Взаимодействие с учреждениями социума
материал

Воробьева Евгения Васильевна

Взаимодействие со МБОУ СОШ № 2- многопрофильная

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Преемственность ДОУ, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности образования МБДОУ ДС № 7 и СОШ № 2, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1.Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2.Проанализировать результаты работы по преемственности на ступенях дошкольного образования МБДОУ № 7 и начального образования СОШ № 2, а так же с привлечением родителей будущих первоклассников, как основных участников образовательного процесса и главных наших партнёров.

4.Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Участники: заместитель заведующего по ВМР, воспитатели подготовительных групп, педагог-психолог ДОУ, учителя начальных классов, педагог-психолог начальных классов

Ход проведения:

I. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.

Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности. Педагогам предлагается выбрать одно из трёх высказываний, наиболее соответствующее современным подходам к преемственности дошкольного и начального образования. Б.Г. Ананьев, который исследует преемственность на общетеоретическом уровне, предлагает под преемственностью понимать «Развитие во времени системы знаний учащихся в процессе обучения их основным наукам. Она осуществляется на каждом уроке при связывании нового учебного материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности»

А.В. Запорожец: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». А вот как рассматривала процесс преемственности А. П. Усова «Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада — подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях». Наличие реализация преемственности образования ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, осваивает первую ступень образования, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент все участники образовательного процесса ДОУ и начальной школы, не исключая родителей, должны стать единым целым в решении насущных проблем перехода из одной ступени образования на другую. Преемственность в образовании – совсем неновое понятие. Только до недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки воспитанника ДОУ. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не в обучении. К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
Задание участникам круглого стола: «Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой?» (Перед участниками карточки двух цветов, по количеству больше чем число участников, где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать; предлагается выбрать карточку розового или голубого цвета)

II. Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы - выступление завуча школы.

В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса. Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности. Такой же перечень раздаётся участникам семинара, как памятка.

Федеральный уровень:

•Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

•Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

•Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

•Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.

•Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»

•Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень ДОУ:

•Договор с родителями

•Договор со школой

•Основная образовательная Программа дошкольного образования

III. Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы – выступление учителя начальных классов.

Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе. (Свободные высказывания. Особенно активны родители, которые отправляют в школу второго ребёнка)
Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности. (Обмен мнениями) (предлагаются каждому участнику написать свои проблемы на отдельной полоске. (Участники называют проблемы: дети плохо говорят, не хотят читать; есть дети, которые не охвачены дошкольным образованием, много больных детей. Многие называют проблемой самостоятельное добывание знаний с первого класса. Родители, в основном сетуют на домашние задания, которые ребёнок без их помощи выполнить не может. Многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов. Кроме того, большую роль играют специфические особенности региона)

IV. Готовность к школьному обучению, как показатель преемственной связи ДОУ и школы. Выступление психолога.

Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Задание: какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации. Пять компонентов готовности к школе.
1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти в школу, желание познавать новое
2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками.
3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе.
4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.

V. Заключительное слово заместителя заведующего по ВМР: «Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, проводить занятия в микрогруппах, в парах, используя современные образовательные технологии. (Предлагаю задать вопросы, которые есть у воспитателей, учителей. Записаться на консультацию).
С другой стороны педагоги школы должны иметь представления о специфике образования детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.

VI. Обобщение итогов круглого стола. 

Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности. 

VII.Выводы.
1.В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС ДО и ФГОС НО, теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2.Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены.
3.Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4.Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей.
Предлагаю всем выполнить последнее задание. Оцените сегодняшнее мероприятие по 5-ти балльной системе.
Я благодарю всех участников за активное участие в обсуждении темы, за терпение. Так же, как, в дороге, мы с вами достигаем пункт прибытия вместе. Только от нас зависит, будет ли наша дорога приятной. Пожелаю вам доброго пути!



