картотека игр
картотека на тему

Юлия Игоревна Приходько

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_starshiy_doshkolnyy_vozrast_avtosohranennyy.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Мальчики – будущие мужчины».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель начинает беседу с вопросов.  Как вы думаете:

-     Каким должен быть мальчик?

-     Чем мальчик отличается от девочки?

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение

 Э.Успенский «Что у мальчика в кармане»

Как у девочек на платье            Мел в коробочке и ластик,
Есть кармашек для платка,       Пузырек и головастик.
И в руке девчонка держит        Он в бидоне находился,
На метро два пятака.                 А бидончик прохудился,
Вот и весь ее багаж…              Чтоб теперь его спасти,
                                                     Надо в речку отнести…

Ну а что же мальчик наш?           Карандаш, перо, точилка,

А у мальчика на брюках                Гирька и увеличилка.
Пять карманов или шесть.
Носовой платок — не                 В целлофане пирожок —  
А рогатка точно есть.                  Одному щенку должок…

Авторучка, батарейки,                Вот каков он, мальчик наш,
Ремешок от телог                         И каков его багаж.
Выключатель, зажигалка
(Не работает, а жаль )                Для него и самосвала,
                                                     Очевидно, будет мало.
                                                       Дать ему для багажа
                                                       Пять машин из гаража.

- Для чего мальчику столько всего?

-      Что должен уметь мальчик (мужчина)?

-        Что ты ценишь в себе как в мальчике?

-       Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и девочки)?

-        Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?

-Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?

Беседа «Девочки – будущие женщины».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Педагог начинает беседу о царевне лягушке ( по русской народной сказке «Царевна - лягушка»)

- Однажды царь приказал, чтобы его сыновья нашли себе невест. Вот стали сыновья пускать стрелы. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу.

-      Какой должна быть девочка?

-       Чем девочка отличается от мальчика?

-       Какие девочки (женщины) тебе нравятся?

Когда сыновья познакомили царя с невестами, тот дал им три задания; испечь хлеб, соткать ковер и приехать на пир.

-    Кто справился со всеми заданиями? Почему?

-     Что ты ценишь в себе, как в девочке?

-        Ты когда – нибудь жалела о том, что ты девочка?

-       Что ты хотела в себе изменить?

-       На какую царевну ты хочешь быть похожей?

Беседа «Мальчики – защитники слабых (девочек)».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Педагог начинает беседу с вопросов:

-      Нужно ли   защищать слабых?

-    Зачем это делать?

-      Что нужно делать, чтобы стать сильным?

-        Можно ли доказывать правоту «не кулаками»?

На эти вопросы нам поможет ответить  «Рассказ о неизвестном герое»  С.Я. Маршака, который мы сейчас прослушаем.

Затем воспитатель спрашивает детей:

-        Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?

-       Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?

-     Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

 

-  Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

- Почему же его не могут найти?

- Каким ещё должен быть мужчина? (скромным).

Беседа  «Смелость»

Цель беседы: выяснить, каких людей мы называем смелыми, всегда ли нам удается перебороть свои страхи. Формировать особенности полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Вопросы к беседе:

- Дайте подумаем, что такое «смелость»?

- Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?

-   Как бороться со страхом?

-Опишите состояние, которое вы испытываете. Преодолевая страх. Всегда ли вам удается его побороть?

-Послушайте, что произошло  с мальчиком.

                                                          Ситуация

       Однажды я вступился в драку за девчонку. Ничего хорошего из этого не вышло: порванное пальто, «фонарь» под глазом, нога перебинтованная. Две недели пролежал дома, да и то синяки не прошли. Хорошо еще, что не покалечили!

        А эта девочка откуда-то узнала, где я живу, и принесла мне целую корзину земляники. Очень вкусная была та земляника!

