Аналитический отчет старшего воспитателя
учебно-методический материал на тему

Тонкова Наталья Алексеевна

Аналитический отчет старшего воспитателя содержит структуру и содержание подробного отчета деятельности в межаттестационный период. Поможет как начинающим старшим воспитателям так и стажистам детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

за  межаттестационный период

с 2009 по 2015 гг.

                                               Составитель:

                                                                            Тонкова Наталья Алексеевна,

                                                              старший воспитатель

Первоуральск, 2015

Оглавление

Введение                                                                                                            

3

Глава 1. Аналитическая часть                                                                      

 5                                                    

1.1 Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период

5  

1.2  Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период

14

Глава 2. Проектная часть                                                                            

19

Заключение                                                                                                  

22

Список литературы                                                                                      

23

Приложения                                                                                                

24

Введение

Концепция модернизации российского образования ставит задачу: достижение нового современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способного реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения - их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к кадровым условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» говорится: «Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами».

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. В «Профессиональном стандарте педагога», акцентируется внимание на «знание педагогом специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста». Таким образом, основным направлением в педагогической деятельности является создание условий для поиска, разработки и освоения современных форм работы с детьми; условий, ориентированных на развитие профессиональной компетентности педагогов, через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации педагога, в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования».

Переподготовка педагогических кадров, соответствующая современным требованиям к уровню квалификации педагога, напрямую связана с разработкой соответствующего содержания форм методической работы. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в процессе подготовки и переподготовки специалистов становится системный подход, важное звено в котором отводится целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, что способствует активизации личности педагога, развитию его творческой активности.

Цель аналитического отчета: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности по созданию в дошкольном образовательном учреждении системы методической работы для достижения качества дошкольного образования.

Задачи:

  1. Провести самооценку эффективности собственной педагогической деятельности по созданию в дошкольном образовательном учреждении системы методической работы для достижения качества дошкольного образования, с учетом новых нормативных документов;
  2. Провести анализ результатов методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов;
  3. Выявить противоречия, возникшие в период педагогической деятельности между реальным состоянием и планируемым;
  4. Спроектировать пути решения этих противоречий за межаттестационный период.

Предмет исследования: методы и приемы, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов.

Объект исследования: процесс повышения профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации «Программы повышения квалификации педагогических работников».

В процессе анализа своей педагогической деятельности на начальном этапе работы были выявлены противоречия:

- между новыми современными нормативно-правовыми требованиями к дошкольному образованию и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;

- между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию аналитических и проектировочных способностей для инновационной деятельности.

Отсюда проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности современным нормативно-правовым документам дошкольного образования; невозможность достижения повышения эффективности образовательного процесса без сопровождения педагогов по формированию и развитию их аналитических и проектировочных способностей, необходимых для инновационной деятельности.

Актуальность: Выстроить систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно только на основе анализа результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов педагогов.

Глава 1. Аналитическая часть

1.1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период 

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности педагога, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным - является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессиональной компетентности каждого педагога  в нашем дошкольном учреждении является одной из самых приоритетных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Для анализа результативности и выявления возможных затруднений педагогов осуществляла контрольно-аналитическую деятельность, благодаря которой оценивала состояние работы педагогического коллектива в целом и отдельных воспитателей. Анализ контрольно-аналитической деятельности показал, что 25% педагогов испытывают трудности в планировании образовательного процесса, 65% педагогов не прошли курсы повышения квалификации, 10% - не имеют квалификационной категории.

Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив дошкольного учреждения, исходя из результатов анкетирования «Профессиональный портрет», был разделен на три группы, педагоги которых отличаются по уровню компетентности.

Профессиональный портрет:

Первая группа – 30%. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Объединены в творческие группы. В рамках работы этой группы изучались, отрабатывались новые формы содержания образования и соответствующие ему технологии воспитания и обучения.

Вторая группа – 50%. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.

Третья группа – 20%. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги. Для работы с ними организовано наставничество и «Школа молодого педагога».

Подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.

