Олимпийское образование дошкольников
материал

Марухина Елена Сергеевна

Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskoe_obrazhovanie_doshkolnikov.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своём роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.

Инициатор проведения Олимпийских игр современности Пьер де Кубертен искренне думал, что олимпийский огонь сможет зажечь в человечестве «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования». «В современном мире, - говорил он, - имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии».

Многочисленные историко – литературные источники свидетельствуют, что физическая культура всегда являлась у греков символом и принадлежностью спокойного процветания, о чём лучше всего свидетельствует мирный характер игр.

В Древней Греции всякий равноправный гражданин должен был заниматься спортом, если он рассчитывал играть какую – либо роль в своём государстве. Эти занятия делали эллинов выше (по крайней мере, в собственных глазах) чужеземцев, то есть «варваров», которые по своей некультурности не были знакомы с физическими упражнениями.

Нельзя забывать и об эстетических требованиях. Греки стремились создать красивые формы и в искусстве, и в жизни. Изображая прекрасных людей, греческие скульпторы приучали эллинов ценить красоту человеческого тела.

Олимпийские игры в Греции проводились раз в четыре года. Когда игры назначались, повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог ни с кем воевать, никто не смел напасть на путника, идущего в Олимпию, и никто не имел права войти туда с оружием.

Священный огонь факела и сегодня символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Долгий путь предстоит огню. Много раз переходит он из одних рук в другие, много стран пересекает он, не угасая, на кораблях, в поездах, самолётах, прежде чем достигает стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхивает огонь над праздничным стадионом, впереди всех в торжественном строю идут по традиции спортсмены Греции.

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.

Формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому у меня появилась необходимость работать с воспитанниками по программе олимпийского образования дошкольников, которая опирается в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Учитывая связь между показателями двигательных и интеллектуальных способностей, в своей работе педагогический коллектив старается опираться на принцип единой направленности воздействия всех специалистов ДОУ. Реализуя программу, педагоги решают ряд задач, охватывающих не только область обучения, но и воспитания. Чем теснее идёт взаимодействие специалистов, тем эффективнее происходит реализация программы. Работая планомерно и последовательно, каждый педагог (воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) использует те приёмы и формы, которые наиболее приемлемы для данного возраста и уровня сформированности знаний конкретного ребёнка.

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным воспитанием.

Включение олимпийского образования в процесс обучения дошкольного учреждения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. На примере темы «Символы Олимпийских игр» реально можно наблюдать насколько целесообразно и эффективно работают педагоги. Основные теоретические сведения излагаются воспитателем в форме бесед, игр, рассматривания репродукций и видеоматериала. По теме «Символы Олимпийских игр» педагоги дают знания об открытии Олимпийских игр, о флаге с пятью кольцами, раскрывая при этом значение каждого кольца, об олимпийских наградах, олимпийском огне и его истории, формируют понятие «факельная эстафета», «клятва спортсменов и судей». Дети рассматривают материалы, где представлены шествие спортсменов и поднятие флага, слушают олимпийские гимны.

Ребёнок пополняет словарный запас и накапливает тот теоретический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в сюжетной двигательной деятельности, организуемой инструктором по физической культуре. Например, по этой же теме «Символы Олимпийских игр» инструктор закрепляет представления об олимпийских традициях, о факельной эстафете Древней Греции при обучении эстафетному бегу и передаче эстафетной палочки на практическом занятии. Участие в эстафете вырабатывает у детей чувство ответственности за команду, товарищей.

На занятиях о изодеятельности дети отражают своё видение Олимпийских игр в рисунках. По рисункам детей можно определить, какие виды спорта и какие моменты состязаний больше интересуют каждого ребёнка. Рисуя соревнующегося спортсмена, ребёнок закрепляет в памяти особенности движения. С воспитателем дети рассматривают свои рисунки, обсуждают их сюжеты.

Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни о спорте, знакомит со спортивными маршами, учит движению под музыку. В играх с музыкальным сопровождением дети составляют композицию из олимпийских колец, маршируют, как настоящие спортсмены. Музыка воспитывает интерес к физической культуре и спорту.

Закрепление знаний, сформированных у детей при тесном взаимодействии педагогов ДОУ, происходит при проведении театрализованного праздника «Малые Олимпийские игры», где все дошкольники принимают активное участие, а дети старшего дошкольного возраста проявляют свои способности, показывают знания и умения. Физкультурный зал украшен рисунками дошкольников, посвящённых спорту.

Реализация программы олимпийского образования в дошкольном возрасте происходит при тесном взаимодействии специалистов: воспитатель создаёт представления, инструктор по физической культуре повторяет основные теоретические положения и закрепляет их в двигательной деятельности, остальные специалисты совершенствуют полученные знания и воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к олимпизму как к культурному наследию человечества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. С. О. ФИЛЛИПОВА «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийское образование дошкольников в формировании у них физических качеств"

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Человечество имеет опыт создания приоритета здоровья в обществе. Прекрасный пример того Древняя Греция, воспитательная система в которой...

Олимпийское образование дошкольников. История возникновения Олимпийских Игр.

Олимпийское образование дошкольниковИстория возникновения Олимпийских Игр  Цели:Ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и со...

Конспект занятия в старшей группе "Олимпийские игры" из цикла "Олимпийское образование дошкольников".

Занятие, помогающее расширить представления детей об Олимпийских играх, их значении,  символики, правилах.Несколько стихотворений на тему спорта....

Использование проектного метода в олимпийском образовании дошкольников

Олимпийские игры вошли в историю человечества как  международное спортивное мероприятие. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стат...

Олимпийское образование дошкольников

В нашем детском саду ведется работа по Олимпийскому образованию дошкольников....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Олимпийские игры" (из цикла "Олимпийское образование дошкольников")

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность и смекалку, вторые – воображение и творчество...