консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vospit._nar._tvorch._sredstvo_vospit._lyubvi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

   Наша страна переживает трудное и очень ответственное время. В кризисном состоянии оказались не только экономика, политика, но и духовно-нравственная, культурная, межнациональная сфера жизни. Сегодня в нашем обществе наблюдаются заметные падения нравственных устоев, что в большей степени объясняется незнанием собственных корней и истории народа.

   Жизнь не раз доказала, что духовно-нравственный и культурный разрыв между отцами и детьми оборачиваются для народа трагедией. Ведет к бездуховности, беспамятности, потери смысла жизни. Поэтому сегодня, как никогда, надо всерьез обратить внимание нашего народа к культурному наследию.

   Наш край, не смотря на многие утраты современности, по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля! Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольнику любовь к родному краю? Этот вопрос я ставила не раз, работая с детьми.

   Видя детей, которые слушают рассказ воспитателя о родном крае, понимала, что эта информация не доходит до детских сердец, хотя внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, чувствовала, что не хватает для полного внимания детей, что они живут на Кубани.

   И вот однажды, посмотрев концерт Государственного Кубанского казачьего хора, я была поражена детьми, которые исполняли наши казачьи песни. Эти дети через песни показывают свою любовь к родному краю. Вот чего не хватает нашим детям.

   Я познакомила детей с этим хором через иллюстрации, прослушивание дисков. Кто хоть раз видел и слышал этот хор, тот не забудет его никогда. Подобного в мире нет, и надо гордиться, что он существует именно на Кубани. Такое богатство фольклора, искрящегося из глубокого, народа, имеющего славные казачьи традиции, трудно сыскать.

   Начала петь с малышами, учились петь хороводы, русские народные песни «Ходит Ваня», «У воробушка головушка болела». В средней группе брала уже серьезные народные песни: «Во кузнице», «Где был Иванушка?», «Калинка» и др. Сначала пела сама, дети слушали, затем просили выучить слова к этим песням. Когда познакомила детей с историей нашего края, дети спросили, почему на Кубани поют украинские песни и казачий язык похож на украинский? Разучила с детьми несколько украинских песен «Ой, ходила дивчина», «Шла дивчина лужками».

   В старшей группе начали знакомить детей с кубанскими песнями. Большую помощь оказали родители, после проведенной беседы «Пойте вместе с детьми». Они приносили новые песни, пели их детям, а дети выбирали те, которые им понравились. Теперь уже в группе не осталось не одного равнодушного к нашим кубанским песням. На глазах развивались пассивные дети. Куда девалось их робость, угловатость, замкнутость?

   Мы поставили перед собой задачу продолжить формировать нравственно-эстетические чувства у детей, используя народное искусство. Когда дети полюбили нашу кубанскую песню, она звучала уже и до занятий и во время прогулок, и во второй половине дня. Мы познакомили детей с кубанским промыслом: вязание крючком, вышивкой. Дети с большим интересом и желанием вышивали свои работы в подарок маме в день 8 марта.

   Наш край славится богатым урожаем хлеба, риса. На занятиях и вне занятий, знакомила детей с трудом хлеборобов. Рассматривали картины, читали детскую художественную литературу, выезжали на экскурсию в поле, видели колоски ржи и пшеницы. Дети выучили много пословиц и поговорок о хлебе: «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

   Провели вечера развлечений, викторины по знанию пословиц и поговорок о хлебе. Победители награждались. Кроме того, познакомила детей с ярмаркой. Славилась наша Кубань богатыми ярмарками. Ярмарка – плоды труда работников сельского хозяйства. На одной ярмарке, осенью, познакомила детей с дарами нашего края. На весенней ярмарке участвовали скоморохи, «Цыгане» с медведями, кумушки с русскими самоварами. Выходили нарядные девочки и мальчики, пели задорные частушки, русские народные песни, водили хороводы. Русские девушки в расписных полушалках приглашали на карусель. Но какая же ярмарка без знаменитых леденцов – петушков, да пряников. Дети получили их из расписного терема.

   Позже уже в подготовительной группе провели кубанские посиделки. Ребята должны знать Кубанские обычаи. Дети в кубанских костюмах пели песни, танцевали кубанские пляски, с большой любовью пели песни: «Ой, при лужку, при лужку», «Распрягайте хлопцы коней», «Варенечки», а затем угощали кубанскими варенечками, которые лепили своими руками. Надолго запомнились детям эти посиделки.

   Продолжали знакомить детей с историей нашего города. Проводили экскурсии по памятным местам в городе, на Конзавод, где познакомились с его знаменитыми Кубанскими рассказами, побывали в музее.

   С младшей группы посещаем библиотеку им. Н. К. Крупской. Там проводили в читальном зале беседы о нашем городе, рассматривая иллюстрации, книги о Кубани. Дети очень полюбили сказки Ивана Варавы, рассказ Подкопаева «Край наш тополиный». В конце года провели итоговую беседу о нашем крае, где дети показали неплохие знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»

Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способ...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю.

РЕФЕРАТ: Народное творчество как средство  воспитания любви к родному краю в детском  саду....

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"...

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»...

Консультация для воспитателей: «Народное творчество, как средство духовно - нравственного развития личности ребенка»

Духовно - нравственное воспитание - в узком смысле слова - это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека,...

Хакасские народные игры как средство воспитания любви к родному краю

В материалах авторы отражают ценность хакасских народных игр в приобщении детей к хакасскому языку. Хакасские народные игры в доступной форме рассказывают детям о традициях, образе жизни, быте и харак...