По утверждению К.Ю. Белой, (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования), важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Для собственной деятельности выделила следующие показатели:

1)мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий воспитателей;

2) рост творческой активности педагогов в методической работе города, области;

3) показатели здоровья детей;

4) уровень развития детей.

Исходя из вышесказанного, мною была разработана и реализована «Программа повышения квалификации педагогических работников», определяющей целью которой  является обеспечение роста компетентности педагогических кадров дошкольного учреждения, совершенствование уровня  их психолого-педагогических и методических знаний, умений. Совершенствование профессиональной компетентности, на мой взгляд, включает несколько направлений: повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.

В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов третьей группы, с позиции саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т.д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.

Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы в рамках детского сада.

Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.

В процессе реализации программы повышения квалификации в период с 2010 по 2014 год произошли следующие изменения:

педагоги повысили свой образовательный ценз в 2010 – 11%, 2011 году – 11%, 2013 году – 16,5%,  2014 - 27%;

повысили профессиональную компетентность на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО СО «ИРО» 2010 году–10%, 2011 году – 10%, 2013 году – 22%, 2014 - 44%;

повысили квалификацию на семинарах, вебинарах издательства «Дрофа» и «Просвещение», института «EurekaOnline» в 2010 году – 20%, 2011 году – 35%, 2013 году – 50%, 2014 году - 100%.

        В результате планомерной и целенаправленной работы педагоги уверенно проходят процедуру аттестации на заявленную категорию: на первую квалификационную категорию в 2010 году – 39%, 2013 году – 61%, 2014 году - 72%; на высшую квалификационную категорию в 2013 году – 6%, 2014 году 11%.

На 2014 год высшее образование имеют 27% педагогов (показатель по городу - 6,2%), высшую категорию имеют 11% педагогов (показатель по городу - 5,7%), первую категорию - 72% педагогов (показатель по городу - 83,2%).

Накопленный опыт позволил педагогам диссеминировать профессиональную деятельность путем публикаций в сборниках международного и федерального уровня:

- 2010 год, XIV Международная конференция «Экологическое образование периода детства: наука и практика»;

- 2013 год, 2014 год, Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: теория и практика».

40% представили собственный профессиональный опыт и презентовали дидактические, методические находки на мероприятиях разного уровня:

- региональный уровень:

•         2014 год, территориальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года» (г. Красноуфимск), грамота за III место;

- муниципальный уровень:

•         2010, 2011 год, 2014 год, Декада педагогических достижений, материалы педагогов вошли в диск Управления образования «Палитра мастерства»;

•         2010 год, 2011 год, 2013 год, конкурс выставочных материалов педагогов;

•         2014 год, конкурс на лучшую организацию работы по привлечению и эффективному взаимодействию с семьями воспитанников «Территория безопасности», грамота за III место;

•         2014 год, городское методическое объединения старших воспитателей «Принципы индивидуализации предметно-развивающей среды»;

        Методическая работа с педагогическими кадрами - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

В рамках реализации «Программы повышения квалификации педагогических работников» методическая работа с педагогическими кадрами была ориентирована на повышение мастерства каждого педагога (2010 год – 48%, 2014 год – 73%), обобщение и развитие творческого потенциала коллектива (2010 год – 36%, 2014 год – 67%) и достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей (2010 год - 85%, 2014 год – 100%).

В результате реализации программы повышения квалификации педагоги способны:

- ставить задачи и находить способы их решения;

- находить и отбирать необходимые сведения;

- переходить от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формированию их компетентности в различных областях и развития их способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;

- активизировать знания детей, для участия в конкурсах различного уровня;

Деятельность по повышению педагогического потенциала педагогов отличается многоплановостью и разносторонностью. Все вышесказанное подтверждает, что выбирая оптимальный вариант работы и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.