  1. Какие качества проявились в поступке мальчика? Почему земляника показалась ему особенно вкусной?
  2. В результате своего поступка мальчик пострадал. Остановит ли это его в следующий раз при аналогичных обстоятельствах?
  3. Происходило ли в вами что-либо подобное? Какой вывод вы сделали из происшедшего?

Задание1.

        Представьте, что вы попали к фее Мудрости, у которой есть эликсир храбрости, честности, доброты и т.д. Какой бы из них вы попросили подарить вам? Что бы потом сделали с этим эликсиром?

Задание2.

          Может ли быть нежным мужественный человек, или эти качества совершенно исключают друг друга?

Беседа  «Девочки – маленькие утешительницы».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

- Была у одной вдовы родная дочь и падчерица. Дочку она любила, а падчерицу  заставляла много работать и кормила очень плохо. Однажды падчерица уронила веретено в колодец и пришлось ей отправиться за ним. По дороге ей встретились печка и яблонька и все просили ее помощи, а потом она попала к Госпоже Метелице и там тоже нужна была её помощь. Должна ли была девушка всем помогать? Или она могла забрать веретено и уйти, ведь они ей были не знакомы?

-     Почему девочек называют маленькими утешительницами? Кого они утешают?

-        Как девочка может утешить маму, папу, друга, если они расстроены?

-       Что значит охранять покой в доме?

-      Можешь ли ты назвать себя «утешительницей и охранительницей»?

     -    Удавалось ли тебе кого – нибудь утешить? Что ты чувствовала?

Мама приболела. Ты:

    -  будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь одеяло на постели и       т.п.);

   -продолжишь играть как ни в чем не бывало;

  -станешь капризничать

- Приятно ли, когда тебя жалеют?

-    Каким станет дом, если в нем будут жить охранительницы и утешительницы?

Беседа «Мальчики – маленькие рыцари».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

-      Как нужно относиться к мамам, мальчикам, девочкам?

-      Какую помощь ты можешь оказать им?

-      Что значит быть «рыцарем»?

-За маленькую девочку заступился её сосед по дому. Ему разбили коленку, на щеке синяк, но он не плачет, а гордится синяком, почему?

- Что чувствует мальчик?

- Какой он совершил поступок? (рыцарский)

-       Что ценят в «рыцарях» «маленькие принцессы»?

-        Как сделать девочке приятное?

Вспомните сказку Г.Х Андерсона «Дикие лебеди». Братья также заботились о своей сестренке, оберегали, защищали, по мужски находили выход из трудного положения.

- Как братья оберегали Элизу?

-       Как должен выглядеть и вести себя мальчик, чтобы понравиться девочке?

-      Какой тебе представляется настоящая «маленькая принцесса»?

-        Нравишься ли ты девочкам? Как узнать об этом?

Игра – состязание: «Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям и т.д.»

Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Команда девочек должна называть пословицы о женских качествах, проявляемых в семье, почитании родителей, любви к детям. А команда мальчиков должна называть пословицы о мужских качествах проявляемых в тех же ситуациях.

Беседа  «Девочки – маленькие хозяюшки».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

 Воспитатель обращается к детям: «Сегодня после завтрака все пошли играть, а Леночка осталась помогать Зое Алексеевне вытирать крошки со столов. Кто из сказочных персонажей так же, как Леночка, любил трудиться?  С кем можно сравнить Леночку —с Рукодельницей или Ленивицей?»

-       Что и как ты делаешь в семье?

-       Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу, вышивать, наводить порядок?

-        Что значит заботиться о ком либо?

  - Послушайте, как девочка решила позаботиться о близких:

«  Девочка прилежная,
Не подружка лени,
Для гостей готовит
Вкусные пельмени:
С мясом и капустой,
С рисом и картошкой.
Можно будет есть их
Вилкою и ложкой.»
-      А что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького братика или сестренки?

-       Какую помощь девочка может оказать мальчику?

-       О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?

-        Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?

-        Как научиться быть «хозяюшкой»?

