Проект " И все они создания природы"
проект (средняя группа) на тему

Цирулина Екатерина Витальевна

Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми  заключается в объединении различных методических и педагогических приемов  в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения  экологических сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologicheskie_skazki.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«И все они создания природы»

 (Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками)

                                                                                        Автор проекта:

                                                                             Цирулина Екатерина Витальевна, воспитатель МАДОУ «Козловский ЦРР – детски сад «Пчёлка»,

Чувашская Республика, г. Козловка

                                                                                               

           

Козловка, 2016 год

Актуальность проекта

В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.

А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны,  формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. На первый план в знакомстве с природой выходят эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие.

Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором экологические сказки, как направление,  раскрывают окружающий мир, дают первоначальные представления о природе.

Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми  заключается в объединении различных методических и педагогических приемов  в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения  экологических сказок.

Цели проекта

  • Формирование у дошкольников позитивного поведения, ответственного и бережного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев;
  • Сопереживание живому организму;
  • Развитие творческих способностей и познавательного интереса к миру природы.

Задачи

  • Воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
  • Развивать  экологический кругозор;
  • Развивать познавательный интерес к миру природы, словарный запас дошкольников;
  • Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5-6 лет;
  • Создать условия для развития детской продуктивной деятельности и художественного творчества, а также для вовлечения родителей в процесс освоения дошкольниками образовательной программы;
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт;
  • Развивать речь, обогащать активный словарь;
  • По средствам экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения.

Ожидаемые результаты проекта

В результате реализации проекта:

Дети

Педагоги

Родители

  • Научатся видеть прекрасное в природе, любоваться ею, вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
  • Будет развит экологический кругозор, наблюдательность, познавательный интерес, логическое и творческое мышление, умение анализировать и синтезировать полученную информацию.
  • Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Научатся выражать собственное мнение связными предложениями, пополнят свой  словарный запас  необходимыми терминами.
  • Позитивное оптимистическое отношение к жизни.
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, ответственное отношение к природе, появится понимание необходимости развития творческих способностей у детей и познавательного интереса к миру природы.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических мероприятиях

Тип проекта

  • по доминирующему методу – практико-ориентированный
  • по характеру содержания: ребенок + семья + природа.
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
  • по характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
  • по количеству участников: фронтальный, групповой.
  • по продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016).

Количество участников 

23 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет и их родители.

Методы

  • образовательная деятельность, беседы с детьми, родителями, специалистами детского сада;
  • наблюдения за детьми;
  • анкетирование, тестирование;
  • диагностика;
  • выступления на педагогических советах;
  • проведение родительских собраний.

        

Перспективный план по применению сказок

в непосредственно образовательной деятельности детей по экологии

Месяц

Образовательная

деятельность

Содержание деятельности

Интеграция

Совместная деятельность

Игры

Свободная деятельность

Коррекционная работа

сентябрь

Художественно творчество - рисование

Тема: «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)»

Программное содержание:  развивать творчество, образные представления; продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

Познание Коммуникация

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», рассматривание иллюстраций

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-сочинительство сказок

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски

-пересказ от лица литературного героя

-просмотры мультипликационных фильмов

-пальчиковые игры

-словесное комментирование

-словесное фантазирование по музыкальной композиции

-словесное рисование

-психогимнастика

-пантомимические этюды

-упражнения на  развитие ритмизации

-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц

-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку

-речевые упражнения на активизацию лексики

-речевые упражнения на использование фразеологизмов

октябрь

Труд – ручной труд

 Тема: «ЭКОЛОГИЯ И Я»

(участие в областном конкурсе поделок из природного материала)

Программное содержание: продолжать развивать воображение; вкус, чувство цвета, воспитывать усидчивость, ценность к собственному труду и полученному результату

Коммуникация

Наблюдения в природе, на прогулках

ноябрь

Чтение художественной литературы

Тема: «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ», «ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРУДА» экологическая сказка

Программное содержание: развивать литературную речь, продолжать приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие.

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

декабрь

Познание - экология

Тема: «СТАНЕМ ЮНЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ»  

Программное содержание: уточнить представления детей о зимних явлениях природы; учить детей отличать хорошие поступки от иных; познакомить с жанром плаката; учить создавать плакаты на тему бережного обращения к ели; воспитывать желание по доброму относиться к людям, к природе; учить детей бережно относиться к своему здоровью, особенно в зимнее время.

Познание

Наблюдения в природе

январь

Познание - экология

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ» викторина по экологии

Программное содержание: развивать внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему; учит детей бережно относится к своему здоровью.

Коммуникация

Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации

февраль

Чтение художественной литературы

Тема: «ЗИМНЯЯ ПИРУШКА» экологическая сказка

Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие. Учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций

март

Познание -экология

Тема: «НАСТУПИЛА ВЕСНА».

Программное содержание: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Познание

Наблюдения в природе

апрель

Чтение художественной литературы

 Тема: «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ» экологической сказки

Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие.

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

май

Художественное творчество – лепка

Тема: «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» по мотивам народной сказки

Программное содержание: развивать восприятие детей, развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Продолжать развивать  детское творчество

Познание

Коммуникация

Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций

Оценка результативности

реализации проекта

  • Дети научились видеть «прекрасное» в природе;
  • У дошкольников развился экологический кругозор, и словарный запас обогатился необходимыми терминами;
  • Детям привито чувство любви к природе в любое время года; чувства участия и сострадания к людям и животным.

Использование экологических сказок  в эмоциональном познании природы дошкольниками – положительна и эффективна. Так по результатам  диагностического обследования 28% воспитанников обладают высоким уровнем интереса к миру природы, 50% средний уровень и 23% низкий уровень.

     Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, дальнейший интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.    

Заключение

Работа по реализации педагогического проекта способствовала становлению не только личностных качеств дошкольника, но и развитию у них высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.

Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Привлекательность  для педагогов можно объяснить универсальностью:

  • Сказка информативна. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  • Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
  • Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  • Сказка феерична.  Педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
  • Сказка эмоциональна. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  • Сказка мудра. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

                       Список   используемых  источников

Н. Н. Кондратьева «Мы» Программа экологического образования детей.

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».

Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки: экология для малышей».

Н. А. Рыжова «Не просто сказки…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Цветы - таинственное создание природы”

Уважаемые родители!Очень часто перед родителями встает вопрос, чем в свободное время занять ребенка с пользой для него, заинтересовать его? Вашему вниманию предлагается образовательный маршрут, с помо...

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

"Цветы - таинственное создание природы"

Образовательный маршрут для детей 6-7 лет...

проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»

     "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории св...

" Живая и неживая природа" (в рамках проекта - "Эколята - молодые защитники природы")

Мир вокруг нас удивителен и безконечно разнообразен. Ежедневно наши дети получают новую информацию о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Наша с вами задача, уважаемые родители, не только в том...

Творческо-познавательный проект в старшей группе Тема: ««Дельфин-уникальное создание природы»

Актуальность проблемы: повышенный интерес детей к мультипликации явился основой создания и реализации интересного проекта, который позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности, успешно реша...


 

Комментарии

Катя! По-моему здорово через сказки - к формированию экологического сознания детей. В моей копилке тоже есть несколько. Опубликую