМП
презентация на тему

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.

Каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Это можно понять, если составить модель успешного занятия.

Успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.(слайд 14)

Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. К занятиям необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.) (слайд 13)

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких НОД.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач

 

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие – что развивать, закреплять:

- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,

- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

в НОД по ФЭМП используются следующие методы обучения :

игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…(слайд 5)

 

Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

 

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. 

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)(слайд 4)

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя

Многократное упражнение детей.

 

(слайд 3) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

модель успешного занятия по ФЭМП выглядит следующим образом (слайд 2). 

А как ещё можно развивать познавательный интерес детей и увлечь каждого ребёнка математикой? Можно предложить следующие приёмы и методы (слайд 6) :

Игровые проблемно практические ситуации (слайд 8)

В чём суть игровой проблемно практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками символами, способами действий, с определённым логически построенным порядком выполнения действий; создаёт особые условия, которые побуждают ребёнка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новое для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения , выдвигая разные пути их решения, рассуждая теоретически или действуя практически , анализируя каждый из них.

Рассмотрим, например, ситуацию «Готовимся к празднику». Дети объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает установку: отправится на ёлочный базар и подобрать ёлку к новогоднему празднику. Какая нужна ёлка? Такая , чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг неё было бы удобно водить хоровод. На большом общем панно с помощью аппликации сконструирован «ёлочный базар»: ели разной высоты и с различным размахом веток.

Каждая группа получает панно с изображением помещения, где будет установлена ёлка. Одна группа «покупает» ёлку для своих детей, т. е. такую, которая могла бы поместиться в комнате, где они «живут» (по высоте и по ширине). Другая группа играющих «покупает» ёлку для детского сада, в котором зал просторнее и значительно выше, чем комната. Третья группа « готовит» ёлку для большого дворца. его зал значительно выше и шире, чем зал детского сада. Четвёртая группа подбирает ёлку, которая будет установлена на главной городской площади.

В рассматриваемой игровой проблемно-практической ситуации дети начинают поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Сначала они обсуждают знакомые им способы сравнения: определить на глаз, примерно, отклеить ёлочку и примерить её к размерам комнаты и др. Тогда «продавец», роль которого выполняет воспитатель, вводит условия, которые усложняют задачу: не допускается использование глазомера, так как нужны чёткость и доказательность решения . Детям, кроме того, из беседы с «продавцом» становится понятно, что известные способы непосредственного соизмерения ( наложение и приложение) невозможны : комнату нельзя отнести на базар а каждую ёлку нельзя принести с базара , чтобы примерить, годится ли она для данного помещения.

Каждая группа подходит к открытию нового способа соизмерения - измерения с помощью условной мерки сначала исходного объекта, задающего условия (высоты и ширины помещения), а затем последовательного измерения различных объектов и выбор из них того, что соответствует заданным параметрам.

Лидерами в таких группах становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наиболее количество вариантов. Словесное обсуждение, продумывание способа решения и его осуществление позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе»: общая ответственность за результат деятельности побуждают их помогать друг другу, контролировать действия партнёров и при необходимости корректировать их.

Таким образом, результаты ряда исследований показали, что использование игровых проблемно-практических ситуаций в дошкольной дидактике имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания необходимости занятий при решении нестандартных практических ситуаций;

-приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

-отработка алгоритма поискового поведения;

-усвоение познавательной информации не про запас, а с целью регуляции игровых и учебно-практических действий;

-развитие эстетического мышления;

-исчезновение боязни ошибок;

-возможность прямого и игрового взаимообучения партнёров;

-возникновение «вкуса» к процессу познания.

Математические сказки (слайд 9)

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.

Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё. Живой интерес, который возникает у ребёнка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольников в тоже время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить ,аргументировать ход своих решений.

