СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Плешакова Юлия Владимировна

План

1.Обзор и характеристика эмоционального состояния воспитанников группы.

2.Пути повышения эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.

3.Перспективы работы над условиями создания максимального эмоционального благополучия в МБДОУ.

(СЛАЙД 1)

  Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в ДОУ, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

    Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности для нас, взрослых.  (СЛАЙД 2)

   Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в воспитательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей.

   Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в ДОУ и вне его. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребенка.

  Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимы некоторые условия, которые представлены на слайде (СЛАЙД 3).

   В нашем детском саду мы ежегодно проводим диагностику эмоционального благополучия детей в группе, что дает нам возможность выявить детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность в потребности в общении со сверстниками, трудности установления контакта с ними. Опыт работы показывает, что основными причинами эмоционального неблагополучия детей в группе служат явные признаки агрессивности детей, высокий индекс тревожности, низкий уровень развития коммуникативных умений, неуверенность в себе. Это натолкнуло нас на мысль, что развитие эмоциональной компетентности у старших дошкольников возможно посредством создания условий, направленных на обогащение представлений детей об эмоциональном мире, способах выражения негативных чувств, а также формирования коммуникативных умений и навыков детей, повышения уверенности в себе и своих силах.

   В первую очередь, необходимо обогатить эмоционально развивающую среду в детском саду, которая определяется наличием в каждой группе «Эмоциональной зоны». Так, для знакомства детей с различными эмоциями и настроениями людей, в группах имеются иллюстрации, (СЛАЙД 4)  отражающие огромный мир эмоциональных состояний, а именно фотографии людей, сюжетные картинки различных жизненных ситуаций, также используются такие дидактические игры (СЛАЙД 5), как «Домик настроений», «Путешествие в мир эмоций», «Наши чувства и эмоции», «Кубик с эмоциями», (СЛАЙД 6)«Эмоциональное лото».

   В нашей группе, в рамках оздоровительной программы, проводятся специальные занятия из цикла «Эмоции и здоровье».(СЛАЙД 7) Занятия включены в план и проводятся один раз в месяц. Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. (СЛАЙД 8) Основные задачи занятий: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме этого, на занятиях дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, (СЛАЙД 9) что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легко переносить аналогичные, но более сильные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

  В каждой группе мы рекомендуем создать «Дерево Эмоций». (СЛАЙД 10) Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.

    Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на  дереве свое настроение. Цель:  диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал красный цвет, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно. Такой анализ помогает  разобраться в причинах переживания ребенка и по возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка.

     И, наконец, необходимо отметить, что нами ведется работа с детьми по повышению у них уверенности в себе и своих силах, снижению уровня тревожности, поскольку только уверенный в себе человек, не боясь быть отвергнутым, легко контактирует с окружающими и способен не только поделиться своей радостью с окружающими, но и совместно со своими сверстниками пережить их любое эмоциональное настроение. Также мы рекомендуем оформить в группах «Уголки достижений воспитанников», «Копилку добрых дел», «Трон именинника».(СЛАЙД 11-12-13)

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. (СЛАЙД 14-15) Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве  ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным  для развития эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_tochno.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО- БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ ДОУ

Слайд 2

Эмоциональное благополучие ребенка - есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в воспитательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей.

Слайд 3

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах); равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; гибкий, личностно-ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения; тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками; создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности; внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи; тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

Слайд 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Слайд 6

«Эмоциональное лото»

Слайд 10

«ДЕРЕВО ЭМОЦИЙ»

Слайд 11

Здравствуйте, я пришел Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.

Слайд 13

Копилка добрых дел

Слайд 14

Уголок именинника Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.

Слайд 15

Календарь эмоций

Слайд 17

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ 1. Будьте искренними с детьми. 2. Называйте каждого ребёнка по имени. 3. Будьте знакомы с миром ребёнка, его жизнью и персональными интересами. 4. Используйте утверждения типа: «Я заметила…» (обратила внимание). 5. Улыбайтесь, дотрагивайтесь (когда это целесообразно) и старайтесь установить визуальный контакт. 6. Будьте внимательны к событиям, происходящим в жизни ребёнка, всякий раз, когда это возможно. 7. Уважайте ребёнка за его мнение. 8. Если можно, лично рассказывайте о своей жизни, о случаях из неё. 9. Не осуждайте ребёнка. 10. Слушайте и вникайте. 11. Предоставляйте ребёнку, возможность выбора решения и мнения. 12. Признавайте свои ошибки. 13. Принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители. 14. В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. 15. Будьте затейником и участником детских игр и забав. 16. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него. 17. Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. 18. Помните, ребенок Вам ничего не должен. Это Вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным. 19. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации поймите, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов. 20. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. 21. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в Вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детского сада

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности...

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детского сада

Эмоционально благоприятная атмосфера в группе детского дошкольного учреждения очень важна для благополучия, психологического здоровья гармоничного развития детей. Воспитателю группы необходимо уметь с...

Консультация для родителей "Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе"

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности...

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Для создания благоприятной атмосферы в группе воспитателю необходимо вложить свое педагогическое мастерство, актерские, творческие, организаторские спо...

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформулировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательност...

"Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе в период адаптации к ДОУ"

Публикая в сборнике научно - методических статей (2014 г.); сборник "наука, религия и искусство в психологическом познании человека" ( 2014г.)...

Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе для детей раннего дошкольного возраста

Сообщение из опыта работы "Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе для детей раннего дошкольного возраста" позволит создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для у...