В 2014 году перешла в другое дошкольное образовательное учреждение. Работа в новом педагогическом коллективе была направлена на знакомство с деятельностью педагогов, изучение их потенциальных возможностей, готовности к модернизации дошкольного образования, проводимой в рамках внедрения «эффективного контракта», реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

На начальном этапе было мною проведено анкетирование педагогов «Профессиональный портрет»

В ходе анализа методической работы в русле повышения компетентности педагогических кадров в соответствии с современными требованиями образования выявила предпочтение педагогического коллектива к формам когнитивной и практической направленности в ущерб психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога. Поэтому необходимой и актуальной стала разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Данная цель конкретизировалась в ряде задач.

1.        Выявить современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

2.        Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении, их профессиональных потребностей, проблем, интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога;

3.        Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения.

При построении плана действий учитывался уровень самоактуализации деятельности каждого педагога, его педагогическая компетентность. Практически для каждого - был разработан индивидуальный план методической работы.

Так, методическую работу с воспитателями, находящимися на первом (гностическом) уровне самоактуализации (результаты анкетирования «Профессиональный портрет»), ориентировала на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями, осознание своих профессиональных особенностей.

Целями методической работы с воспитателями среднего (регулирующего) уровня является ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности, выработку умений себя адекватно проявлять, опираться на свои профессиональные умения.

В методической работе с воспитателями высокого (профессионально-результативного) уровня мною используется стимулирование ценностной ориентации на творчество в педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

Разработана собственная модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения

Итоговым мероприятием реализации модели планируется коллективный просмотр современных образовательных технологий применяемых в работе с детьми, который, на мой взгляд, является частью повышения профессиональной компетентности педагога при условии смены понимания коллективом смысловой сути данного мероприятия и четкой организации его этапов. С этой целью был разработан следующий алгоритм:

1.        Подготовка каждого открытого просмотра начинается с определения того аспекта деятельности педагога, который будет отражен в готовящемся мероприятии (либо цель повышения компетентности педагогов сама становилась ориентиром для составления плана предстоящей деятельности).

2.        Готовое для просмотра мероприятие должно явно отражать изучаемую специфику, структуру (например, в образовательной деятельности с детьми должны четко просматриваться этапы реализации технологии).

3.        Информируя педагогов о предстоящей организации коллективного просмотра, их оповещают о когнитивно-деятельностном контексте мероприятий, с тем, чтобы они могли заранее уточнить либо восполнить пробелы в понимании его сути.

4.        Непосредственно перед просмотром каждому педагогу дается индивидуальная установка на конкретную цель анализа, результат которого ему предстоит озвучить по итогам коллективного просмотра. Например, перед просмотром занятия с детьми педагогам предлагаются такие варианты: «Оцените эффективность использования этапа постановки мотивации перед детьми для активизации их мыслительной деятельности», «Дайте характеристику выбранных педагогом приемов обучения; какие из них вы будете использовать в своей работе?», «Как в занятии педагог реализовал индивидуально-дифференцированный подход к детям?» и т.п.

Данный алгоритм позволит проводить педагогам – наблюдателям более глубокий анализ предлагаемого варианта образовательной деятельности, дать ее объективную оценку с выбором наиболее значимых моментов для собственной практики, а педагогу – организатору – получить важный опыт реализации нового в привычных условия творческой самореализации. Таким образом, задача повышения профессиональной компетентности получит в данной форме максимальное воплощение.

План реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов находится в стадии реализации, педагоги разрабатывают конструкты мероприятий.

Систематическая работа по совершенствованию собственной профессиональной деятельности позволила мне представить свой опыт профессиональной деятельности на мероприятиях федерального уровня:

- 2010 год – XIV Международная конференция «Экологическая образование периода детства: наука и практика»;

-        2014 год – V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: теория и практика»;

муниципального уровня:

-        2010 год – Единая методическая неделя – 2010, Грамота победителя в номинации «Творческий поиск»;

- 2011 год – конкурс выставочных материалов педагогов г.о. Первоуральск «Оптимизация управления педагогическими процессами в рамках стратегии «Наша новая школа»;

-        2014 год – участие в Декаде педагогических достижений, секция «Педагогическое мастерство»;

-        2014 год – городское методическое объединение старших воспитателей, опыт работы по теме «Системный подход в организации методической работы с кадрами».