Сюжетно-дидактическая и сюжетно-ролевая игры (слайд 10)

Обучение на НОД - одна из форм прямой передачи знаний в определённой системе и последовательности ,важное звено умственного воспитания в детском саду. Сюжетно-дидактическая игра, организованная после занятий даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой. Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры, можно выделить следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр:

a)Отбор математических знаний, полученных на НОД, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

b)Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.

c)Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

d)Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка^ дополнение ролей, включающих математические действия.

e)Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль.

f)Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка).

g)Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Сюжетно-дидактическая игра «Дом Моделей»

Математические задачи:

>Закрепление порядкового счёта ;

>учить устанавливать сериационный ряд из 10 предметов;

>закрепление умений и знаний о способах измерения;

>закрепление таких математических понятий, как « высокий – низкий», « толстый –тонкий», «длинный – короткий»;

>закрепление знаний о геометрических фигурах;

>закрепление знаний о структурных элементах геометрических фигур (вершины, углы, стороны);

>закрепление речевых навыков использование в речи таких математических понятий , как размер, форма , фигура; называние всех свойств, присущих и не присущих объектам;

>закрепить представления последовательной зависимости 5-10 предметов по величине;

>закрепление представлений об отношениях между числами, об отношениях и зависимостях части и целого, зависимости величины частей от размера целого предмета;

>закреплять умения практического и глазомерного сравнения;

>закрепление умения измерения с помощью условных мерок

Математическое содержание:

-подбор одежды для каждой куклы;

-изготовление новых моделей;

-демонстрация моделей, используя математические термины;

-самостоятельное нахождение способа оценки;

-самостоятельное высказывание о количестве, способах деления, отношениях между величинами;

-действия кройки и шитья.

Моделирование (слайд 7)

Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

Рекомендации работы с моделями

1. При знакомстве с моделями необходимо указать, что это не просто схема или что-то ещё, а приближенное описание оригиналов.

2.Объяснить детям, что некоторые явления или процессы (например, время), которые мы не видим и не можем потрогать руками, можно изучить только с помощью их моделей.

3.Модели можно строить по-разному. Они могут быть плоскостными (карты, схемы, таблицы) и объёмными.

4.Детьми будет осознавать лишь то содержание воспринимаемого, которое будет выступать как предмет, на который были направлены действия детей.

5.При работе с моделью должно быть совпадение двух типов действий: действия, вызываемые наглядным пособием, и действия, которые ребёнок должен осуществлять для решения поставленной задачи.

6.Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее.

7.Перед работой с моделью можно провести вводную, ознакомительную беседу, чтобы познакомить детей с оригиналом.

8.Перед тем как провести занятия с моделью, можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей.

Головоломки, ребусы, игры-лабиринты (слайд 11)

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. К занимательному математическому материалу относятся и развлечения на математическом материале.

Головоломки бывают арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, ребусы). Есть головоломки, рассчитанные на игру фантазии и воображения. Из всего многообразия головоломок в старшем дошкольном возрасте наиболее приемлемы головоломки с палочками. Эти задачи можно объединить в 3 группы:

1.Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.

2.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3.Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В работе с детьми 5-6 лет используют простые логические упражнения и задачи, с целью развития умений анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять.

Последовательность выполнения упражнений:

-чем отличается одна картинка от другой? Найти несколько отличий;

-найди два одинаковых предмета (по цвету, форме и т.д.);

-какая фигура лишняя и почему;

-продолжить ряд изображений, уловив закономерность; на основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру; лабиринты.

Лабиринты развивают у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление ,ловкость. Сначала детям предлагают несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти дупло, девочке - выйти из леса. Это переплетение 3-4 линий. В последующем используют более сложные, бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить, воспитывать настойчивость, достижении цели.

Следует отметить, что работа с использованием кроссвордов может осуществляться только при наличии определённых условий: знания детьми алфавита, высокого уровня развития звуковой культуры речи.

