Методический практикум для педагогов-психологов ДОУ
методическая разработка на тему

Мискун Ирина Николаевна

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОО ПО ТЕМЕ: «ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ
В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_festival.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОО ПО ТЕМЕ: «ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ

В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ»

Цель:

  • расширить представления педагогов - психологов о возможностях сказкотерапии;
  • представить технику решения сказочных задач клиентом, через методический практикум;
  • помочь осознать психологам свои жизненные стратегии;
  • развитие жизнерадостности и повышения уверенности в себе.

Основные задачи:

  • обучение навыкам самоанализа и самопознания;
  • обучение трансформации негативного внутреннего состояния в позитивное;

— актуализация личностных ресурсов.

Необходимые материалы:

  • бэйджики на каждого (10 шт.);
  • по 2 листа формата А4;
  • цветные карандаши.

Ход практикума

Приветствие

Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех, представляется сам и знакомится с участниками.

Ведущий предлагает участникам по очереди назвать свое имя и сказать, какого, как он думает, он сегодня цвета.

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывание, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка. Введение в сказку

Ведущий: Сегодня мы поговорим о таком состоянии человека, как счастье. Думаю, вы согласитесь, что все хотят быть счастливыми, но каждый вкладывает в это понятие свой смысл. А как вы считаете, что является показателем счастья?

(Участники высказывают свои предположения.)

Спасибо. А сейчас послушайте сказку о человеке, который искал счастья.

Человек искал свое счастье.

Долго искал. Полземли обошел. Спускался в подземелье и на морское дно, поднимался в небо на воздушном шаре и восходил на самые высокие горы.

Человек очень хотел быть счастливым. Но счастье приходило к нему лишь на мгновенье и снова куда-то исчезало. И снова продолжались серые будни.

Игра «Я и мир» Часть 1-я

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам нарисовать на листе бумаги силуэт человека (его контуры, очертания) и «поселить» внутри него различные чувства, эмоции. Для этого раскрасьте силуэт выбранными для себя цветами, то есть подберите каждому цвету соответствующее место внутри контура.

Время выполнения задания 10 минут.

Часть 2-я

Ведущий предлагает раскрасить пространство вокруг силуэта человека, изобразив тем самым цвета окружающего его мира. А затем предлагает обозначить, с какими чувствами ассоциируются выбранные участниками цвета внутри силуэта человека и вне его.

Обсуждение

Участники обмениваются впечатлениями, рассказывая о том, какие чувства они поместили внутри силуэта человека, а какие снаружи. Тем самым они анализируют, какие чувства и эмоции доминируют в них, а какие они видят в окружающем мире.

Информация для ведущего. При выполнении упражнения участники могут не только заполнить нарисованный контур чувствами, но и обозначить свое состояние, увлечения. Например, написать: игра, лень, энергия и др. Все названия принимаются.

Продолжение сказки

—        Серые будни? вдруг однажды задумался человек. А почему, собственно, они у меня серые?

И он понял: дни должны быть разноцветными, яркими, красочными.

—        Наверное, что-то неладное происходит с моим зрением, подумал Человек и пошел к окулисту.

—        У вас хорошее зрение, — посмотрев в глаза человека, сказал окулист. — Наверное, ваша проблема во внутреннем видении.

И он посоветовал человеку обратиться к другому специалисту.

—        На что жалуемся? — засучив рукава, спросил другой специалист.

—        Не вижу красок жизни, ничто не радует, все в сером цвете, — ответил человек.

—        Так-с, — глубокомысленно сказал специалист. — А внутри-то что?

—        А внутри темнота, — сказал человек, и вдруг понял: меняться надо изнутри!

Ведущий: Для того чтобы лучше в себе разобраться, я предлагаю вам проанализировать несколько сказочных эпизодов:

Методика: Возможна работа в группе и индивидуально. В группе не более 10 человек. Ведущий дает установку, озвучивает сказочный отрывок. Задав вопрос, выслушивает варианты всех участников. Участники могут фиксировать свой вариант ответа. Рассказывает следующий отрывок и т.д.

После завершения рассказывания всех отрывков, возвращается к первому, вспоминая варианты, и актуализирует суть решаемой задачи клиентом.

Установка: «Сейчас я расскажу вам сказочный отрывок, и задам вопрос. Нужно отвечать то, что придет сразу в голову, если ваш вариант уже был озвучен кем-то, вы все равно должны повторить свой ответ своими словами. Можете записывать свой вариант ответа.»

  1. Далеко, далеко за семью горами, за семью долами стоял дивный
    остров. Ходили слухи, что там очень хорошо, красиво, там живет
    счастье. Когда моряки подплывали к острову, то видели там одни
    голые скалы и камни, несмотря на это они сходили с кораблей и
    отправлялись на поиски этого загадочного места. Оказывается, на том
    острове жили тролли и всех, кто к ним приходил, они превращали в
    камни.
    По какой причине они озверели и стали всех превращать в камни? (Что вызывает в тебе агрессию?)