Беседа  «Мальчики – будущие отцы».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуацию:

«Сегодня на прогулке мы убирали листья с площадки. Сережа поднял очень красивый кленовый листочек и подарил его Наташе. Наташа заулыбалась, но ничего не сказала. Дарит ли папа в вашей семье маме цветы, подарки? Как мама их принимает? Как бы поступили на месте Наташи Золушка из сказки Шарля Перро, принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас»?»

        Хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь? Почему?

-        Чем ты похож на своего папу?

-        Чего ты больше всего любишь и ценишь в  своих родителях?

-        За что тебя любят папа и мама?

-        Как папа должен относиться к маме, к другим женщинам?

-        Каким должен быть папа, чтобы его любили дети?

-        Каким папой будешь ты?

Беседа  «Девочки – будущие мамы».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель просит детей рассмотреть ситуацию:  

-Братик Светы заболел и мама всю ночь сидела у его кроватки, она устала. Она попросила  Свету помочь приготовить кушать.

  • Что будет, если Света выполнит мамину просьбу?
  • К чему приведет отказ Светы?
  •   Хочешь ли ты быть мамой, когда вырастешь? И какой мамой ты хочешь стать?

Вопросы к беседе:

-Как ты думаешь, какой мамой будет Золушка из сказки Шарля Перро? Почему?

-Какая у нее была мачеха?

- Почему принц обратил внимание на Золушку?

- Чем ты похожа и не похожа на свою маму?

- Чему бы ты хотела научиться у своей мамы? Как это сделать?

- Нужно ли папе и маме беречь друг друга?

-        Что должны делать папа и мама, чтобы не было ссор в семье? 

- Когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться?

Беседа  «Мальчики и девочки в совместной деятельности».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель просит детей рассмотреть ситуацию:  

-Ты занят интересной игрой. В группу входит Зоя Алексеевна. В руках у нее тяжелая кастрюля и тарелка с хлебом. Ты:

  • продолжаешь играть с ребятами;
  • помогаешь Зое Алексеевне нести хлеб;
  • предлагаешь кому-то из ребят помочь нянечке.

Вопросы к беседе:

-       Какую работу можно назвать «мужской», какую «женской»?

-       Почему мальчики должны выполнять более тяжелую работу?

-       Какую помощь девочка может оказать мальчику?

-       Что тебя может огорчить или обрадовать во время работы?

-        Как мальчик и девочка должны вести себя во время работы, чтобы не обидеть того с кем трудишься?

-        Какие слова говорят во время работы вежливые люди?

Игра – состязание «Кто душевнее споет колыбельную песенку, расскажет сказку сыну (дочке)? ».

Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Воспитатель предлагает детям представить, что они папы и мамы.

-Ваши детки устали, они много гуляли, покушали и хотят спать, но никак не могут уснуть.

- Как вы уложите их спать?

- что можно сделать? (Взять на руки «детей» и спеть колыбельную песенку или рассказать сказку)

- давайте посмотрим, у кого лучше получится.

Далее детям предлагается поочередно выступать в роли «родителей» и детей. «Родители» рассказывают сказки или исполняют колыбельную песенку, дети засыпают.

Беседа «Защита и сострадание – качества мужчин и женщин».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

А.Гарф «Димина чашка»

Ира и Вася были дежурными. Вася чистил ножи и вилки, Ира мыла посуду и сердилась.

— Всякий раз Димка на дне чашки сахар оставляет! — говорила она. — Да тут ещё и пенки прилипли…

Кое-как сполоснула Ира Димину чашку, поставила посуду на полку и побежала в сад.

Вечером пришли к ребятам гости.

Пригласили ребята гостей к столу.

При свете ламп так и сияли Васины ножи и вилки. А Ира боялась взглянуть на посуду.

„Хоть бы грязная чашка Димке досталась! — думала Ира, — Ну, пусть уж мне самой, только бы не гостям!“

Но плохо вымытая чашка не досталась ни Ире, ни Диме, ни гостям. Кому же? Никому.