Предварительный просмотр:

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ   НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО И (ИЛИ) СЕМЬИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (ДАЛЕЕ – ИПР)

__________ФИО несовершеннолетнего____            

(Ф.И.О. лиц (а), в отношении которого (-ых) проводится индивидуальная профилактическая работа)

________Адрес_________

(адрес фактического места жительства, телефон)

Дата включения в Реестр несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (постановление КДН и ЗП         от дата. №_____)

Срок реализации программы: период реализации программы.________________________________________________________________

Дата исключения из Реестра несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,  с указанием причины прекращения ИПР: (постановление КДН и ЗП от __________ г. № _______, причина исключения__________________________________)

С содержанием программы индивидуальной профилактической работы  ознакомлен (-ы):

___________________________                                                __________

Ф.И.О. несовершеннолетнего члена семьи                                подпись

___________________________                                                __________

Ф.И.О. родителя (законного представителя)                              подпись

  1. Состав семьи (несовершеннолетнего)

ФИО

членов семьи

Дата рождения

Адрес регистрации/проживания

Сведения о родстве

Место работы,

учебы

Контактный телефон  

Примечание

Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (статья 5 Федерального закона
от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

1. Мать или семья, не исполняющих своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение.

Основания проведения индивидуальной профилактической работы (статья 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

1.  Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Нижневартовска от дата  года №___

Цель: устранение причин и условий  социально опасного положения несовершеннолетнего (семьи).

Основными задачами ИПР являются (статья 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних  и семей, находящихся в социально опасном положении;

     - повышения уровня правовой культуры родителей и ответственного родительства.

Основные исполнители ИПР:

1.     Специалисты ДОУ___________________________________________________________________________________________

2. __Родители (законные представители)____________________________________________________________________________

  1. Описание групп проблем

2.1.

Социально-

экономические

2.2.

Психологические и

социально-

психологические

2.3.

Социально-правовые

2.4.

Педагогические и

социально-

педагогические

2.5.

Социально-

медицинские

2.6.

Семейные

2.7.

Социально-

культурные

2.1.1.

недостаточный

уровень

материального

обеспечения

2.2.1.

нарушения в

познавательной сфере

2.3.1.

отсутствие

документов (паспорт,

свидетельство о

рождении)

2.4.1.

отчуждение от школы

(пропуски, низкая

успеваемость и

познавательная

мотивация)

2.5.1.

хронические

нарушения здоровья

2.6.1.

отсутствие заботы

родителей

2.7.1.

Принадлежность к субкультуре

2.1.2.

отсутствие/

недостаточность

питания

2.2.2.

негативная

самооценка

2.3.2.

отсутствие

правоустанавливающих документов на

жильё и имущество

2.4.2.

отчисление и не

обучение

2.5.2.

не соблюдение

медицинских норм и

указаний

2.6.2.

уклонение родителей

от защиты прав и

законных интересов

несовершеннолетнего

2.7.2.

этнокультурные

особенности

2.1.3.

отсутствие/

недостаточность

одежды, предметов быта для

нормальной

жизнедеятельности

2.2.3. несоответствие уровня развития возрастной норме

2.3.3. 

конфликт с законом

2.4.3. 

включенность в асоциальные группировки

2.5.3. 

вредные привычки (табакокурение)

2.6.3. 

принуждение несовершеннолетнего к занятию попрошайничеством проституцией, азартным играм

2.7.3. неорганизованный досуг

2.1.4. 

отсутствие работы,

постоянных

источников дохода

2.2.4. конфликтность

иные

2.4.4. невключенность в систему дошкольного образования

2.5.4. 

социальные заболевания несовершеннолетнего (туберкулез,

педикулез, чесотка, заболевание передающиеся половым путем и

т.д.)

2.6.4. 

вовлечение в преступную

деятельность или

антиобщественное

поведение

иное

2.1.5.

отсутствие места в детской дошкольной организации

2.2.5.

личностные, в том числе эмоциональные

нарушения

2.4.5. 

равнодушное отношение к учебе

2.5.5. безответственное отношение к здоровью

2.6.5.

