Статья по теме: "Утренняя гимнастика в детском саду."
статья на тему

Бойкова Кристина Анатольевна

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был выдающимся спортсменом, имел крепкое здоровье и иммунитет. Помочь осуществить планы родителей может утренняя зарядка, которая позволяет взбодрить детей, придать им хорошую физическую форму и повысить настроение. А как воспитателю заинтересовать ребенка на утреннюю гимнастику? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_utrennyaya_gimnastika.docx207.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района

Санкт-Петербурга

Статья по теме:

«УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ»

Составитель: воспитатель

Бойкова Кристина Анатольевна

2016 г.

«Забота о здоровье - это важнейший труд

воспитателей. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

      Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях ДОУ.

     Одной из основных составляющих организации здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении является утренняя гимнастика, так как утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день.

  Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.

    Значение утренней гимнастики многообразно:

- повышает жизнедеятельность организма;

- растормаживает нервную систему после сна;

- сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

  После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, – вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

    Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.

  Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнение на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект.

  Водная процедура в сочетании с утренней гимнастикой улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

   В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача.

  Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.

  Чтобы утренняя гимнастика была эффективна, при её проведении мы придерживаемся следующих условий:

- построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;

- использование разнообразных форм проведения утренней гимнастики;

- использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;

- распределение нагрузки на организм на протяжении всей утренней гимнастики;

использование психологических речевых настроек;

- использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей;

использование стихотворений, пословиц и поговорок о здоровье.

     В процессе проведения утренней гимнастики мы придерживаемся следующей структуры:

- психологическая речевая настройка;

- дыхательная гимнастика;

- массаж биологически активных зон;

- двигательные упражнения с использованием разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения;

  • стихотворения, пословицы и поговорки о здоровье.

Пример проведения утренней гимнастики в детском саду:

Каждую утреннюю гимнастику мы начинаем с психологической речевой настройки, целью которой является создание положительного эмоционального фона в группе. Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Дети и воспитатель ставятся вокруг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, т. е. голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

«Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, быть внимательными и добрыми друг к другу. Будем радоваться друг другу.»

С целью профилактики простудных заболеваний, развития носового дыхания, улучшения кровоснабжения верхних дыхательных путей нами используется дыхательная гимнастика.

Комплекс дыхательной гимнастики.

«Часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз) .

«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз) .

«Лыжник» - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин) .

Дыхательная разминка

Подуем на плечо, подуем на другое.

На солнце горячо, пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот,

Ну а потом на облака, и остановимся пока.

Массаж биологически активных зон

И. п. - сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым! » То же - с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает движения поочередно над каждой ногой, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

После массажа мы готовы к проведению двигательных упражнений. Упражнения проводятся в самой разнообразной форме и с разной степенью двигательной активности.

Для проведения двигательных упражнений можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать утреннюю гимнастику интересной и разнообразной. К таким предметам можно отнести воздушный шарик, бумажный мячик, карандаш, газету, комочки ваты и т. д.

Упражнения с предметами необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу детей к их выполнению, формирует наблюдательность, их интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные упражнения во время утренней гимнастики способствуют не только сохранению физического здоровья детей, но и сохранению их психического здоровья. Дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Заканчиваем утреннюю гимнастику стихотворением или пословицей о здоровье.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от неё,

А здоровье – вот награда

За усердие твоё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мир художественной гимнастики в детском саду"

Художественная гимнастика в детском саду...

Консультация на тему: Утренняя гимнастика в детском саду.

Что же такое утренняя гимнастика?Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ"

Консультация для педагогов детского сада...

Статья «Профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования при проведении утренней гимнастики в детском саду».

В статье рассматривается проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста и предлагается игровой комплекс утренней гимнастики для профилактики плоскостопия....

Статья: «Польза пальчиковой гимнастики в детском саду»

Статья: «Польза пальчиковой гимнастики в детском саду»...

Статья " Для чего нужна утренняя гимнастика в детском саду"

Юсупова Д.Г. – воспитатель. Статья «Для чего нужна утренняя гимнастика детском саду»Зарядка – это одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры, он...