Оля ставила посуду на стол, увидела эту чашку и вымыла её.

- К чему привел поступок Иры?

 -Что было бы ели бы Оля не помыла чашку?

Давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  К чему привело непослушание Иванушки?

-       Почему мальчики и девочки должны хорошо себя вести?

-      Как мальчикам и девочкам нужно обращаться друг к другу?

- Как заботились друг о друге Аленушка и Иванушка?

-      Почему мальчики должны пропускать вперед девочек, уступать им место?

-      Как девочки могут выразить им за это свою благодарность?

-       Можешь ли ты сказать о себе, что ты культурный человек?

-       Что бы ты хотел (а) в себе изменить и чему бы хотел научиться?

-       Какие вежливые слова ты знаешь?

Беседа «Мальчики и девочки – будущая семья»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

 Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации:

  «Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу.

 Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».

— Почему мама обиделась на сына?

— Как должен был поступить Сережа?

  После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.

— Для чего нужна мама?

Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную ми нуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

— А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам и пап?

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну, прости, в последний раз!..».

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

— Почему рассердилась мама?

— Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

— Как можно помочь малышу в этой ситуации?

— А какие добрые дела вы сделали для своих родителей? Выслушиваются ответы детей.

Детям предлагается послушать стихотворение В. Юсупова  «Чудесное слово»
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

 Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то...»

Игра «Диалог с картинами». 

Цель — побуждать детей вступать в культурный, содержательный, информационный диалог, учить, в процессе диалога, выделять полоролевые ценности прошлого и настоящего.

Перед детьми выставляются репродукции картин разных художников, изображающих портреты детей из прошлого, картины семейной жизни русского народа.

Педагог предлагает придумать диалог, разговор на основе импровизации «Если бы я был в картине...»

  • О чем бы я узнал?
  • О чем бы спросил героев картины?
  • Как бы поступил?
  • Что бы рассказал героям картины?

Игра  «Диалог с героем сказки». 

Цель — развитие взаимоотношений между мальчиками и девочками; обучение детей действовать в соответствии с выбранной ролью.

Игровой материал: карточки с изображением различных сказочных персонажей.

Ход игры

 Педагог предлагает детям выбрать одну из набора карточек с изображением сказочных персонажей, превратиться в героя или героиню (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка-Дурачок, Емедя, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Искусница и др.) и выступить от его имени. Дети выбирают себе пару (мальчик — девочка) и воспитатель предлагает одну из ситуаций:

1.сочинить разговор двух персонажей на определенную тему (о погоде, желаниях, любимых занятиях, о нечаянной встрече);

2.придумать разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

3.придумать текст письма или телеграммы, которыми могли бы обменяться друг с другом герои и др.


Словесная игра  «Волшебные имена».

Цель — обучение детей выявлению смысла и значения различных сказочных имен раскрывающих полоролевые ценности, пониманию их смысла.

Игровой материал: иллюстрации к знакомым сказкам.

Ход игры. После чтения какой-либо сказки воспитатель вместе с детьми выявляет смысл и значение различных имен сказочных персонажей, их роль в достижении цели героя. (Воспитатель может обратиться к этимологии имени, выяснить причины, побудившие автора дать герою именно такое имя.) Например, почему девочку, которая все время хлопотала у печки, нарекли Золушкой? Откуда произошли названия имен Елена Прекрасная, Марья-Искусница, Василиса Премудрая, Иван — крестьянский сын, Илья Муромец и др? Дети совместно с воспитателем выясняют, как имена повлияли на характер персонажа и в чем это отражается?

Игра-состязание

«Кто больше вспомнит сказок».

Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Воспитатель предлагает детям провести соревнование: кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями.

Дети должны указать название сказки,  рассказать и дать оценку поступкам героев.

