Публикация в Материалах IX международной научно-практической конференции (Прага 2015). ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья на тему

Борисова Алла Михайловна

Сегодня важным условием реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. Мы можем рассматривать его, как организованное взаимодействие педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, детьми и родителями.  Одной их задач психологического сопровождения является повышение уровня психологической компетентности взрослых.Одним из направлений работы педагога-психолога по психологическому сопровождению является консультационная деятельность. В статье подробно рассматривается применение нетрадиционной формы работы с родителями, относящейся к информационно-аналитическому виду  -  прием «Электронная почта доверия». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация в Материалах IX международной научно-практической конференции (Прага 2015)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Борисова А.М.

МДОУ детский сад № 18 комбинированного вида

г.о. Орехово-Зуево Московской области

        Сегодня важным условием реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. Его осуществление рассматривается как необходимое условие для психического развития и формирования личности ребенка, является одним из принципов дошкольного образования «обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства» [1].

         Психологическое сопровождение в дошкольном учреждении мы можем рассматривать, как организованное взаимодействие педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса, направленное на обеспечение наибольшей продуктивности образовательной деятельности. Одной их задач психологического сопровождения является повышение уровня психологической компетентности взрослых (педагогов и родителей, законных представителей), взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики.

         Повышение психологической компетентности педагогов необходимо по выражению доктора педагогических наук, профессора Б.З. Вульфова, так как «педагогика без психологии – это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись» [2].

         Преодоление психологической некомпетентности родителей важное условие совместной работы и эффективного взаимодействия педагога-психолога и законных представителей ребенка. Обратимся к Закону РФ «Об образовании». Статья 44 читаем: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [3]. Поэтому, детский сад, как социальный институт оказывает поддержку семьям воспитанников. Взаимодействие с родителями является важным направлением деятельности каждого дошкольного учреждения.

        Одним из направлений работы педагога-психолога по психологическому сопровождению является консультационная деятельность. В настоящее время в дошкольных учреждениях существуют традиционные, проверенные временем формы работы с родителями, такие как: родительские собрания, презентации детского сада, дни открытых дверей, посещения семей, анкетирование, информационные стенды, внутренние газеты о жизни детского сада, буклеты, листовки, памятки для родителей и т.д. Но сегодня все большее развитие получают нетрадиционные формы взаимодействия с семьей: творческие семейные конкурсы и проекты, деловые игры, мастер-классы, семейные клубы, читательские конференции, выставки семейных коллекций, совместные постановка спектаклей, ярмарки семейных традиций.

        На современном этапе находят свое применение в работе с родителями и новые технологии. Компьютеры, планшеты, смартфоны, интернет есть в каждом доме. Часто  родители проводят много времени, блуждая по просторам сети, предпочитая виртуальный мир реальному общению. Как же сделать так, чтобы информационные технологии давали нам новые возможности в коммуникации с современными родителями, помогали во взаимодействии, заинтересовывали в поиске информации?

         В работе педагога-психолога есть такой прием «Почта доверия», он относится к информационно – аналитическому виду. Его целью является выявление интересов, запросов, потребностей родителей в психолого-педагогической информации, для осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку.

        «Почта доверия» – это ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования, развития ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, тематических встречах, в виде консультаций, как в письменной, так и в устной форме. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда не хватает времени встретиться лично.

        Но сегодня, собственноручно написанное письмо, конверты, бумажные послания становятся анахронизмами. Все больше людей предпочитают электронную почту, мобильные послания, быстрые ответы. Поэтому сегодня в активе у педагога-психолога появилось новое современное средство – электронная «Почта доверия». Педагог-психолог регистрирует почтовый ящик на одном из существующих сервисах. Адрес электронного почтового ящика и вся информация о нем доводится до сведения родителей на ближайшем родительском собрании, вывешивается на информационных стендах групп.

        Такой современный подход уже показал свою эффективность.

        Во-первых: не каждый родитель может найти время для встречи с педагогом - психологом, подчас время их работы совпадает, и попасть на прием лично не удается, а электронная почта работает круглосуточно и, решив свои дела, родители могут обратиться к специалисту в удобное для них время.

         Во-вторых некоторым родителям бывает трудно точно сформулировать свой запрос психологу, при личной встрече хочется задать много вопросов и поторопившись можно что-то забыть, а дома в спокойной обстановке возможно изложить все по порядку.

        В-третьих: существуют деликатные темы, которые не принято свободно обсуждать в коллективе родителей или с воспитателем, вопросы личные, семейные, вопросы здоровья. Здесь нам на помощь приходит виртуальная анонимность адресата, возможность получить консультацию, помощь, не называя себя и лишь расположившись к специалисту доверием уже прийти на прием лично.

        В-четвертых: электронное письмо, это возможность быстрого ответа на свой запрос. Почта проверяется каждый день.

        В-пятых, по запросу родителя педагог-психолог может отправить материалы о ребенке: фотографии с занятий, результаты проведенной диагностики, актуальную информацию. Работа с электронным почтовым ящиком открывает большие возможности.

Проводимая работа с семьями воспитанников в рамках психологического сопровождения образовательного процесса способствует не только повышению психологической компетентности родителей и педагогов, но и дает возможность осуществлять взаимодействие, основанное на уважительном, доверительном отношении между социальными партнерами.

Литература

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

2. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.

3. Закон РФ «Об образовании».

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

 #parent#, #child#, #psychologist#, #competence#, #trust#, #collaboration#