СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья (старшая группа) на тему

Анненкова Лариса Викторовна

 В статье рассматриваются проблемы формирования толерантности дошкольников, основные психолого-педагогические условия воспитания толерантности в дошкольном возрасте, т.к. этот возрастной период сензитивен для формирования нравственности, эмпатии, терпения, личностной устойчивости. Предлагается авторский опыт применения социально-педагогических технологий формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте на базе МОУ Детский сад № 2 Красноармейского района  Волгограда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                             Анненкова Лариса Викторовна

                                                       социальный педагог МОУ

                                                                   Детского сада № 2 г. Волгограда

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования толерантности дошкольников, основные психолого-педагогические условия воспитания толерантности в дошкольном возрасте, т.к. этот возрастной период сензитивен для формирования нравственности, эмпатии, терпения, личностной устойчивости. Предлагается авторский опыт применения социально-педагогических технологий формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте на базе МОУ Детский сад № 2 Красноармейского района  Волгограда.

Ключевые слова: дошкольники, толерантность, социально-педагогическая технология, воспитание, развитие личности.

Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Рост миграции населения из бывших республик СССР стимулирует напряженность в межнациональных отношениях, на почве чего возникают этноконфликты не только среди взрослого населения, но и в детской среде. Зачастую на почве этнокультурных различий в отношениях между детьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. В многонациональном, поликультурном коллективе важно поддерживать здоровую атмосферу взаимоуважения, толерантного отношения к проявлениям другой культуры, не укладывающейся в рамки привычного, стереотипного представления.

Воспитание толерантности в дошкольном возрасте представляет собой важную теоретическую и практическую проблему, на решение которой направлены усилия работников дошкольных образовательных учреждений. Во-первых, актуальность данной проблемы обусловлена особенностями дошкольного возраста, который является благоприятным периодом для формирования базовых личностных моральных качеств ребенка, основанных на позитивной направленности на другого человека. Во-вторых,  необходимость воспитания толерантности, как одного из личностных качеств личности, связана с тенденцией усиления роли гуманного поведения и свободного развития каждого члена современного общества. В этом аспекте следует рассматривать формирование стратегии ненасилия, терпимости к чужим ценностям, культуре, идеологии; необходимости взаимного понимания, поиска компромиссов в решении любых вопросов, воспитание человечности,  уважения человеческого достоинства, заботы о людях, сострадания, принятия другого человека таким, каков он есть.

Первоначально под толерантностью (от лат. tolerantia - терпение) понимали терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Современная трактовка термина толерантность подразумевает готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком; проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций [1, 2, 8].

Толерантность можно рассматривать как личностную характеристику, которая находит свое выражение в смене типа отношений человека с окружающей действительностью. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Толерантность, являясь элементом нравственного сознания личности, не является врожденным качеством человека, а формируется и развивается в ходе социо- и культурогенеза, и заниматься этим надо с как можно более раннего возраста. Именно в дошкольном и в младшем школьном возрасте «создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально значимых качеств личности, в том числе и толерантности» [5, с. 7].

В дошкольный период важно формировать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей [4]. В дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста - формирование доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Е. Ю. Клепцова выделяет следующие средства воспитания толерантного поведения у детей:

- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания в семье;

- гармонизацию отношений с целью постижения детьми сложной науки - умения жить среди людей;

- культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

- концентрацию внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

- взаимодействие воспитателей и родителей при разработке программ по развитию толерантности;

- беседы с детьми о современных проявлениях толерантности;

- организацию целенаправленных мероприятий [6].

Особую актуальность приобретает необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками с разными образовательными возможностями в процессе интегрированного воспитания и обучения.

Интегрированное воспитание и обучение обеспечивают детям с проблемами в развитии равные с их здоровыми сверстниками условия, необходимые для максимальной адаптации к жизни в обществе.

Однако, организуя данную работу, педагоги дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с рядом трудностей.

Известно, что условиями полноценного общения в детской среде является наличие:

- взаимных симпатий;

- интереса к деятельности сверстника, стремления играть вместе;

- сопереживания;

- умения «приспосабливаться» друг к другу;

- необходимого уровня игровых умений и навыков [7].

Сущность же ситуации общения «особых» детей со сверстниками не всегда обеспечивает реализацию перечисленных условий. Дети с различными отклонениями в развитии зачастую замкнуты, стесняются обратиться к сверстникам, предпочитают общение с себе подобными. Вместе с тем со стороны здоровых детей возможны проявления негативного отношения к  «особому» ребенку: отталкивание, насмешки, выражение чувства брезгливости и т. п.