Игра-состязание

«Старинный праздничный наряд мужчины (женщины) »

Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к сказкам:

-Ребята мы с вами знаем много сказок, давайте рассмотрим иллюстрации к ним. Что вы можете сказать о костюмах героев?

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

- что означает узор на одежде героев?

- кто создавал этот узор?

Давайте нарисуем старинный праздничный наряд мужчины (женщины).

Словесная игра  «Самые заветные слова». 

Цель — обучение детей нахождению в сказке значимых слов, раскрывающих полоролевые ценности, пониманию их смысла.

Игровой материал: иллюстрации к знакомым сказкам.
Ход игры

 Педагог предлагает детям вычленить значимые слова в сказке, раскрывающие нравственный смысл поступков героев и героинь. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие смысловую нагрузку.

Например, рассуждения героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом, т.е. самоопределиться и осуществить развитие своей индивидуальности.

Так, заветными словами в сказке «Морозко» стали «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!», которые произносила падчерица. Ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость были вознаграждены.

В былине «Вольга и Микула» заветными словами являются слова богатыря: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянович». Отвага, сила, смелость, трудолюбие, любовь к родине всегда утверждались главными ценностями на русской земле.

Беседа «Культура общения мальчиков и девочек»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей, формирование представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Воспитатель просит детей рассмотреть ситуацию:  

«Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку, и строение рассыпалось. Никто не заметил, как девочка огорчилась. И только Саша подошел к Оле, заботливо собрал кубики и, положив руку на плечо девочке, успокоил ее. Вспомните сказку братьев Гримм «Ганс и Грета». Ганс также заботился о своей сестренке, уговаривал ее не волноваться, когда было страшно, самостоятельно, по мужски находил выход из трудного положения. Как в этой ситуации вели бы себя Кара-бас-Барабас, Буратино, Айболит?»

- чем отличаются мальчики от девочек?

- с кем ты дружишь, почему?

 - кого ты не хотел бы принимать в игру?

 - с кем ты иногда ссоришься, почему происходят эти ссоры?

- каким должен быть мальчик (девочка), с которым тебе хотелось бы дружить?

 - какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

«Игровое упражнение

«Мама устала»

Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения.

 Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Игра «Угадай настроение»

Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения, формировать умение войти в образ героя и умения передать его эмоциональное состояние.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.


«Ситуационная задача для мальчиков»

«Силач»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у мальчиков.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

Папа купил Диме гантели.Каким станет Дима, если ежедневно будет заниматься зарядкой, поднимать гантели? Что может произойти с мальчиком, если он не будет любить спорт?

-Что нужно делать, чтобы стать сильным?

-Можно ли доказать правоту не «кулаками»?

-Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?

-Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

 

«Ситуационная задача»

«Жадина»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

- Ребята я вчера видела, как Алеша и Дима с соседней группы не поделили машину. Как вы думаете, что может произойти, если никто не захочет уступить?

-Как решить конфликт по-мужски?

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

- У кого из вас есть братик или сестренка?

- Как вы с ними играете?

-Вы с ними делитесь игрушками?

- чем отличаются мальчики от девочек?

 - с кем ты дружишь, почему?

- кого ты не хотел бы принимать в игру?

- с кем ты иногда ссоришься, почему происходят эти ссоры?

- каким должен быть мальчик (девочка), с которым тебе хотелось бы дружить?

 - какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

В конце воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение

 

Т.А.Шорыгиной «Самокат»:

 Мне купили самокат,

Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца —

Будем все кататься!

Дал я самокат Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше.

 Пусть порадует ребят

Легкий, быстрый самокат.

Новой краской он блестит,

Быстро он вперед летит

По дорожке возле дома

Мимо клумбы, мимо клена.

Мы играем очень дружно —

Радостью делиться нужно!

«Ситуационная задача»

«Ежели вы вежливы»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

-Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты:

  • уступаешь ей место;
  • продолжаешь сидеть и смотреть в окно;
  • взбираешься на руки к маме.        