Таким образом, эффективность методической работы подтверждается проработанностью концептуальных оснований воспитания и образования детей дошкольного возраста; ориентированностью педагогов на работу с субъектами образования; профессионализмом кадров, повышением их коммуникативных, проектировочных и аналитических умений, высоким уровнем организационной и информационной культуры.

  1. Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период

За время своей деятельности изучила современные нормативно-правовые и концептуальные документы, регламентирующие образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Процесс организации методической работы, как и любой управленческой деятельности, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития: педагогический анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию. Последний этап является в свою очередь исходным пунктом нового цикла.

Педагогический анализ позволяет:

  •  дать объективную оценку педагогическому процессу;
  •  выявить причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы;
  •  сформировать рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении;
  •  провести анкетирование педагогов, родителей;
  •  выявление проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе.

На стадии планирования была определена система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения. Данная система мероприятий направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить: годовой план, план методической работы, план работы ДМО, планы работы творческо-поисковых, инициативных групп.

Стадия организации - это создание рациональной организационной структуры в дошкольном учреждении, которая направлена на достижение учреждением целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Реализация планов образовательного процесса согласно графику мероприятий.

На стадии «регулирования и коррекции» проводится воздействие на работу педагогического коллектива с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса, где педагогическому коллективу проводятся консультации, дискуссии, мастер-классы.

И завершающей стадией системной работы по внедрению и реализации «Программы повышения квалификации педагогических работников», является контроль, с помощью которого констатируются факты, измеряются уровни отдельных параметров педагогического процесса и сопоставляются с нормативными требованиями: таблицы контроля, аналитические справки, выводы постановка целей на следующий период.

Обеспечивая обогащение методологической концепции педагогов, реализую целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом на основе анализа и самоанализа их деятельности, диагностики уровня профессионального мастерства, понимающего, развивающего и поддерживающего подхода по отношению ко всем субъектам образовательного процесса - ребенку, педагогу, родителям.

Для выявления, изучения и распространения наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности педагогов были:

  • спланированы

- педагогические советы: «Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями по вопросам совершенствования речевого развития детей», «Приобщение дошкольников к нравственным ценностям общества через освоение ими технологиями деятельностного типа, формирующих базис личной нравственности и культуры поведения» и т. д.;

- консультации: «Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей», «Проблема развития взаимодействия и общения детей в современной педагогике и психологии», «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками», «Активизирующие методы и приемы развития нравственных чувств дошкольников через ознакомление с культурным наследием народа», «Воспитание у воспитанников нравственных качеств по средством ОО «Чтение художественной литературы», «Технология «Ситуация» деятельностного метода обучения как средство формирования интегративных качеств дошкольника», «Дошкольник как субъект образовательных отношений»;

- открытые занятия: «Использование приемов активизации речевого аппарата детей в образовательной, совместной деятельности и режимных моментах»; «Образовательной области «Коммуникация» в подготовительных группах», «Инновации, используемы в дошкольном образовательном учреждении в вопросе нравственного воспитания дошкольников»;

  • организованы профессиональные объединения педагогов:

- дошкольное методическое объединение: «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста через организацию проведения артикуляционных гимнастик» - 2013 год, «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста» - 2014 год;

- Творческо-поисковая группа «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования» - 2011год, «Предметно-развивающая среда ДОУ – ресурс формирования интегративных качеств воспитанников» - 2013 год, «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» - 2014 год;

- инициативная группа «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» - 2010 год, рабочая группа «Использование воспитательного потенциала краеведения» - 2013 год;

  • в области методики особое внимание уделялось вопросам внедрения ФГОС ДО:

- курсы повышения квалификации педагогов: «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;

- семинары-практикумы: «Изучение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательном процессе»;

- смотр – конкурс: «Развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;

- деловая игра «Знатоки Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Актуальная форма работы, которую использовала перед открытыми мероприятиями для воспитателей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка»:

 1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

 2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

 3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем  дороже ценятся.

 4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и  стареть не дает.