Подобные проявления в психологии принято называть интолерантностью - неприятием другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе [3].

А.А. Рояк выделяет следующие характерные проявления интолерантности в детской среде: ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру; ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер, часто возникают конфликты, ссоры; ребенок уходит от сверстников, и они не проявляют к нему интереса, хотя в целом не настроены агрессивно по отношению к нему; ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним [7].

Одной из основополагающих задач интегрированного воспитания и обучения мы считаем формирование у дошкольников с разными образовательными возможностями умения строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, т. е. воспитание у них толерантности как основы жизненной позиции.

Детский сад как социальный институт имеет большой потенциал для формирования у детей толерантного отношения к сверстникам с особыми образовательными возможностями. Этот потенциал может быть реализован в процессе всех видов детской деятельности, и, прежде всего, игровой, выступающей ведущей в дошкольном возрасте.

Для формирования толерантного поведения дошкольника крайне важен рациональный выбор соответствующих социально-педагогических технологий, направленных на познавательное и нравственное развитие личности.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения МОУ Детский сад № 2 Красноармейского района  Волгограда, начиная с 2011 г. нами наработаны разнообразные материалы к организации работы социального педагога по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашей практической работы были заложены психолого-педагогические условия, которые способствуют воспитанию толерантности у старших дошкольников:

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, своеобразия каждого ребенка и готовности ребенка к позитивному восприятию и осмыслению явлений общественной жизни;

- создание в семье и в дошкольном образовательном учреждении комфортной среды, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, отказом от авторитарного способа поведения, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка;

- развитие потребности дошкольников в контактах морально-ценностного направления как со взрослыми, так и с другими детьми;

- формирование представлений дошкольника о толерантных отношениях, эмоциональных человеческих состояниях и их причинах; доброжелательного, терпимого отношения к себе и окружающим, способности к эмоциональной чувствительности и принятию своеобразия каждого человека;

- применение соответствующих социально-педагогических технологий для эффективного формирования толерантности дошкольников;

- перевод норм и правил толерантного поведения дошкольников из воображаемого в реальный план путем их осмысления и коррекции на основе учета ими вероятных результатов.

Социально-педагогические технологии формирования толерантности как личностного качества дошкольников осуществляются в двух основных направлениях:

- развитие культуры межнациональных отношений воспитанников старшего дошкольного возраста;

-  развитие культуры отношений воспитанников старшего дошкольного возраста со сверстниками, имеющими ограниченные возможности.

Программа реализации социально-педагогических технологий формирования толерантности как личностного качества дошкольников включала в себя следующие этапы.

1. Определение направлений осуществления социально-педагогических технологий формирования толерантности дошкольников.

2. Диагностика взаимоотношений дошкольников с использованием анкет и бесед с родителями.

3. Уточнение и систематизация содержания нравственно-правового воспитания дошкольников.

4. Разработка авторского дидактического пособия по воспитанию толерантности дошкольников.

5. Анализ изменений толерантного поведения дошкольников, научная рефлексия и выработка рекомендаций для совершенствования работы по формированию толерантности и получения эффективных результатов.

6. Получение ожидаемого результата, представленного освобождением дошкольников от негативных стереотипов в восприятии людей разных национальностей  и людей с ограниченными возможностями, ориентация на всечеловеческие ценности.

В опыте деятельности использованы идеи следующих авторов:

- Клепцовой Е.Ю., Безлюевой Г.В., Шеламовой Г.М., Рояк А.А. - о воспитании толерантности детей дошкольного возраста;

- Карповой С.Н., Лысюк Л.Г. - об использовании игровой деятельности в процессе нравственного воспитания дошкольников;

- Марковой В.,  Мельниковой Н. – об условиях нравственного воспитания дошкольников;

- Г.Н. Жучковой, В.Т. Квасовки, В.И. Петровой, А. Лопатиной и М. Скребцовой - об организации занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников основ нравственно-правовой культуры, по развитию эмоциональной и двигательной сферы, формированию у детей нравственно-этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.

Наш опыт разработки социально-педагогической технологии формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста направлен на решение следующих задач:

- развитие представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;

- формирование представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

- воспитание активной жизненной позиции на основе осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим; осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности; осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; проявления терпимости, уважения к другим;

- развитие умений и навыков ненасильственно разрешать разногласия и конфликты посредством способности к терпению и принятию другого;

- установка толерантного отношения ко всему живому, к другим людям, к самому себе.