 2. В некотором царстве в некотором государстве жил-был царь. И была у
него дочь красивая, умная, но вот беда не улыбалась и не смеялась.
Звали ее «Несмеяна». Очень это тревожило отца. Приглашали к ней
лекарей заморских, шутов, да скоморохов. Ничего не помогало!

От чего она не смеялась и не улыбалась?  (Что тебя огорчает обычно в жизни?) Что можно сделать чтобы она засмеялась? (Что с этим делаешь в жизни?)

  1. Иван-царевич влюбился в Марью-царевну. Поженились они. Тут Змей-
    Горыныч налетел и украл ее! Иван-царевич отправился искать. Долго
    ехал, вдруг видит камень, а на нем: «Налево пойдешь - коня потеряешь, направо - себя потеряешь, прямо пойдешь - ничего не найдешь!»

Куда он отправится? Как делали выбор? (Как ты делаешь выбор?)

  1. Едет. У Бабы Яги побывал, меч-кладинец получил. Приехал к Змею. А
    Горыныч огнем дышит, коня пугает. Не отдам,- говорит. Зовет на бой. Поднатужился Иван, срубил одну голову, тут же выросла другая. Размахнулся второй раз - опять то же самое.

Что делает Иван-царевич дальше? (Что я делаю в безвыходных ситуациях)

  1. Жил- был Шах. Мудрый был он, богатый и справедливый. И была у
    него дочь единственная. Стал он стареть, а сыновей нет. Пришел и
    говорит дочери: «Надо тебе замуж выходить! Наследник нужен!». «Я
    не возражаю, только можно я сама выберу жениха? Если мне не
    понравится, то его казнят» Вот выстроилась очередь женихов. Год
    проходит, два проходят, а головы летят. Народ волнуется, смута
    поднимается. Шах идет и говорит «Замуж дело серьезное. Но казнить
    больше нельзя. Как решать проблему?» Она: «Принесите
    зеркало.» Принесли, поставили... вот заходит жених в комнату, Шах за ним.    Видит дочь в комнате одна.

Куда исчезали женихи? (Что Я делаю с обстоятельствами, которые меня не устраивают?) Почему она не хотела замуж выходить? (Почему опасаетесь людей противоположного пола)

Продолжение сказки

И человек закрыл глаза и представил высоко над собой солнце, теплые лучи которого осветили и согрели его, проникли внутрь, и... он неожиданно почувствовал свое сердце.

Волна нежности и любви наполнила его. Света было так много, что человек распространил его на весь окружающий мир.

Открыв глаза, он посмотрел по сторонам. Вокруг было светло.

«Светло внутри — светло снаружи, — понял человек и почувствовал себя счастливым. — Значит, наше счастье живет в сердце, когда оно наполнено светом и любовью. И оно всегда с нами».

Игра «Скульптура радости»

Ведущий предлагает участникам показать скульптуру, выражающую радость. Для этого необходимо выпрямиться, поднять голову и, раскинув руки в стороны, улыбнуться. Эта скульптура соединяет уверенность в себе и открытое, доброжелательное отношение к миру.

После выполнения упражнения участники рассказывают об испытанных ими чувствах.

Окончание сказки

С тех пор человек много раз восходил на высокие горы и погружался в морские глубины, развивал свое дело и воспитывал детей, но все это он делал с любовью в сердце.

«Как легко быть счастливым, — часто с улыбкой думал человек. — Надо просто научиться чувствовать себя, открыть сердце для света и любви и, наполнившись этими чувствами, делиться ими с окружающим миром.

Игра «Силуэт человека»

Ведущий. Я предлагаю вам снова нарисовать силуэт человека. Но сейчас сделайте его по-новому. Нарисуйте на листе бумаги контур человека так, чтобы он вам нравился, и «заселите» его новыми чувствами и состояниями — теми, которые вы испытываете сейчас и которые вам хотелось бы испытать и предъявить миру (10 минут).

После выполнения упражнения участники при желании показывают рисунки и называют свои чувства.

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Отвечают на возможные вопросы для анализа сказки. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

Возможные вопросы для анализа сказки

1.        О чем эта сказка?

2.        Чего хотел достичь человек своими действиями?

3.        Что он чувствовал, когда достигал желаемых целей?

4.        Бывали ли у вас периоды, когда достижение желаемого приносило лишь временную радость?

5.        Почему однажды человек решил вылечить свое зрение?

6.        Чем отличается наше внешнее зрение от внутреннего видения?

7.        Почему человек решил измениться внутренне?

8.        Что он для этого сделал?

9.        Какие изменения произошли с человеком, когда он почувствовал свое сердце?

10.        Какой вывод он сделал?

11.        Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Завершение занятия

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.

Список литературы

  1. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – СПб.:Речь, 2010.
  2. Стишенок И. «Счастье», Школьный психолог 2011, октябрь.
  3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.:Генезис, 2005.
  4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.:Генезис, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия педагога – психолога с первоклассниками

В основе предлагаемого занятия лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.Занятие является частью программы и разработано для старших групп д...

Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ

«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»....

Семинар – практикум для педагогов - психологов

Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ

Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....