 5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Таким образом, использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер методического сопровождения, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании, позволяет педагогам изучать и активно использовать инновации в образовательном процессе;

Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса:

- нормативно-правовые документы: Федеральные государственные требования дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, Закон об образовании, стандарт педагога дошкольного образования;

- современные программы, технологии, методики;

- современные тенденции развития дошкольного образования;

- содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.

Данные документы позволяют создавать установку на разработку (конструирование) интегрированной модели воспитательно-образовательного процесса на основе базового содержания (Приложение № 4).

С целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимо проводить анализ качества работы, благодаря которому педагоги способны ставить задачи и находить способы их решения, самостоятельно, отбирать необходимые сведения, передавать детям необходимую для успешного развития информацию.

Эффективность применения педагогами полученных знаний в практической профессиональной деятельности определяется качеством образования, что подтверждается следующими результатами: ежегодно отмечается стабильно высокий уровень усвоения содержания по образовательным областям (направлениям развития) детей дошкольного возраста, участием детей в конкурсах различного уровня.

Для повышения качества образовательного процесса мной внедрены педагогические технологии: «Путешествие по реке времени», эмоционально-чувственное погружение, экспериментирование, «Календарь. Успех». Это способствовало стимулированию творческих способностей педагогов, а детям позволило экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки. Опыт работы представлен на Общероссийском дистанционном конкурсе «От рождения до школы», в виде проекта «Родословная моей семьи», где было показано занятие с использованием педагогической технологии самостоятельной исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Важным условием для целостного развития личности ребенка является предметно-пространственная среда, при создании которой учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а так же возможности, способности, интересы, темп продвижения каждого ребёнка. Созданная среда позволяет реализовать содержание образовательной программы, предоставляет детям возможность для активной, целенаправленной и разнообразной деятельности, поддерживает индивидуальность и целостность развития ребенка до школы, организует деятельность детей.

В работе с коллективом целенаправленно внедряю информационно-коммуникационные технологии, что позволяет организовать и осуществлять быструю и эффективную работу с информационными потоками, а именно сбор, обработку, хранение, передачу и подачу информации, сократить временные рамки проведения мероприятий, разнообразить формы организации методической работы.

При взаимодействии с семьями воспитанников использую как традиционные методы работы: проведение совместных праздников и выставок, показ открытых занятий, выпуск буклетов, ежеквартальной газеты «Мамина школа», так и нетрадиционные: встреча с интересным человеком, электронная почта, почта доверия «Вы спрашивали – мы отвечаем». Это позволило повысить заинтересованность и активность родителей в вопросах воспитания детей.

Оптимальность комплекса условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов, подтверждается положительной динамикой готовности педагогов к ведению педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО, удовлетворенностью участников образовательных отношений процессом и результатом деятельности, улучшением психологического климата в коллективе, соединением потребности развития педагога с целями образовательного учреждения. Рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и условий на методическую работу и самообразование.

Глава 2. Проектная часть

В ходе анализа своей деятельности мною были выделены сильные и слабые стороны методической деятельности. Сильные стороны методической деятельности заключаются в следующем:

- является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагога;

- способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

- помогает изучению, обобщению и распространению передового прогрессивного опыта коллег и собственного;

- создаёт условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

- содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагогов и др.

К слабым сторонам методической деятельности можно отнести следующие:

- целеполагание методической деятельности не всегда осуществляется с учётом указаний на конкретные желаемые результаты;

- не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы с кадрами;

- выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

- осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

В связи с тем, что моя деятельность была направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, становится актуальной проблема индивидуального методического сопровождения педагогов в межаттестационный период в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является индивидуальная траектория совершенствования методического сопровождения в межаттестационный период.  

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава дошкольного учреждения.

В связи с вышесказанным мною были выявлены противоречия, требующие своего разрешения:

- между новыми требованиями, определенными «Профессиональным стандартом педагога», «Эффективным контрактом», и сложившимися стереотипами педагогов (профессиональной позицией), ориентированной на учебно – предметную модель воспитания и обучения детей (традиционная образовательная деятельность);

- между необходимостью методического сопровождения педагогов в межаттестационный период и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на личностно – ориентированную модель воспитания и обучения дошкольников, а  также невозможно достичь повышения эффективности образовательного процесса без сопровождения педагогов по формированию и развитию навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Тема работы на следующий межаттестационный период: «Разработать и реализовать систему работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период, используя средства методического сопровождения».

