Самоанализ воспитателя ДОУ на первую квалификационную категорию
материал на тему

Полякова Анастасия Валерьевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Октябрьский детский сад «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

профессиональной деятельности

воспитателя

Поляковой Анастасии Валерьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Октябрьский, НСО. 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoydeyatenosti.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Октябрьский детский сад «Светлячок»

Самоанализ

профессиональной деятельности

воспитателя

Поляковой Анастасии Валерьевны

П. Октябрьский, НСО. 2016 г.


Чтобы воспитывать другого,

мы должны воспитать, прежде всего, себя.
Николай Васильевич Гоголь

Я, Полякова Анастасия Валерьевна, работаю в дошкольном образовании  с января 2013 года. Имею высшее педагогическое образование (в 2008 году окончила НГПУ, ИИГСО). В 2015 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации ФГОС» (НИПКиПРО).

Хотя я и получила педагогическое образование, себя в этой области не видела. Мне казалось, что это не моё, не хватит терпения, знания, сил. Сразу после окончания университета пробовала устроиться работать в детский сад, но после дня проведенного там, решила. Что не смогу. Сидела и смотрела, как воспитатель на тихом часе держит ребенка на коленках в приемной (за ним должны были прийти родители), укрыв его своим большим платком, что-то ему нашёптывает, рассказывает. Это было так естественно, спокойно. И я почувствовала, что нет во мне столько тепла и любви, показалось, что не смогу я дать это чужому ребенку!

Как ни странно, но полюбить чужих детей, почувствовать к ним притяжение помог мне собственный ребёнок!

Эта работа стала частью моей жизни, я знаю, что я хочу и могу многое дать детям, что они дают мне гораздо больше!

В современных условиях: внедрения ФГОС и модернизации образования, в первую очередь, необходимо перестроится педагогам. Заниматься самообразованием, использовать современные технологии, делиться опытом. Сегодня, можно сказать, педагоги являются первопроходцами. Для этого я создала свой мини-сайт (электронное портфолио) в «Социальной сети работников образования»  (Приложение №1). Где я делюсь своим опытом и наработками, черпаю опыт других (Приложение № 1.1).

Так же я  принимаю активное участие в жизни детского сада. Участвую в утренниках и развлечениях в других группах, выступала ведущей на развлечении для всех детей нашего сада (Приложение № 2).

Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик, таких как метод проектов, позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

С детьми я работаю 3.5 года. Как  воспитатель я сталкивалась с  такими задачами как: формирование личностных качеств ребенка, развитие внимания, памяти, речи, прививание навыков культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общения со сверстниками, обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанника.

Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. В ходе наблюдения за детьми, выяснилось, что у большинства детей не развито чувство сопереживания, уважения к живой природе. Плохо развиты взаимосвязи между природными явлениями. В то время как роль природы очень важна в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Поэтому, на первый план для меня вышла цель – приобщение дошкольников к природе через ознакомление с ней.

Для этого использовался метод проектов. Я разработала долгосрочный (ещё не завершенный)  «Проект по приобщению к природе детей младшего дошкольного возраста «Времена года»  (Приложение № 3).

Целью проекта является становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного, эстетического отношения к окружающей среде. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- Показать детям многообразие и красоту природы;

- формировать познавательную активность детей;

- формировать положительное, эстетическое отношение к природе;

- Обогащать словарный запас.

Ожидаемый результат:

- Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общение с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру.

- Развитие у детей наблюдательности и познавательного интереса.

- Развитие воображения, эстетического отношения к природе.

Продуктом  проектной деятельности являются (будут являться) выставки детских рисунков, выставки совместных с родителями поделок, праздники и развлечения.

В рамках проекта мною были проведены различные занятия по ознакомлению с окружающим миром (Приложение № 4), занятия по художественно-эстетическому развитию (Приложение № 5). Вместе с детьми я принимала участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков  «Краски Осени» (Приложение №  6). Так же я провела весеннее развлечение «Гори, гори ясно!» (Приложение № 7).

На прогулках я постоянно обращаю внимание на сезонные изменения в природе, на изменения в погоде, на красоту окружающего мира. Постоянно беседую с детьми об этом.  У детей появляется интерес к природе, любознательность. Они стремятся к новым открытиям, к простейшему экспериментированию. Я провожу с ними простейшие опыты со снегом, водой, песком, различными природными материалами (Приложение № 8).

Так же в ходе наблюдения за детьми, было замечено, что ещё одной проблемой является речевое развитие детей. За последние несколько лет дети стали намного хуже разговаривать. И, в последнее время, явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Поэтому в своей работе я, активно использую пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения, физкультурные минутки, которые всегда связанны с темой периода. Постоянно беседую с детьми, добиваясь от них развернутых ответов. Для этого мной были разработаны

  • «Картотека пальчиковых игр для детей от 3 до 7 лет»,
  • «Картотека ЛРУ»,
  • «Картотека речевых игр»  (Приложение № 9).

