Роль изобразительной деятельности в формировании представлений у детей о народных промыслах как части культуры русского народа
статья на тему

Хромченко Вера Владимировна

Данная работа расрывает важность изобразительной деятельности для развития у детей художественного восприятия,

эмоционально-эстетического вкуса, воспитание уважения к труду русского народа.

Также представлен конспект НОД "Ознакомление с Хохломой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо

Сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием

Человека и Отечества, их красоты и величия.

В.Сухомлинский

Если педагогика не хочет быть бессильной,

Она должна быть народной.

К.Ушинский

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия  играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В «Концепции дошкольного воспитания»  говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предьявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жинедеятельности .

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи изобразительного творчества. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенствование языка, связь с окружающей жизнью.  

Целью занятий художественно-эстетического цикла является ознакомление детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности.

.Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством и предполагает:

-развитие художественного восприятия;

- эмоционально-эстетического вкуса;

-осознанного построения композиции в украшении;

-создание оригинальных композиций, конструкций, цветового решения проблемы.

Воспитывает уважение к труду народных умельцев, понимания традиционности образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа.

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда  он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе , что такое ритм и симметрия, без чего декоративное рисование не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно взаимосвязан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста не могут, хотя чувство начинает развиваться еще в дошкольном возрасте.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые во второй младшей группе носят декоративный характер например, украсить края платочка полосками. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор.

 В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным.

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветовым фоном. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме. Дети способны почувствовать  красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными  принципами построения узора. Для создания узора дошкольники учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи(хохломская, дымковская и т.д.)

Для ознакомления детей с декоративно-прикладным творчеством и народными промыслами необходимо использование не только  изобразительной деятельности, но и тесной ее интеграцией с другими образовательными областями:

-познавательной

-социально-коммуникативной

-речевой и физической культурой, поэтому знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

 В качестве примера можно представить вниманию тему: «Золотая Хохлома»

Задачи. Продолжать знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством  русского народа. Формировать представления  об общественной значимости труда мастера прикладного искусства. Развивать самостоятельную творческую деятельность. Обогащать словарный запас. Учить замечать узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы, усики, завитки, листочки) на изделиях хохломского промысла. Воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства, уважение к мастерству народных умельцев.

  1. – Посуда наша для щей и каши,

Не бьется, не ломается,

Порче никакой не подвергается.

А вот плошка- налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Кому посуда для кашки, окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

-откуда посуда?

К вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Беседа об особенностях хохломской росписи

Жил когда-то в нижегородских лесах чудо мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки да ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

17 мая по народному календарю-день Пелагеи. В этот день люди рубили деревья для выделки ложек. Как использовали люди ложки? (для приема пищи, приготовления еды, как музыкальные инструменты). Раньше деревянную посуду делали во многих местах России. Особенно прославились изделия из села Хохлома на Волге. Отсюда и пошло название «хохломская роспись».

В беседе можно представить следующие вопросы:

-как делают посуду? (вытачивают, выдалбливают, потом покрывают маслом – олифой, натирают оловянным порошком, разрисовывают и сажают в печь)

Каждый ли человек сможет сделать такую красоту?

Вынут из печи-чудо как хороши! Загорелись золотом ложки да плошки!

Какие узоры используют мастера  хохломской росписи? Почему узор называют растительным, растительно-травочным? (рассматривание элементов росписи: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики») – знакомство с узорами.

Не только узором славятся хохломские изделия, но и причудливой формой.

Ковш точно уточка плывет, вокруг себя поглядывает. За это сходство и прозвали этот ковш – утицей.

Какие еще предметы необычной формы вы видите?

Самой почетной посудой на столе была солонка, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее особенно красиво.

Славятся изделия Хохломы не только в России. Гости нашей страны покупают на память о России хохломские изделия, потому что они радуют глаз, привлекают своей красотой и необыкновенным золотым узором.

После беседы предлагается детям выполнить творческое задание «Золотая Хохлома очень привлекла меня»

Предложить выбрать понравившееся изделие, рассказать о нем- как называется, чем понравилось, что на нем изображено, для чего создано.

Также можно предложить разучивание частушек про Хохлому

Хохлома да Хохлома –

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха, да курицу!

Пригасить ложкарей – «Ложкарей мы пригласили – ложки для игры вручили!»

В заключении предложить расписать ложки, как настоящие мастера, а рисунок придумать самостоятельно.

Хохломская роспись, алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой золотой листвы!

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий –

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование из бумаги как средство формирования представлений у детей о размере, количестве, числе, части и целом.

В математической деятельности предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательной игровой ситуации. Одной из задач воспитания...

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"

Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Конструкт организации совместной деятельности по формированию представлений о дорожной безопасности Путешествие в пожарную часть"

Тема: «Путешествие к перекрёстку»Форма ОД: игра-путешествиеВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативнаяФома организации: групповая, индивидуальнаяЦель: форм...