 Цель: Совершенствовать систему методической работы ориентированную на повышение профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период.

Чтобы осуществить  данную цель необходимо решить  ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2. Проанализировать результаты учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства для оптимального выстраивания системы методической работы;

3. Включать педагогов детского сада в активные формы методической работы, повышая уровень квалификации в межаттестационный период;

4. Организовать образовательный процесс с учетом современных нормативно-концептуальных требований к качеству образования;

5. Создавать условия, для осуществления педагогического процесса, обогащая предметно – пространственную среду;

6. Транслировать педагогический опыт, применяя традиционные и нетрадиционные формы работы;

7. Обеспечить взаимодействие детского сада с семьёй и социумом.

Таким образом, подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности старшего воспитателя. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности.

Планируемый результат:

- повышение педагогического мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- повышение творческого потенциала и уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности в межаттестационный период;

- накопление научно-практического материала, технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Заключение

Основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребёнка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений. Передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В современных условиях, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.

Основным направлением моей деятельности в детском саду является построение методической работы направленной на стремление педагогов к переменам в своей педагогической деятельности, изменению профессиональной позиции и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с современными требованиями и условиями.

Результаты проведённой работы, отражённые в аналитическом отчёте свидетельствуют об эффективности моей работы. Поставленные задачи были выполнены.

Полученные результаты указывают на то, что методическая работа по реализации программы повышения квалификации педагогов велась планомерно и систематически, что способствовало повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Список литературы

  1. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник./ Сост. С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения // М., Линка-пресс, 1998.
  4. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Екатеринбург, 2006.
  5. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы // М., Айрис-пресс, 2008.
  6. Афонькина Ю. Как рождается профессиональное мастерство // Дошкольное воспитание №12, 2002.
  7. Голицина Н.С.  Копилка педагогических идей.  Работа с кадрами // М., Скрипторий, 2003, 2005.
  8. Гребёнкина А.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., Педагогический поиск, 2000.
  9. Дёмин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятия, виды // Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2000.

Приложение № 1  

Анкета для диагностирования и анализа педагогического мастерства педагога

Воспитатель _______________________________________________________

                         Виды умений

              Владею

Не владею

свободно

недост-но

1

Гностические

А

Изучение индивидуальных и психологичес-

ких особенностей детей (диагностика)

Б

Анализ особенностей детского коллектива

В

Самоанализ результативности собственной

деятельности

Г

Выявление уровня развития детей

2

Проектировочные

А

Постановка целей обучения и воспитания

Б

Планирование, проектирование учебного

процесса

В

Разработка новых технологий обучения

(нестандартных форм занятий)

Г

Планирование целей и задач индивидуальной

методической работы

3

Конструктивные

А

Выбор наиболее оптимальных форм работы  с детьми на занятиях

Б

Выбор и организация оптимальных форм обучения

В

Умение привлекать детей, делая их соавторами занятий

Г

Выбор оптимальных способов оценки деятельности детей

4

Коммуникативные

А

Установление доброжелательных отношений с

детьми и коллегами

Б

Умение вести диалог, культура диалога

В

Педагогический такт

Г

Адекватная самооценка, умение объективно

оценить уровень педагогического мастерства

Шкала оценки владения педагогическим мастерством

Критерии выраженности:

  1. Знает различные методики диагностики индивидуальных психологических особенностей детей и уровня их развития. Владеет методикой анализа деятельности дошкольников и самоанализа собственной деятельности.
  2. Умеет ставить цели обучения и воспитания, планировать учебный процесс и свою индивидуальную и методическую работу. Разрабатывает новые технологии обучения с учетом предъявляемых к ним требований.
  3. Выбирает оптимальные формы работы с детьми на занятиях и формы обучения, а также способы оценки деятельности дошкольника.
  4. Отличается культурой диалога, педагогическим тактом, адекватной самооценкой.      -  3 балла     