Коллекционирование (слайд 12)

Коллекционирование - доступный и интереснейший вид совместной деятельности, который обеспечивает учет индивидуальных интересов детей и взрослых и может удовлетворить потребность «собирательства чудесных сокровищ», которая так присуща маленьким детям. Коллекции можно использовать:

-на познавательных занятиях эстетического цикла как наглядный или раздаточный материал для любования, обследования или экспериментирования;

-в игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины и конкурсы, сюжетно-ролевые игры - «экспедиция», «геологи», «музей», театрализованные - реквизит, предметная среда);

-участие в выставках в ДОУ, в общественных местах;

-в свободной совместной деятельности детей, и взрослых (рассматривание, анализ, сравнение, классификация, исследования и др.);

-в трудовой деятельности;

-в развитии речи (например, развитие связной речи при описании коллекции, рассуждение, повествование, как основа для сочинительства);

-как способ организации индивидуальной деятельности по интересам в том числе досуг, кружковая работа ).

Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребёнка, для развития глубокого познавательного общения с взрослым и со сверстниками, и - что не мене важно - для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики.

Содержание уголка занимательной математики.

1)Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.

2)Дидактические игры с наглядным материалом, знакомый детям по занятиям.

3)Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

4)Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).

5)Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).

6)Шашки, шахматы и другие настольные игры.

7)Дополнительный рабочий материал ( цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т. д.).

несколько слов хочется сказать об оценке деятельности детей на НОД (слайд 15).

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне её. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.


 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Архангельская С.А. Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 211» г. Саратова Совершенствование мастерства воспитателей по ФЭМП

Слайд 2

Компетентность воспитателя Модель успешного ФЭМП Речь воспитателя Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала Выбор оптимальных методов и приёмов Готовность воспитателя к НОД по ФЭМП

Слайд 3

Речь воспитателя должна быть: Грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики Точной, краткой, чёткой, ясной

Слайд 4

Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала Материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Материал должен быть различным на каждом занятии Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой) Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

Слайд 5

Методы обучения Игровые (дидактические игры, дидактические упражнения) Словесные ( вопросы, разъяснения, указания) Наглядные (демонстрационный и раздаточный материал) Практические (упражнения, игровые задачи, дидактические игры, дидактические упражнения)

Слайд 6

Как развивать познавательный интерес детей и увлечь каждого ребёнка математикой? Игровые проблемно практические ситуации Математические сказки Сюжетно- дидактическая игра Моделирование Головоломки, ребусы, игры-лабиринты Коллекционирование

Слайд 7

Моделирование С помощью метода моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому. Модель времени сек мин час сутки месяц год

Слайд 8

Игровые проблемно практические ситуации Создание воспитателем особых условий, которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретать новое для решения нестандартных задач

Слайд 9

Математические сказки Вживаясь в события сказки, ребёнок становится её действующим лицом. Повышается познавательная активность: ребёнок стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё

Слайд 10

Сюжетно- дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра, организованная после НОД даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления

Слайд 11

Головоломки, ребусы, игры-лабиринты Арифметические Геометрические Буквенные Головоломки с палочками Кроссворды и др.

Слайд 12

Коллекционирование Это доступный и интереснейший вид совместной деятельности, который обеспечивает учёт индивидуальных интересов детей и взрослых, может удовлетворять потребность детей к «собирательству чудесных сокровищ»

Слайд 13

Готовность воспитателя к НОД по ФЭМП - продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний, - подобрать разнообразный материал, - продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)

Слайд 14

Компетентность воспитателя Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией в данной области. Это: Множество Число Счётная и вычислительная деятельность Величина Геометрические фигуры Время Пространство “Небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования”.

Слайд 15

О б оценке деятельности детей Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Школы совершенствования педагогического мастерства воспитателей

В данной работе представлен План повышение профессионального мастерства педагогов, оказание помощи в разработке индивидуального стиля педагогической деятельности....

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

«Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по продуктивной деятельности»

«Продуктивные виды деятельности», «мастерство», «творчество»: что это такое? Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству....

«Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Под математическим развитием дошкольников следует пони¬мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представ...

Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Согласно ФГОС ДО  к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в програм...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Гроамотная полезная консультация СПАСИБО!