Ежели вы вежливы  и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

А ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы- то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

-Каким должен быть мальчик?

-Чем мальчик отличается от девочки?

-Как нужно относиться к мамам,  девочкам?

- Как должен вести себя мальчик?

«Ситуационная задача для мальчиков»

«Встреча с собакой»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у мальчиков.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

Ты выходишь гулять. Во дворе собака. Ты:

  • Смело проходишь мимо нее;
  • Возвращаешься домой за мамой;
  • Начинаешь плакать, чтобы хозяин отозвал собаку.

-Бывало ли тебе когда-нибудь страшно?

-Как бороться со страхом?

-Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?

-Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

«Ситуационная задача для мальчиков»

«Помощник»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у мальчиков.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

- Ты занят интересной игрой. В группу входит Зоя Алексеевна. В руках у нее тяжелая кастрюля и тарелка с хлебом. Ты:

  • продолжаешь играть с ребятами;
  • помогаешь Зое Алексеевне нести хлеб;
  • предлагаешь кому-то из ребят помочь нянечке.

-Каким должен быть мальчик?

-Чем мальчик отличается от девочки?

-Что должен уметь мальчик (мужчина)?

-Что ты ценишь в себе как в мальчике?

-Почему люди должны заботиться друг о друге?

-В каких сказках герои проявляют заботу?

«Ситуационная задача для мальчиков»

«Синяк»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у мальчиков.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты:

  • проходишь мимо;
  • зовешь старшего брата или маму;
  • сам заступаешься за девочку.

- Как поступил герой стихотворения Никола Грахова «Синяк» в такой же ситуации?

-Что он говорит о синяке:

«Не надо трогать
Светку,
Тем более,
Соседку!
А что синяк,
Так мне
Не жаль,
Синяк ношу я
Как МЕДАЛЬ!»

- Почему нужно защищать слабых?

- Что нужно делать, чтобы стать сильным

- Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

«Ситуационная задача для мальчиков»

«Рыцарь»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у мальчиков.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

За обедом Даша нечаянно проливает на себя компот. Ты:

  • делаешь вид, что не замечаешь;
  • бежишь за салфеткой и помогаешь Даше справиться с неприятностью;
  • зовешь няню.

-Какую помощь ты можешь оказать им?

-Что значит быть «рыцарем»?

-Что ценят в «рыцарях» «маленькие принцессы»?

-Как сделать девочке приятное?

-Как должен выглядеть и вести себя мальчик, чтобы понравиться девочке?

 

«Ситуационная задача для мальчиков»

«Добрый волшебник»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у мальчиков.

Воспитатель предлагает мальчикам рассмотреть ситуацию:

У Леночки день рождения. Ты:

  • даришь ей свой рисунок;
  • говоришь приятные слова («Какая ты красивая», «Какое замечательное у тебя платье»);
  • оставляешь девочку без внимания.

- Давайте вспомним, какие «волшебства» сделал герой стихотворения

С. Погореловского  «Стать добрым волшебником»

«Ситуационная задача для девочек»

«На прогулке»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей у девочек.

Воспитатель предлагает девочкам рассмотреть ситуацию:

Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуты пуговицы на пальто. Шапка съехала набок. Ты:

  • помогаешь Алеше привести в порядок внешний вид;
  • жалуешься воспитателю на небрежность мальчика;
  • не замечаешь непорядок в одежде Алеши.

- Что значит заботиться о ком-либо?

- Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького братишки или сестренки, бабушки или дедушки?

- Какую помощь девочка может оказать мальчику?

- В каких сказках героини проявляют заботу о близких?

«Ситуационная задача для девочек»

«Забота о маме»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает девочкам рассмотреть ситуацию:

Мама приболела. Ты:

  • будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь одеяло на постели и т.п.);
  • продолжишь играть как ни в чем не бывало;
  • станешь капризничать.

-В каких произведениях дети заботятся о маме?