Так же я изготовила и реставрировала сенсорные игры, такие как «Чудесный мешочек», «Волшебная доска». Родителями воспитанников были так же изготовлены сенсорные игры (Приложение №  10).

Неотъемлемой частью речевого развития является приобщение ребёнка к литературе. Через чтение художественной литературы дети слышат красивую, грамматически правильную речь. Усваивают грамматические конструкции, пополняют словарный запас. К тому же литературные произведения помогают впитывать и переживать огромное количество впечатлений. Так постепенно формируются социально – ценностные ориентации детей, умение замечать общность настроения у человека и природы. Регулярное чтение художественной литературы учит ребенка понимать и любить прекрасное. Для этого мною были реставрированы и принесены книги из семейной библиотеки. Это огромная подборка детских книг, необходимых для чтения в детском саду (Приложение №  11).

В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Мною были расписаны стены группы (Приложение № 12). Оформлен «Центр науки и природы», где дети могут реализовать свой познавательно-исследовательский интерес. Уголок насыщен  различными материалами, природными и не только (Приложение № 13).

Для формирования у детей эстетического отношения к природе оформила альбомы -  «времена года», «Осенние пейзажи». Так же на стене нарисовала чудо-дерево, которое обновляется по сезону. Окна нашей группы всегда оформлены также по сезону. Зимой – это всегда красивые снежные пейзажи, весной – сосульки, огород! (Приложение № 14).

Важной частью моей работы также является работа с родителями. Для этого в приемной организован родительский уголок, где помещается не только информация организационного характера, но и различные консультации для родителей. Такие как

  • «Роль чтения в жизни ребенка»
  • «Воспитание сказкой»
  • «Как вести себя на природе» и пр.  (Приложение №  15).

Постоянно организуются выставки поделок такие как:

  • «Осень золотая»
  • «Зима волшебница»
  • «Весна красна!»
  • «Ах, лето!» (Приложение №   16).

Однако мы живем в 21 веке! И без информационно-компьютерных технологий (ИКТ) никуда! Многим родителям гораздо интереснее и проще можно донести информацию через интернет. Поэтому в социальной сети (ВКонтакте: https://vk.com/club108850678) мною была создана группа для общения с родителями. В данной группе родители узнают о жизни детей в детском саду. Как проходят прогулки, непосредственно-образовательная деятельность, свободная деятельность и пр. В форме фото и видеоотчета. К тому же, на стене группы, я периодически обновляю различные консультации для родителей, тексты песен, музыку к утренникам.

Но я использую ИКТ и в работе с детьми: видеофильмы, презентации, фотографии и иллюстрации (Приложение №  17). Современный ребёнок гораздо лучше воспринимает информацию «с экрана». В эру мобильных телефонов, планшетов, компьютеров очень сложно удивить печатными иллюстрациями.

В своей работе по приобщению детей к природе я использую следующую литературу:

  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  • От рождения до школы.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика - синтез, 2014.
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика - синтез, 2010.

Для эффективности моей работы по выбранному направлению, провела диагностику экологических знаний детей (Приложение №  18).

Подводя итоги моей работы, считаю, что мне удалось достичь поставленных задач. Дети стали внимательней относиться к природе, замечать сезонные изменения, изменения в погоде, характерные признаки времен года. У них появилась заинтересованность в наблюдениях за природными явлениями, активизировались творческие способности продуктивных видов деятельности. Дети стали лучше разговаривать, пополнили свой словарный запас. Научились выражать различные чувства радости, одобрения, удивления.

Моя перспективная цель – закончить и усовершенствовать долгосрочный «Проект по приобщению к природе детей младшего дошкольного возраста «Времена года». В рамках этого проекта организовать совместно с родителями экскурсию в лес.

Профессия воспитателя настолько трудна, насколько и интересна! Воспитатель всегда молод, потому, что он не прощался с детством.  Это постоянная работа над собой, самообразование. Ведь прежде чем дать что-то детям ты должен пропустить это через себя! Воспитатель должен быть равноправным участником игры, радоваться и грустить вместе с детьми!

Детский сад, действительно другой мир – мир детей, детства, он живет своей жизнью, по своему режиму, отдельно от всего! Люди, проходящие мимо, видят лишь здание с табличкой, не подозревая, что оно живое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую квалификационную категорию

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую категории ДОУ МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз Шаваевой Марины Мухамедовны Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения!...

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Самоанализ на первую квалификационную категорию

Самоанализпедагогической деятельностиТема: «Профилактика нарушения речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя первой квалификационной категории Басаевой Т. В.

Материал содержит самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по теме самообразования «Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спор...