«Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по продуктивной деятельности»
методическая разработка на тему

Токаренко Марина Викторовна

«Продуктивные виды деятельности», «мастерство», «творчество»: что это такое? Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Совершенствование мастерства педагогов

на занятиях по продуктивной деятельности»

(семинар-практикум для педагогов)

Заместитель заведующей по УВР

Токаренко М. В.

г. Ессентуки

2015 год

План проведения:

  1. Информационная часть.
  1. «Продуктивные виды деятельности», «мастерство», «творчество»: что это такое?
  2. Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству.

  1. Практическая часть.
  1. 2.1.Обсуждение вопросов:

- Как вы развиваете свои собственные творческие способности?

- Как в вашей группе создаются условия для реализации  творчества детей в продуктивных видах деятельности?

2.2. Работа в подгруппах: рисование дерева  (лепка человека) в разных возрастных группах

  1. Практический инструментарий:

Памятка для воспитателей

Уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара – «Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по продуктивной деятельности». Напишите, пожалуйста, на листочке, что вы ждёте от нашей встречи?(1-2 минуты) Кто-нибудь желает озвучить свои ожидания?

(высказывания педагогов)

А мне хотелось бы, чтобы каждый из присутствующих получил какие-то новые знания (или освежил в памяти давно забытые), воспользовался ими,  и занятия продуктивными видами деятельности стали бы более насыщенными, интересными, творческими.

Давайте  сначала разберёмся в понятиях.

  • Что такое «продуктивные виды деятельности»?

Продуктивные виды деятельности – это виды деятельности, в которых ребёнок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объёмного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации.  К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность.

  • Что же такое «мастерство»?

Мастерство – глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий.

  • Что такое «творчество»?

Творчество – деятельность, в результате которой создаётся что-то новое, оригинальное, проявляется воображение, находятся средства для воплощения замысла.

  • Что такое «семинар»?

Слово «семинар» – в переводе с латинского «рассадник», распространитель научных и методических знаний. Эта форма работы позволяет повысить профессиональное мастерство педагога. Цель семинаров – не простое информирование педагогов о личностно ориентированном образовании, а помощь им в осознании личностно-ориентированного образования как стратегической линии обновления всего педагогического процесса.

    Следует помнить, что все виды продуктивной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.

     К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы.

   

   Давайте обсудим, как эти методы и приёмы стимулируют детей к творчеству.

      Беседы  помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы.

      С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы.

       Обучение  разным  вариантам изображения (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т. д.),– формирует у детей  представление о различном подходе в передаче образа. Обучая детей различным техникам изобразительного творчества, делают акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном копировании предмета.

       Как тематические выставки, небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно – прикладного искусства способствуют развитию творчества детей?

- дети видят разнообразие изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура и т. д.)

- Видят, что один и тот же предмет разные люди изображают по-разному

      Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения. Так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём - наоборот, - ярким, красочным, предмет хорошо виден. Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

      Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, в музеи, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи. На творческих занятиях необходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.

        Одним из методов являются творческие задания.

Как вы думаете, что это такое? (ответы педагогов)

 Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения.

     В заданиях творческого характера, например,  по рисованию, воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. Необходимо спросить у детей, какие цвета им больше нравятся.

   

 Скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы каждый ребёнок на занятии смог проявить своё творчество?

- сначала НАУЧИТЬ, так как ребёнок должен иметь элементарные изобразительные навыки;

- исключить навязывание штампов и стереотипов (трава - зелёная, а небо – синее), отрабатывание алгоритмов продуктивной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги  в изображении снеговика);

- дать детям возможность самовыражаться;

- предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы!

        Безусловно, необходимым условием для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д.;  аппликация из бумаги, природного материала, из бросового материала; лепка из пластилина, из глины, из теста). Знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования (пальцем, ладошкой, изонить, монотипия),  различными  способами аппликации – обрывная, объёмная, квилинг (из скрученных тонких полосок бумаги и т. д.).  На лепке важно использовать и дополнительные материалы (семечки, макароны, зубочистки, трубочки для коктейля, пуговицы и т. д.) для передачи более ярких образов.

        Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

        Создание какой – то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.

     Кроме того, на занятиях аппликацией необходимо использовать жидкий клей (обойный, ПВА), а не клей-карандаш. При работе с жидким клеем дети пользуются кисточкой, учатся аккуратно намазывать заготовку, убирать излишки клея тканевой салфеткой, видят результат своей работы (аккуратная или нет).

    Как вы считаете, почему на занятиях продуктивными видами деятельности подгруппы детей должны быть «смешанными» («сильные» + «слабые» дети)?

    (чтобы у воспитателя была возможность больше внимания уделить «слабым» детям)

Уважаемые коллеги! Развиваете ли вы свои собственные творческие способности? Каким образом?

(чтение специальной литературы, знакомство с нетрадиционными техниками, самостоятельное придумывание способов изображения и т. д.)

Скажите, пожалуйста, а как в вашей группе создаются условия для развития творчества детей?

  (Материал для рисования, лепки, аппликации находится в доступном для детей месте, разнообразен; детям предлагается много дополнительного материала – бисер, семена, макароны, зубочистки, камушки и т. д.)

А сейчас предлагаю вам небольшое творческое задание.  Изобразите, пожалуйста, кошку (на выполнение задания – 5 минут). Весь необходимый материал вы найдёте на столе.