-Почему девочка ответила так лучу:

 «Я бы многого хотела: 
Вслух читать и мяч катать, 
Я бы песенку пропела, 
Я б могла похохотать, 
Да мало ль я чего хочу! 
Но мама спит, и я молчу».
- А как вы заботитесь о маме?

Игровая ситуация: «Волшебный фонарик»

 Педагог дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.

«Ситуационная задача для девочек»

«Драка»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает девочкам рассмотреть ситуацию:

Мальчики дерутся. Ты:

  • пожалуешься воспитателю;
  • не заметишь драки;
  • поможешь им помириться.

- Почему люди должны заботиться друг о друге?

- Кто тебя утешает, когда ты расстроен (а)?

- Кто приходит на помощь, если тебе трудно?

- Приходилось ли тебе защищать и утешать кого-либо?

- Как ты узнаешь, что кому-нибудь плохо?

- Какую помощь девочка может оказать мальчику?

«Ситуационная задача для девочек»

«Тяжелая корзина»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает девочкам рассмотреть ситуацию:

При возвращении с прогулки воспитательница попросила собрать игрушки в корзину и отнести их в группу. Корзина оказалась тяжелой. Ты:

  • постараешься донести корзину сама;
  • вежливо попросишь мальчика тебе помочь;
  • откажешься нести корзину.

- О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений?

- Нравятся ли тебе они?

- Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?

- Как научиться быть «хозяюшкой»?

«Ситуационная задача для девочек»

«Игра в мяч»

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Воспитатель предлагает девочкам рассмотреть ситуацию:

Девочки играют в мячик. У Тани не получается поймать мяч. Подружки громко смеются. Таня расстроена. Ты:

  • смеешься вместе со всеми;
  • успокаиваешь и учишь девочку, как правильно играть;
  • не обращаешь внимания.

- Как можно успокоить Таню?

- Кто тебя утешает, если ты расстроена?

Почему люди должны заботиться друг о друге?

-В каких сказках герои проявляют заботу?

Беседа «Без друга в жизни туго»

Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Ход: Послушайте пословицы, объясните, как вы их понимаете, и скажите, подходят ли они по смыслу к прочитанному рассказу: «Без друга в жизни туго» «Труд человека кормит, а лень портит». «Как аукнется, так и откликнется». «Делу – время, потехе - час». «Доброе слово и кошке приятно».

-Почему люди должны заботиться друг о друге?

-Кто тебя утешает, когда ты расстроен (а)?

-Кто приходит на помощь, если тебе трудно?

-Приходилось ли тебе защищать и утешать кого-либо?

-Как ты узнаешь, что кому-нибудь плохо?

- А сейчас я хочу вам предложить выполнить творческое задание. На подоконнике разложены листы бумаги, на которых изображены одинокие живые существа. Они страдают от своего одиночества. Ваша задача – спасти их, нарисовать им пару, друга или хозяина, чтобы эти существа перестали быть одинокими.

Итог и вывод: Дети, я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок из сегодняшнего занятия. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми, и вас всегда будут окружать друзья.

Игра "Волшебный цветок" 

Цель: Осуществление гендерного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Задачи:

  1. Развивать гендерные представления у детей.
  2. Знать свою принадлежность к половой роли и её отличительные признаки.
  3. Определять перспективы взросления в соответствии с половой ролью.
  4. Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.
  5. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Ход игры: 
"Где-то далеко – далеко есть волшебная страна. Люди там жили очень дружно, но злой колдунье стало завидно, от того что кто-то хорошо живёт. И решила она поссорить людей, и они разделились. Всё мужское население ушли жить в горы. 
Вопрос педагога: Кто это? 
Ответ детей: Мальчики, юноши, мужчины и дедушки. 
А всё женское население ушли жить к морю. 
Вопрос педагога: Кто это? 
Ответ детей: Девочки, девушки, женщины и бабушки. 
Но со временем ссора забылась, и люди снова захотели