оставление

несовершеннолетнего

без пищи, тепла,

присмотра, изгнание

несовершеннолетнего

из дома

2.1.6.

неполучение льгот и субсидий, положенных по закону

2.2.6. 

девиантное поведение

2.4.6. 

неумение планировать учебную деятельность

2.5.6. 

употребление

алкоголя законными представителями несовершеннолетнего, 

наркотических

средств,

одурманивающих

веществ

2.6.6. 

приобщение несовершеннолетних к употреблению спиртных напитков,

немедицинскому

потреблению

наркотических,

токсических,

психотропных и

других

сильнодействующих,

одурманивающих

веществ

2.1.7.

отсутствие /низкое

качество жилья (без удобств, скученность,

ветхость)

2.2.7.

нравственная

незрелость или

искаженное

нравственное

развитие

2.4.7.

отсутствие ведущих

интересов,

неразвитость

ведущей

деятельности

иное

2.6.7.

физическое,

сексуальное,

психологическое,

эмоциональное

насилие

2.1.8.

нарушения

содержания жилья

2.2.8.

неготовность к

профессиональному и

личностному

самоопределению

2.4.8.

бродяжничество,

нарушение

временного режима

пребывания на улице и в общественных

местах

иное

2.1.9.

нехватка домашнего

инвентаря, посуды,

места для сна, белья и т.д.

2.2.9.

отсутствие

коммуникативных

навыков

2.4.9.

нарушение

взаимоотношений в коллективе (классе)

2.2.10.

напряженные

(конфликтные)

отношения в семье

иные

иные

  1. Задачи, решение которых обеспечит устранение названных групп проблем

3.1.

Социально-

экономические

3.2.

Психологические и социально-

психологические

3.3.

Социально-правовые

3.4.

Педагогические и социально - педагогические

3.5.

Социально- медицинские

3.6.

Социально-бытовые

3.7.

Социально- культурные

3.1.1.

трудовая занятость,

стабильный доход

3.2.1.

восстановление

личного статуса

3.3.1.

защита прав и

законных интересов

несовершеннолетнего

и его семьи

3.4.1.

помощь семье в

воспитании детей

3.5.1.

профилактика

вредных привычек законными представителями несовершеннолетнего

3.6.1.

содействие в

улучшении

жилищных условий в соответствии с

законодательством,

помощь в постановке

на учет для

получения жилья

3.7.1.        

повышение навыков культуры поведения

3.1.2.

получение льгот и

субсидий

3.2.2.

освоение социальных

ролей

3.3.2.

восстановление/

получение личных

документов (паспорт,

свидетельство о

рождении)

3.4.2.

помощь семье в

образовании детей

3.5.2.

избавление от

вредных привычек

3.6.2.

помощь в ремонте

имеющегося жилья

3.7.2.

помощь во

включении в

культурно-

национальные

сообщества

3.1.3.

получение материальной

помощи

3.2.3.

освоение социально

полезных навыков

3.3.3.

получение

правоустанавливающ

их документов на

жилье, имущество

3.4.3.

организация досуга

3.5.3.

санаторно-курортное

лечение

3.6.3.

контроль за

соблюдением

санитарно-

гигиенических

условий

3.7.3.

организация

досуга

3.1.4.

получение иных видов

помощи

3.2.4.

развитие интеллекта

3.3.4

содействие в

представлении

интересов ребенка

(семьи) в суде и др.

3.4.4.

восстановление

утраченных связей

с образовательным

учреждением

3.5.4.

медицинское

обследование

3.6.4

помощь в

приобретении

домашнего

инвентаря, посуды,

мебели, белья,

одежды

3.7.4.

включение

в различные

виды творческой

деятельности

другое

3.2.5.

формирование

готовности к

жизненному

самоопределению

другое

3.4.5.

включение в

социально значимую

деятельность на

основе интересов

3.5.5.

лечение в стационаре

или амбулаторно

3.6.5.

предоставление

транспорта

при необходимости

другое

3.2.6.