(На отдельном столе расположен  различный материал для рисования, лепки, аппликации: бумага цветная, белая, ножницы, клей, кисточки, пластилин, стеки, карандаши, краски и т.д.) Педагоги сами выбирают, как будут изображать кошку – рисовать, лепить…

Проанализировать работы, обсудить их. Обратить внимание, какой способ изображения выбрали большинство педагогов. Почему? Значит, другие способы вызывают затруднение? Творческим ли было задание? Почему?

Вам было дано домашнее задание: проанализировать программу по всем возрастам и определить:

- последовательность занятий продуктивными видами деятельности

- как учить детей изображать дерево и человека в 1 мл, 2 мл, средней, старшей и подготовительной группах.

  Предлагаю вам поработать в группах

 1 группа будет рисовать дерево, а 2 группа - человека так, как это  делают  во всех возрастных группах. (Раздать на подгруппы листы А-3)

Давайте проанализируем  полученные результаты (см. таблицу)

Рисование

Дерево

группа

Программное содержание

1 младшая

Падающие листья. На готовом изображении дерева

2 младшая

Начинать обучение с рисования красками, т. к. это облегчает передачу формы ствола.

  1. проводится линия земли
  2. нажимом на весь ворс кисти сверху вниз рисуют ствол.
  3. руками показать направление веток (поднять вверх), воспитатель на мольберте показывает способ их изображения.

Средняя

-//- + ёлка

Старшая

Наблюдая за кружевом ветвей деревьев, отражают свои впечатления в рисунке

Подготовительная

Соотносить размеры изображаемых предметов

Учить передавать не только форму, но и тоновые отношения, цвет (одна часть ствола, листа – тёмная, другая – светлая)

Композиционное расположение рисунка начинать с аппликации! (фланелеграф)

Человек

Группа

Программное содержание

1 младшая

-

2 младшая

-

Средняя

Даётся очень трудно! Необходимо начинать с лепки!  Рисуют, начиная со 2 полугодия. На 2-3 занятиях упражняются в рисовании куклы, героя сказок.  Важно, чтобы тематика рисунков непосредственно была связана с опытом детей, интересна и увлекательна для детей. Дети рисуют:

-девочку в длинной шубке (обращая внимание на то, что шубка книзу расширяется)

-сначала изображают очертания фигуры, а затем воспитатель предлагает нарисовать глаза, рот, украсить шубку.

Старшая

Набросок выполняется лишь для прорисовки формы. Деталь выполняются цветом (фигура человека прорисовывается простым карандашом, а лицо и одежда – цветными карандашами или краской)

* начинают изображать человека в движении.

Подготовительная

Продолжают изображать человека в движении. Обращают внимание детей на положение рук, ног ( когда человек сидит, стоит, идёт)

Лепка

Человек

группа

Программное содержание

1 младшая

Куклы из 2 комочков (неваляшка), из столбика и шарика

2 младшая

-//-

Средняя

Лепка конусообразной формы путём вытягивания одной из сторон столбика пальцами (девочка в длинном платье)

Старшая

Изображение человека по типу народных игрушек.

Развивать умение передавать особенности формы, движения, фактуры (путём налепа и углублённого рельефа, использование стек разной формы), создавать характерные детали (нос, рот, глаза), включать дополнительные элементы (корзина в руках девочки и т. д.)

+ новый способ скрепления деталей, когда одна деталь вставляется в углубление другой и место соединения замазывается

подготовительная

Вылепливание разных деталей (длинный нос Буратино, Косички у Машеньки).

Передаются движения (согнутая фигура Бабы Яги)

+ новый способ установки фигур: при помощи каркасов-палочек, которыми укрепляют конечности фигур; при помощи дополнительных предметов, которые служат точками опоры (палка Деда Мороза, метла Бабы Яги)

+ разные способы лепки головы и туловища (из 1 куска, из разных кусков)

Итак, какие выводы можно сделать?

- Композиционное расположение рисунка начинать с аппликации! (фланелеграф)

- начинать обучение изображению дерева с рисования красками

- изображение человека начинать с лепки.

Уважаемые коллеги!  

Сегодня на семинаре мы говорили о том, какие методы и приёмы используются для развития творческих способностей детей, что такое творческое задание и как правильно способствовать развитию творчества на занятиях.

   А теперь вернёмся к началу семинара, когда вы писали, чего же, собственно, ждёте от этого мероприятия. Теперь на обратной стороне ваших листочков  прошу вас написать, сбылись ли ваши надежды, что удалось, а что – нет. Какие вопросы остались не раскрытыми?  Какой теме, на Ваш взгляд, необходимо уделить  больше внимания на следующем семинаре?

      В вашу педагогическую копилку предлагаю «Рекомендации педагогам по проведению занятий продуктивными видами деятельности», а так же консультацию «Описание нетрадиционной художественной техники»

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - Москва: Мозаика- Синтез, 2008г.

  1. Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009г.

  1. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. - Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2002г.

  1. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - Москва: Айрис – пресс, 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

«Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Под математическим развитием дошкольников следует пони¬мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представ...

Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Согласно ФГОС ДО  к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в програм...

семинар-практикум для педагогов : "Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела &l...

«Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и приемов в работе с детьми по математическому развитию и практическому освоению навыков счета; повысить уровень профессио...