Знает отдельные методики диагностики. Умеет планировать учебный процесс и индивидуальную методическую работу, но бессистемно и не оптимально. Пытается разрабатывать нестандартные формы занятий, но не всегда знает и учитывает предъявляемые к ним требования. Старается привлекать дошкольников к планированию занятий, разнообразить способы оценки деятельности детей. Стремится к диалогу, адекватной самооценке. – 2 балла

 

Не знает методик диагностики или не хочет заниматься, строит работу на основе интуиции и собственного опыта. Не использует нестандартные формы обучения. Главным ориентиром в своей работе считает уровень обученности, а не развития и воспитанности. Не стремится к диалогу и общению с дошкольниками. Использует традиционные способы оценки деятельности детей. Самооценка неадекватна. – 1 балл.

Приложение 2

Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет»

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, целью которой является получение актуальной информации для повышения качества методической поддержки педагогов нашего ДОУ.

Выберите наиболее подходящие для Вас варианты ответов на предложенные вопросы и отметьте их галочкой либо предложите свой вариант.

Фамилия имя отчество

__________________________________________________________________

1. Стаж моей профессиональной деятельности:

А) до 5 лет;   Б) от 5 до 10 лет;   В) от 10 до 20 лет;   Г) свыше 20 лет.

2. Я считаю, что мне:

А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;

Б) методическая помощь требуется лишь частично;

В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.

3. Повышение квалификации для меня – это…

А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;

Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;

В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.

4. В своей работе с детьми я:

А) использую традиционные форы и методы работы;

Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;

В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.

Если на вопрос №4 вы ответили «А» или «Б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «В», пропустите вопрос №5.

5.Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии), потому что:

А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;

Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;

В) (свой вариант) ___________________________________________________

__________________________________________________________________

6. В основном для решения задач в своей педагогической практике я…

А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;

Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;

В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.

7. При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:

А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;

Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;

В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.

8. На методических мероприятиях в ДОУ я…

А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;

Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;

В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.

9. В основном я посещаю методические мероприятия:

А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;

Б) с чувством вынужденности моего присутствия;

В) затрудняюсь ответить.

10. В данный момент я:

А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;

Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.

11. Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие!

Приложение № 3

Анкета для выявления способности педагогов к самообразованию

Оцените перечисленные ниже утверждения по 5 бальной шкале.

5-если данное утверждение соответствует вашему мнению;

4- скорее соответствует, чем нет;

3- и да и нет;

2- скорее не соответствует;

1-не соответствует

1.        Я стремлюсь изучать себя

2.        Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами

3.        Возникающие препятствия стимулируют мою активность

4.        Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя

5.        Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого  специальное время.

6.        Я анализирую свои чувства и опыт

7.        Я много читаю

8.        Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам

9.        Я верю в свои возможности

10.        Я стремлюсь быть более открытым человеком

11.        Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.        Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

13.        Я получаю удовольствие от освоения нового

14.        Возрастающая ответственность не пугает меня

15.        Я положительно отнеслась бы к продвижению меня по службе

Результат:

55 и более  баллов- потребность в развитии активно реализуется

36-54 балла- отсутствует система развития

1ё5-35 баллов- остановившееся развитие.

Коэффициент  развития:

Кр = К факт: К макс (75б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет старшей группы 2019-2020

Аналитический отчет по работе с детьми за учебный год...

Аналитический отчет работы воспитателя за 2012-2013 год.

Аналитический отчет прослеживает работу с детьми за данный период, включая самообразование,  приоритетное направление, кружковую работу, интересные события, взаимодействия с родителями, педагорам...

Аналитический отчет работы воспитателей второй младшей группы

Аналитический отчет работы воспитателей второй младшей группы...

Аналитический отчет старшего воспитателя за 2019-2020 учебный год

Анализ профессиональной деятельности по формированию основ безопасности  жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста....

Аналитический отчет работы воспитателя за 2019-2020 учебный год

Аналитический отчет работы воспитателя за 2019-2020 учебный год...