нормализация

внутрисемейных

отношений

3.4.6.

развитие системы

нравственных норм

и ценностей

3.5.6.

развитие здорового

образа жизни

3.6.6

содействие

в направлении

в стационарные

учреждения

социальной защиты

населения

другое

другое

3.4.7.

помощь в развитии

интеллектуальных

способностей

другое

другое

другое

  1. Действия, направленные на решение проблемы

4.1.

Организационно -правовые

4.2.

Социально

экономические

4.3.

Психолого-

педагогические

4.4.

Медицинские

4.5.

Культурно-досуговые

4.6.

Содействие занятости

4.7.

иные

(указать)

4.1.1.

разработка плана

индивидуальной

профилактической работы

4.2.1.

единовременное

выделение семье

денежных средств

4.3.1.

социально-психолого-

педагогическая

диагностика

особенностей ребенка, семьи и ближайшего

окружения

4.4.1.

оказание помощи

в медицинском

обследовании и

лечении

4.5.1.

помощь в организации

досуга, вовлечение

ребенка в спортивные

секции, кружки,

другие формы

развивающего досуга

4.6.1.

обращение в службу

занятости

с документами

для регистрации в целях поиска подходящей

работы/регистрация

в качестве безработного

4.1.2.

проверка статуса родителей и

других членов семьи

4.2.2.

единовременное

выделение семье

одежды и обуви,

продуктов питания

и др.

4.3.2.

консультативная

психологическая

и педагогическая

помощь родителям

4.4.2.

получение

медицинского полиса, других медицинских

документов

4.5.2.

организация

совместного досуга

родителей и детей

4.6.2.

выплата пособия

по безработице

4.1.3.

установление связей

с учреждениями

и организациями, способными

решить выявленную проблему

4.2.3.

содействие

в получении

полагающихся

льгот, пособий,

компенсаций,

алиментов и других

выплат

4.3.3.

получение знаний,

умений, навыков,

необходимых

для успешной

социализации ребенка,

самообразование

4.4.3.

консультации врача,

медицинских сестер

4.5.3.

организация массовых

мероприятий

с возможностью

включения в них

подростков,

находящихся

в социально опасном положении

4.6.3.

информирование

о положении на рынке

труда региона

4.1.4.

помещение ребенка

в социозащитное учреждение

4.2.4.

выделение (помощь

в приобретении)

школьных принадлежностей

4.3.4

помощь в организации

досуга, летнего отдыха

4.4.4.

проведение

медицинских

осмотров, вакцинация

4.5.4

оказание содействия

в получении билетов для посещения кино, театров, музеев

4.6.4.

содействие

трудоустройству

4.1.5.

помощь в получении

и восстановлении

необходимых документов

4.2.5.

выделение путевок

на летний отдых

4.3.5.

помощь в освоении

дошкольной программы,

развитие

познавательной

активности

4.4.5.

обеспечение

слуховыми

аппаратами

несовершеннолетних

с нарушением слуха,

не являющихся

инвалидами

4.5.5.

вовлечение подростка

в культурно-массовые

и зрелищные

мероприятия

4.6.5.

профессиональная

ориентация

4.1.6.

реализация мер

по восстановлению прав и законных интересов

несовершеннолетних

в пределах своей компетенции

4.2.6.

выплата пособия по безработице

4.3.6.

помощь в получении

дошкольного

образования,

подготовка к школе

4.4.6.

обеспечение

лекарственными

препаратами

4.5.6.

вовлечение подростка

в экскурсии,

туристические

походы, конкурсы

и соревнования

4.6.6.

социальная адаптация,

профессиональное

обучение

и дополнительное

профессиональное

образование

безработных граждан

4.1.7.

реализация ст. 9 ФЗ

«Об основах системы

профилактики безнадзорности

и правонарушений

несовершеннолетних»

4.2.7.

реструктуризация

задолженности за услуги ЖКХ

4.3.7.

включение

в деятельность

детских объединений,

внешкольную работу, кружки и секции, систему

дополнительного

образования

4.4.7.