Социально-педагогические технологии формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в МОУ Детском  саду № 2 включают в себя:

1. Специально организованные занятия цикла «Нравственные беседы с детьми». Форма занятий – нравственная беседа, театрализовано-игровая деятельность.

2. Межэтнические праздники.

3. Театрализованные игры. Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

4. Посещения Государственного историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта».

Для воспитания основ толерантных отношений между детьми старшего дошкольного возраста нами были разработаны и адаптированы конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) под общим названием «Нравственные беседы с детьми» с использованием современных инновационных авторских разработок. Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с правовым воспитанием и проводятся в театрализованно-игровой форме.

Маленькие дети лучше усваивают материал занятий, па которых педагог обращается к персонажам известных сказок. Каждую сказку мы рассматриваем и с нравственной, и с правовой позиции. Так в игровой форме дети знакомятся со своими правами.

Исполняя роли, погружаясь в мир театра, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения. Беседуя с детьми, обязательно обращаю их внимание на хорошие дела и поступки главных героев.

Такие театрализованные занятия помогают детям увидеть ценность их прав, показывают их социальную роль, учат дошкольников правовым, мирным способам разрешать споры и конфликты.

На занятиях мы стараемся использовать все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Все это поможет дошкольникам:

-сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказать;

-научиться слышать и слушать другого человека и уважать его мнение;

-научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Актуальные темы могут отрабатываться в течение нескольких недель.

Каждое занятие включает в себя:

- игру-сказку (разыгрывание предложенных сюжетов);

- беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений);

- подвижную игру (умение действовать по правилам, снятие усталости);

- пальчиковую гимнастику.

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет, В начале работы используются короткие рассказы и сказки, героями которых являются животные. Далее материал усложняется — сказки становятся более продолжительными, вводятся новые персонажи. Так же в работе по нравственно-правовому воспитанию уделяется большое внимание развлечениям и праздникам, которые так любят дети, и которые помогают более успешно усваивать и закреплять материал.

Посещения Государственного историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» позволяют старшим дошкольникам изучать историю создания и существования волжского поселения немцев-гернгутеров. Историки и исследователи отмечают огромное влияние поселенцев из Сарепты на культуру, экономику и науку Нижнего Поволжья. Им принадлежит составление первого немецко-калмыцкого и калмыцко-немецкого словаря, учебник грамматики на калмыцком; открытие и исследование Ергенинского источника с целебными минеральными водами. Сарептяне, интересующиеся историей новой родины, произвели первые в Нижнем Поволжье археологические исследования и раскопки.

Музей-заповедник ставит перед собой цель не только сохранить и донести до широких масс самобытную культуру коренных народов Волгоградской области, но и приумножить ее. В Старой Сарепте ведется активная научная работа, развиваются центры национальных культур, работает немецкая библиотека. Посещая музей-заповедник, дошкольники получают обширную информацию об обществе тех людей, которые создали Сарепту. Это позволяет воспитывать уважение детей к людям разных национальностей и культур.

Разработанные нами социально-педагогические технологии доказали свою практическую направленность, востребованность  и эффективность. Включенность старших дошкольников с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников позволила повысить их опыт общения, формировать навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Эффективность социально-педагогических технологий формирования толерантности как личностного качества дошкольников выразилась в возрастании альтруистического поведения, эмпатии и гуманности; интереса к изучению ценностей, культуры, идеологии других этнических групп; в преодолении негативных стереотипов и оценок в характеристике своей и другой национальной группы, а также в общении с детьми с ограниченными возможностями; построение взаимодействия с окружающими на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. - 2001. - № 24. - С. 61–63.
  2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001. - С. 8–18.
  3. Безлюева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003.-168 с.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  5. Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. — Архангельск, 2004. – 269 с.
  6. Клепцова Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. – С. 92-96.
  7. Рояк А.А. К психологической характеристике трудностей в общении детей дошкольного возраста // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции, 27 - 29 июня 1973 г.. - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1973. - С. 73-74
  8. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. - 2001. - № 11–12. - С. 36–40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...

Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологий

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Проект "Использование игровых технологий в развитии социально-личностных качеств дошкольников".

В настоящее время дети учатся видеть мир глазами разных людей, так как другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совсем по другому. Воспитатние терпимости к другим, ...

Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии.

На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...