Консультация для родителей "Малыши и творчество"
консультация на тему

Таюнда Татьяна Моризовна

О развитии детской изобразительной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyshi_i_tvorchestvo.docx235.12 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:

воспитатель

Т.М. Таюнда

МДОАУ детский сад «Ёлочка»

город Пыть-Ях

Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребенка. В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность.

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения и осмысления действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).

Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка - интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной.

Специфика изобразительной деятельности заключается в возможности конструирования ребенка из разнообразных изобразительных материалов второй натуры, что объективно предполагает необходимость ее познать, соприкоснуться с присущими ей духовными и материальными ценностями, выразить к ней свои отношение и, сохраняя обязательное условие, работать «по законам красоты», получать результат.

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, оценивать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У ребенка развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению ученых, развитие руки определяет развитие мышления ребенка.

Задачи взрослых: в этот период обеспечивать детей материалом, рассматривать вместе с детьми иллюстрации в книгах, предметные картинки, непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах детей простейшие изображения, интересоваться действиями детей с пластилином, красками, фломастерами, «читать» и обыгрывать первые детские рисунки, почаще хвалить малышей, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребенка в свои силы, учить простейшим способам изображения, способам действия с материалом.

Успехи придут к ребенку только в том случае, если взрослые создали все условия для возникновения и развития изобразительного творчества.

Бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться - все дети разные, темпы развития - тоже. Малыш достигнет необходимого уровня позже. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке, по поводу рисунка и т.д. Малыш фактически рассказывает в рисунке о себе, о том, что его радует, огорчает. Нужно сохранить желание общаться со взрослыми через рисунок. Это начало более удивительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Очень важно, чтобы ребенок не захлопнул пред взрослыми свою думу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой.

Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.

Художественное творчество детей 3- 4 лет

Хорошо известно, что почти все маленькие дети испытывают потребность в рисовании. В их руках карандаш, шариковая ручка, фломастер, маркер и другие материалы сразу же находят применение - в результате на бумаге, а иногда и на окружающих ребенка предметах, обоях, мебели появляется множество точек, черточек, линий. Сама возможность действия с изобразительными материалами чрезвычайно привлекательна для ребенка, потому что доставляет огромное удовольствие от экспериментирования, а получение результата вызывает чувство гордости. Это очень важно для формирования уверенности в себе и своих возможностях. Именно поэтому ученые с таким интересом относятся к периоду каракулей и рекомендуют окружающим ребенка взрослым создавать благоприятные условия для этого.

В возрасте 3-4 лет многие дети уже делают первые шаги в рисовании; под руководством взрослых знакомятся с изобразительными материалами и с помощью доступных средств выразительности передают свое отношение к окружающей их действительности, давая, таким образом, выход накопившимся жизненным и эстетическим впечатлениям. Кроме того, по мнению ученых, маленькие дети уже способны проявлять элементы творчества, создавая выразительный образ, элементарный по содержанию, но художественный в своей основе.

К сожалению, не все дети в этом возрасте проявляют интерес к рисованию.

Так, может быть, оставить их в покое и не учить рисовать?

Или подождать, пока они станут старше?

Педагоги, психологи и физиологи считают, что дети 3-4 лет рисовать должны обязательно.

Во - первых, для маленьких детей рисование является синкретичным видом деятельности, органично объединяющим в одно целое игру и речь и влияющим на общее развитие ребенка.

Во - вторых, именно в этом возрасте у детей закладываются основы рисования, как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании, лепке, аппликации зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на следующих возрастных этапах.

Педагоги и психологи считают: сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации?

Как научить ребенка 3 -4 лет проявлять творческие способности в продуктивных видах деятельности? Ведь в силу своего возраста он не должен учиться! Как добиться, чтобы он захотел рисовать, лепить?

В результате специального психолого - педагогического исследования (Т.Н. Лоронова, С. Г. Якобсон) было установлено: интерес к рисованию практически у всех детей этого возраста возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым и включенной в контекст игровой технологии, в основу которой положен следующий принцип. Методы и приемы, которые будут использоваться при обучении детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации, должны соответствовать способам построения сюжетно - ролевой игры детей этого возраста.

Общеизвестно, что в младшем дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покормить, причесать игрушку, покатать ее на машине и т. п.). И, если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы все условия (есть изобразительные материалы, с помощью которых малыш сможет реализовать свою потребность), то процесс рисования становится осмысленным и интересным. Например, взрослый говорит детям, что их игрушечные зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе нет травы, и появится она только в том случае, если дети нарисуют ее. Так у них появляется потребность в создании изображения, и они готовы учиться рисовать траву. Малыш понимает, что делает важное дело - кормит голодного зайчонка, а это необходимо для его социально - личностного развития. Кроме того, ребенок получает огромное удовольствие от совершаемых им игровых действий. Таким образом, объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, педагоги приобретают возможность сделать процесс рисования, лепки, аппликации осмысленным и интересным для детей.

К сожалению, реализуя данную игровую технологию, многие педагоги испытывают серьезные трудности при подборе игровых персонажей, для которых дети должны что - то рисовать, лепить. Обучение детей этого возраста предполагает решение многих задач, связанных с формированием у них интереса к рисованию, лепке, аппликации, с овладением специальными формообразующими движениями, требующими длительных упражнений.

Чтобы увлечь малышей действиями с изобразительными материалами, и в процессе творчества решить задачи, важные для развития ребенка, необходимы дополнительные стимулы в виде значимой для него мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Первые шаги к творчеству"

Консультация для родителей с целью повышения компетентности по  вопросам развития изобразительного творчества дошкольников...

Консультация для родителей <<Совместное творчество ребёнка и взрослого>>

В данной консультации даются советы по развитию и обучению ребёнка с помощью игр, приучению его к послушаниию, обеспечению его нормального физического, умственного и эмоционального развития. Представл...

Консультация для родителей <<Совместное творчество ребёнка и взрослого>>

В данной консультации даются советы по развитию и обучению ребёнка с помощью игр, приучению его к послушанию, обеспечению его нормального физического, умственного и эмоционального развития. Представле...

Консультация для родителей <<Совместное творчество ребёнка и взрослого>>

В данной консультации даются советы по развитию и обучению ребёнка с помощью игр, приучению его к послушанию, обеспечению его нормального физического, умственного и эмоционального развития. Представле...

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

Консультация для воспитателей "Воспитание творчества в подвижных играх и физических упражнениях"

Подвижные игры и физические упражнения составляют основу физической культуры дошкольника. Они всегда являются творческой деятельностью, так как в них проявляется естественная потребность ребёнка в дви...

консультация для воспитателей "Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях".

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности....