Аналитический отчет старшего воспитателя за 2019-2020 учебный год
материал по обж (старшая, подготовительная группа)

Кених Ирина Ивановна

Анализ профессиональной деятельности по формированию основ безопасности  жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2019-2020_uch.god_.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Аналитический отчет

профессиональной деятельности

за 2019-2020 учебный год

Подготовила

старший воспитатель

Кених И.И.

г. Покачи 2020 год

1. Непосредственно образовательная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей проводится старшим воспитателем согласно расписанию один раз в неделю. Контингент детей посещающих занятия это группы общеразвивающей направленности 5-6 лет (две группы), 6-7 лет (две группы) и  группа компенсирующей направленности 5-6 лет (одна группа). Численность детей в группах общеразвивающей направленности составляет от 23-26 человек. В группе компенсирующей направленности 10 человек, из которых 4 детей с ОВЗ, 4 дети-инвалиды с ОВЗ и 2 ребенка РАС. Общее количество детей, посещающих занятия по ОБЖ составляет 108 детей.

2. Основная цель моей профессиональной деятельности формирование эмоционально-положительного настроя к изучению правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми).

Задачи:

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами;
  • формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • организовать предметно-развивающую среду по формированию основ безопасности с учетом ФГОС ДО;
  •  воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

3. Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от созданных условий для успешного развития способностей воспитанников и содержания  предметно – развивающей  среды. Содержание программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности построено по направления («Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города»). Для эффективного усвоения программы  в кабинете старшего воспитателя созданы уголки, зоны различной направленности:

- зона для проведения образовательной деятельности;

- мини-библиотека;

- уголок экспериментирования;  

- игровая зона;

- уголок пожарной безопасности;  

- уголок безопасности дорожного движения;    

- уголок здоровья.

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Проектор находится на уровне глаз детей. 

Для проведения познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений есть  мини-библиотека. Она представляет собой полку для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в зависимости от темы образовательной программы. Художественная литература помогает детям думать, размышлять, делать выводы.

Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании помогает уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой, с огнем, песком; природный материал (камни, ракушки); стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; картотека игр – экспериментов.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков противопожарной безопасности помогает уголок по пожарной безопасности. В уголке по пожарной безопасности находится пожарная машина из модулей, пожарный щит, где размещены средства пожаротушения, плакаты о причинах возникновения пожара, картинки с сюжетами по теме «Пожар», различные дидактические игры, книги по данной теме, костюмы пожарных для сюжетно-ролевых игр.

Уголок безопасности дорожного движения обеспечивает организацию разнообразных форм работы по профилактике ДТП. Для развития мышления, внимания, закрепления полученных знаний используется демонстрационный материал, дорожные знаки, плакаты. Имеются 2 магнитные доски (настольная и навесная) с разметкой дороги, модельные машинки, дидактические игры: домино «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Сигналы регулировщика», «Важные профессии», костюмы ЮИД, жилеты с картинками участников дорожного движения для моделирования проблемных ситуаций. Уголок необходим для того, чтобы дети в течение занятия по этой тематике могли не однократно пользоваться пособиями, которые помогают пополнить багаж знаний непринужденно и использовать свои знания на практике.

С помощью уголка здоровья ребятам можно легко объяснить многие полезные вещи, помогающие сохранять своё здоровье. Это самая важная информация, которая не рассеивает внимание детей (например, конкретный наглядный алгоритм мытья рук или чистки зубов). В уголке здоровья имеются разнообразные дидактические картинки для детей («Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и т.д.), книги подходящей тематики, плакаты (к примеру, о строении человеческого тела), макеты, дидактические игры («Аскорбинка и её друзья» и пр.). В данной зоне также имеется  игровой персонажа доктор Айболит, машина скорой помощи. 

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает обучению наших детей безопасному поведению в детском саду и за его пределами.

4. В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, соблюдать правила безопасного поведения. Формирование у дошкольников основ безопасности в условиях дошкольного учреждения осуществлялось в современной модели построения образовательного процесса – совместной деятельности детей и взрослых. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, в рамках реализации ФГОС ДО, осуществлялось  также через интеграцию образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное», «Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».

Педагогическая оценка уровня усвоения знаний проводили на основании систематических и целенаправленных наблюдений за дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в ходе совместной и самостоятельной деятельности. Таким образом, проанализировав мониторинг по формированию основ безопасности жизнедеятельности, дети показали средний уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.

5. Организация непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 5-6 лет «Семицветик» осуществлялась в подгрупповой и индивидуальной форме, что способствовало активному участию детей в жизни коллектива. Работа с детьми-инвалидами и с детьми расстройствами аутистического спектра из-за тяжести физических, психических нарушений работа с ним была направлена на социализацию ребенка, нормализацию эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья. Результатом освоения программы этими детьми является компетенция, которая позволят им стать более самостоятельными и независимыми в жизни.

6. Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация  программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности  включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество педагога с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Для этого я в своей работе использовала следующие формы работы с семьёй: традиционные - анкетирование, опрос, беседы, родительские собрания с привлечением сотрудников МЧС , ГИБДД, больницы; просветительские -  консультации, акции, папки–передвижки, распространения буклетов и памяток через мессенджеры в чатах родительских групп, выставки рисунков, показ открытых мероприятий, трансляция видеороликов, совместное пополнение предметно-развивающей среды, исследовательские проекты.

В течение учебного года на информационных стендах для родителей размещалась следующая полезная информация: «Будьте осторожны на дороге!», «Родитель – пример поведения на улице и на дороге», «Правила пожарной безопасности», «Родители, будьте осмотрительнее», «Осторожно, грипп!», «Что такое коронавирус?» и др. Пропагандируя работу в данном тематическом направлении были распространены буклеты «Детский травматизм, меры его предупреждения», «Действия при пожаре», «Опасность открытого окна». Организована выставка рисунков вместе с детьми и их родителями «Дорога - не место для игр!», «Моя любимая «Ватрушка». На общее родительское собрание по теме: «Безопасность детей – забота общая!» были приглашены представители из ОМВД РФ по ГО г.Покачи и БУ Покачевская городская больница. Сотрудник ОМВД РФ по ГО г.Покачи разъяснила родителям об ответственности за оставления ребенка дома без присмотра и напомнила, что на них законом возложена обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Педиатр и стоматолог БУ Покачевской городской больницы рассмотрели вопросы: о здоровом иммунитете детей, о здоровом питании, о национальном календаре прививок и о гигиене полости рта дошкольников. В конце 2019 года при участии родительской общественности был организован контроль питания. Комиссия оценила санитарное состояние пищеблока, проверила соответствие фактического меню перспективному десятидневному, посетила группы во время организации и приема пищи детей.  На День открытых дверей для родителей  была проведена дегустация блюд. При проведении акций «Щедрый вторник» и «Сдай макулатуру спаси дерево» родители не остались в стороне и приняли активное участие. Также с родителями проводился в течение года плановый и неплановый инструктаж с занесением в журнал инструктажей.

7. Образовательный процесс по формированию основ безопасности жизнедеятельности я строила на основе пункта  2.6.  ФГОС  ДО. Для реализации задач я использовала основную образовательную программу «Радуга» (авторы Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова.) и парциальную программу  «Безопасность» (авторы Н.Н. .Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина). Работу с детьми строю по следующей структуре (первичный мониторинг, НОД,  самостоятельная деятельность,  продуктивная деятельность, игровая деятельность). 

Большое внимание уделяю игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются досуги и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.

Особое место  в моей работе занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми).

В работе с детьми также использовался метод проектов. Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Это метод позволил объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательного процесса.

В своей профессиональной деятельности широко использовала информационно – коммуникационные технологии. На сегодняшний день внедрение в образовательный процесс инноваций считаю важным и необходимым условием.

Программа саморазвития носит перспективный и системный характер. На данный момент работаю над темой самообразования: «Внедрение здоровьесберегающих технологий  в образовательный процесс для качественного развития дошкольников». Выбор темы самообразования рассматриваю как одну из самых перспективных систем и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Данная тема позволяет  совершенствовать и обогащать знания и умения по использованию здоровьесберегающих технологий в работе.

8. Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. К.Д.Ушинский писал, что «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Поэтому, в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы.

Проведя анализ собственных ограничений в профессиональной деятельности, мною намечены цели профессионального саморазвития:

1) применение современных образовательных технологий направленных на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических интеллектуальных, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

2) обогащение  развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с современными требованиями;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Данные цели соответствуют профессиональной деятельности, стратегии развития образовательной организации и системы образования автономного округа.

9.  Во исполнение приказа МАДОУ ДСКВ «Солнышко» от  03.04.2020  №20-О    в рабочую программу по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (Основы безопасности жизнедеятельности) внесены следующие изменения.

Реализация ООП ДО в период с 06.04.2020 по 25.05.2020    осуществлялась  в дистанционном режиме. На официальном сайте образовательной организации МАДОУ ДСКВ «Солнышко» в меню сайта был создан раздел «Для вас, родители», в данном разделе можно найти страничку каждого педагога, куда каждый педагог направлял ссылки на образовательные ресурсы направленные на решение образовательных задач ООП ДО в дистанционном формате. В период дистанционного обучения все материалы мною были подготовлены и представлены на личном мини-сайте nsportal.ru. На данном сайте я предлагаю рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей, а также интересные и полезные задания как презентации, варианты бесед по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей с описанием, художественная литература для чтения всей семьей, просмотр мультфильмов, раскраски и дидактические игры, которые родители смогут выполнять с детьми в любое удобное для них время.  Мы надеемся, что предложенный метод дистанционного обучения помог родителям более продуктивно провести драгоценные часы общения со своим ребенком временно не посещающего детский сад.

Приложение 1

Корректировка рабочей программы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(Основы безопасности жизнедеятельности) для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Дата

Тема

Формы заданий

Количество заданий

Ссылки на образовательные ресурсы

13.04-17.04

2020г.

«Правила пожарной безопасности»

Словесная игра, беседа, видеоролик, игра-тест

4

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/04/13/rekomendatsii-po-formirovaniyu-osnov

20.04-24.04

2020г.

«Правила катания на велосипеде»

Словесная игра, памятка, видеоролик, раскраски, викторина

5

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/04/17/pravila-kataniya-na-velosipede-dlya

21.04.2020г.

«Правила личной безопасности во время самоизоляции»;

«Интернет безопасность»;

«Правила электробезопасности»;

«Как организовать досуг ребенка во время карантина?»

Консультации

для родителей

4

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/21/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-ozdorovleniyu-i

27.04-30.04

2020г.

«Правила безопасности в быту. Осторожно лекарство!»

Беседа, моделирование ситуации по картинке, чтение художественной литературы, художественное творчество, памятка

5

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/04/24/pravila-bezopasnosti-v-bytu

06.05-15.05.

2020г.

Акция «Безопасные окна»

Памятка для родителей, мультфильм, презентация

3

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/05/20/aktsiya-bezopasnye-okna

18.08-22.05

2020г.

«Безопасность на воде для дошкольников»

Инструктаж для детей, физминутка, чтение художественной литературы, дидактическая игра, презентация

5

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/05/20/bezopasnost-na-vode-dlya-doshkolnikov

25.05.2020г.

«Тестовые вопросы по проверке знаний по правилам пожарной и дорожной безопасности дошкольников»

Тест

2

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/05/25/testovye-voprosy-po-proverke-znaniy-po

Приложение 2

Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах…

Уровень и название мероприятия

Количество участников

Количество победителей, лауреатов, призеров

II окружной конкурс художественного творчества «Здоровым быть – здорово! »

4 участника

1 победитель

3 участника

Муниципальный дистанционный конкурс «Юность в науке»

Проект «Тюбинг - модная зимняя забава или опасное развлечение?»

 1 участник

II место

Международный конкурс «Интересно учить, интересно учиться»

3 участника

Победители I степени

(3 победителя)

Международные и всероссийские конкурсы «Время знаний»

6 участников

Победители I степени

(6 победителей)

Приложение 3

Результаты педагогической деятельности

Уровень

Название

Результат

Конкурсы

Окружной уровень

Акция «Сдай макулатуру, спаси дерево»

Благодарность

Стратегия успеха:

проект «Маленькие агрономы»

Муниципальный дистанционный конкурс

«Юность в науке»

Проект «Тюбинг - модная зимняя забава или опасное развлечение?»

Благодарность за подготовку призера

Международные и всероссийские конкурсы

«Время знаний»

«Детский проект в дошкольном образовательном учреждении как средство решения задач ФГОС»

Победитель

I степени

Всероссийский конкурс 

 «Безопасная дорога детям»

Сертификат участника

Всероссийский конкурс

«Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Сертификат участника

Курсы повышения квалификации

Дистанционный курс дополнительного профессионального образования,

ООО «НПО ПрофЭкспортСофт»

г. Брянск

«Особенности работы организации дошкольного образования в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки»

72 часа

Курс вебинаров «Воспитатели России»

«РОО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». «Реализация программ «Инклюзивное образование», «Для детей раннего возраста», «Компетентное родительство», «Духовно-нравственное воспитание», «Управление ДОО: современные требования»

30 часов

Онлайн-марафон «Форум педагоги России»

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО

2 часа

Распространение педагогического опыта

Муниципальный уровень

ГМО доклад «Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Выступление

Военно-спортивная игра «Зарница»

Диплом участника

Городской семинар «Инновационные технологии в ДОУ»

Показ НОД

Уровень ДОУ

Акция единый день безопасности развлечение «Красный, желтый, зеленый»

Организатор

Благотворительная акция «Щедрый вторник.  Ярмарка мастеров»

Организатор

Акция «День трезвости»

Видеоролик

Акция «Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на рабочих местах»

Организатор

«Открытый урок в рамках Всемирного дня гражданской обороны с приглашением сотрудника ПЧ 96»

Показ НОД

Интегрированное занятие с инструктором физической культуры

«Осторожно тонкий лед»

Развлечение

Театрализация сказки «Золушка» для родителей кружка «Юные актеры»

Отчет кружковой работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о работе за 2019- 2020 учебный год в подготовительной группе.

Цели: продолжение работы дошкольных групп в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, ...

Аналитический отчет работы воспитателя за 2019-2020 учебный год

Аналитический отчет работы воспитателя за 2019-2020 учебный год...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета Педагогические достижения за 2019-2020 учебный год

Алгоритм составления презентации аналитического отчетаПедагогические достижения за 2019-2020 учебный год...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета Педагогические достижения за 2019-2020 учебный год

Алгоритм составления презентации аналитического отчетаПедагогические достижения за 2019-2020 учебный год...

Аналитический отчет о работе за 2019 – 2020 учебный год Подготовительная группа «Пчелки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад  №10 «Огонек» ...

Аналитический отчет о работе за 2019 – 2020 учебный год в II младше группе №1

Аналитический отчет о работеза 2019 – 2020 учебный годв I младше группе №1                             ...