Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей.
материал на тему

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за­висит от системы воспитания и обра­зования, которая, в свою очередь, фор­мируется с учетом особенностей миро­воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней­шее условие развития России.  Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.  Педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образо­вательном материале, но и как о педа­гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравст­венного воспитания детей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский  был  о  сказках   высоко­го мнения, что включил их в свою пе­дагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народ­ного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал во­прос о педагогическом значении ска­зок и их психологическом воздействия на ребенка В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, спо­собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо­родство души, сердечная  чуткость  к  человеческому  горю, стра­данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый ис­точник воспитания любви к Родине. Основоположник российской  педагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго.  В этом — вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу». Таким образом, сказка жила, несмо­тря на гонения и играла огромную вос­питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо­дить из трудных положений, преодо­левать препятствия.  Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече­ства. В сатирических сказках народ вы­смеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи­вость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девуш­ки, юноши, ребенка. Итак, в народной сказке определи­лись герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система об­разов, ясная идея, мораль, вырази­тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы -  А. С. Пушкиным, П. П. Ершо­вым, К. И. Чуковским, а также совре­менными писателями, как отечествен­ными, так и зарубежными. Для того чтобы максимально эф­фективно использовать сказку с це­лью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверен­ность в торжестве правды, в победе добра над злом.

Увлекательность сюжета, образ­ность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весь­ма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому пра­вомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особеннос­ти детей, прежде всего неустойчи­вость и подвижность их внимания. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприя­тие детьми, не способными еще к абст­рактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак­тером народа: отвага, трудолюбие  и  т.п. Дидактизм является одной из важ­нейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо­лодцам урок» дается не общими рас­суждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия­ми.  Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге­роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_duhovno.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей. 

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России.  Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.  Педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский  был  о  сказках   высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная  чуткость  к  человеческому  горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Основоположник российской  педагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго.  В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия.  Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка. Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы -  А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие  и  т.п. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями.  Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...