жить вместе, но злая колдунья выстроила волшебную стену, через которую люди не могут перебраться и сломать её тоже не могут. Помочь может только волшебный цветок Дружбы. Нам надо его собрать. Но, чтобы собрать его нужны смелые, умные, находчивые ребята. Есть такие? Нужно взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. 
(Дети перечисляют положительные мужские или женские качества, на экране появляются лепестки цветка). 
Молодцы, ребята. Лепестки собрались, волшебная стена рухнула, и люди снова стали жить вместе. И мальчики, и девочки, и юноши, и девушки, и мужчины, и женщины, и дедушки, и бабушки. 

Беседа  «Самое страшное».

Цель: обучение детей нахождению в рассказе значимых слов, поступков, раскрывающих полоролевые ценности, пониманию их смысла.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с произведением, которое написал Е. Пермяк. Называется оно «Самое страшное». Вам интересно, о чем может идти речь в произведении с таким названием?  После чтения мы сравним ваши предположения о страшном с  представлениями автора. (Воспитатель читает текст рассказа.).

«Самое страшное» Е. Пермяк

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдѐргивал. Колючего ѐжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всѐ. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелѐными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ѐжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошѐл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинѐшенек!

- О ком идет речь в рассказе? (О мальчике Вове)

 - Каким рос мальчик Вова? (Крепким и сильным)

 - Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)

- Кого же обидел Вова и как? (Кота, собаку, ежа, ребят, бабушку…) -Как можно назвать такого мальчика?

 - Чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно). - К чему привело такое поведение Вову? –

- Рассказ называется «Самое страшное». Почему писатель Пермяк считает одиночество является самым страшным в жизни? (Ответы детей) - Чему, ребята, учит этот рассказ?

-Какой бы совет вы дали Вове, чтобы исправиться?

Обобщение: Никогда не поздно исправиться и совершать добрые поступки. Можно посоветовать Вове попросить прощения, сделать добрые дела, пригласить к себе друзей, и, конечно, стараться не обижать всех его окружающих людей и животных. И тогда все к нему будут относиться по-другому, по-доброму.

С/Р игра «Семья»

« Прием гостей»

Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе.

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

С/Р игра «Семья»

«День рождение куклы»

Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе.

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

С/Р игра «Семья»

«Кукла заболела. Вызов скорой помощи».

Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения.

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

С/Р игра «Семья»

«Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье»

Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе.

 Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

С/Р игра «Семья»

«Поездка на автобусе»

Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе.

 Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность :

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.

Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

С/Р игра «Семья»

« Непредвиденная дорожная ситуация» 

Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе.

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

Беседа « Мальчики – юные мастера».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

  • Кого называют мастером?
  • Что умеют делать твои папа, дедушка и брат? В чем ты им помогаешь?
  • Какие мужские умения ты считаешь самыми ценными для мужчины?
  • Что такое молоток, гвозди, топор, отвертка?
  • Какую вещь в доме ты сделал своими руками?
  • Чему бы ты хотел научиться?
  • Как стать настоящим мастером?

С/Р игра «Магазин»

« Купим одежду кукле»

Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения.

 

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

Сюжетно – ролевая игра игра «Автомастерская»

«Перерыв на обед»

Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения.

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

С/Р игра «Парикмахерская»

 «Причешем куклу»

Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения.

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность:

 1) способ.  Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать».

2) способ. Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Используемая литература:

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

 2. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

3«Детская художественная литература как институт гендерной социализации.» Л. Э. Семенова
4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по – разному. Самара. Учебная литература,2005.

6. Курбатова С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.

          7.Клецина Ирина Сергеевна        Учебное пособие « Гендерная социализация» СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.

8. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников. «Дошкольное воспитание» №4 2008. 

9. Программа гендерного воспитания дошкольников М. А. Радзевиловой «Мальчики и девочки – кто они? ».

10.. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

11. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек. «Дошкольное воспитание» №6 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...