выделение путевок

на санаторно-

курортное лечение

4.5.7.

социально культурное

ориентирование

и информирование

4.6.7.

временное

трудоустройство,

в том числе

несовершеннолетних

граждан в возрасте

от 14 до 18 лет

4.1.8.

консультативный прием

несовершеннолетних, их

родителей/законных

представителей

другое (указать)

4.3.8.

педагогическая

коррекция

4.4.8.

проведение

бесед по организации

здорового образа

жизни, профилактике

вредных привычек,

просмотр

видеофильмов,

организация массовых

оздоровительных

мероприятий

другое (указать)

другое (указать)

4.1.9.

оказание помощи

в оформлении документов

для направления детей

в учреждения социального

обслуживания на временное

пребывание

4.3.9.

социально-психолого-

педагогический

патронаж

4.4.9.

постановка на учет

к наркологу

4.1.10.

помощь в составлении исков,

представительство в суде

4.3.10.

привлечение

ближайших

родственников к

воспитанию ребенка

4.4.10.

лечение

от алкоголизма,

наркомании

4.1.11.

оказание помощи в

оформлении документов для

направления детей в

учреждения социального

обслуживания на временное

пребывание

4.3.11.

привлечение семьи к занятиям в детско-

родительской группе

другое (указать)

4.1.12.

оформление писем в КДН и ЗП в отношении родителей,

уклоняющихся от воспитания

детей, о нахождении детей в

социально опасном

положении

4.3.12.

обучение родителя

навыкам воспитания

детей

4.1.13.

привлечение родителей к

административной

ответственности

4.3.13.

определение

программы обучения

другое

(указать)

4.3.14.

проведение

индивидуальных

занятий и групповых

тренингов,

привлечение к

участию в клубах

общения

4.3.15.

экстренная

психологическая

помощь по телефон

другое (указать)

  1. Планируемый результат

6.1.

Результаты психолого

педагогической сфере

6.2.

Результаты медицинской

сфере

6.3.

Результаты культурно-досуговой деятельности

6.4.

Занятость

6.1.1.

улучшение взаимоотношений в

семье, детско-родительских

отношений

6.2.1.

медицинское обследовании и при

необходимости лечение члена

семьи

6.3.1.

вовлечение ребенка в спортивные

секции, кружки, другие формы

развивающего досуга

6.4.1.

регистрация в целях содействия в поиске подходящей работы/регистрация в качестве

безработного

6.1.2.

организация совместного досуга

родителей и детей

6.2.2.

оздоровление ребенка в

санатории, других

оздоровительных учреждениях

6.3.2.

организация массовых мероприятий с

включением в них подростка

6.4.2.

получение пособия по безработице

6.1.3.

участие родственников, других

социальных взрослых в воспитании ребенка

6.2.3.

избавление от алкоголизма, наркомании, других вредных

привычек

6.3.3.

посещение кино, театров, музеев

6.4.3

получение информации по вопросам занятости

6.1.4.

улучшение успеваемости

ребенка, включение в систему

дополнительного образования

6.2.4.

включение в систему здорового

образа жизни, здоровый образ

жизни в быту

6.3.4.

экскурсии, туристические походы,

конкурсы и соревнования, с участие подростка

6.4.4.

Профессиональное обучение/получение

дополнительного профессионального образования

6.1.5.

поступление в детский сад или

группу краткосрочного пребывания

6.2.5.

учет у нарколога

другое (указать)

другие (указать)

6.1.6.

членство ребенка в коллективе

(класс, кружок, общественная

организация)

другое (указать)

6.1.7.

включение семьи в занятия в

детско-родительской тренинговой

группе

6.1.8.

изменение стиля семейного

воспитания

другое (указать)

План мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы

№ п/п

Наименование мероприятий

(вид, форма проведения)

Срок исполнения

(периодичность)

Ответственный (Ф.И.О., должность, контактный телефон)

Информация об исполнении мероприятий, достигнутый результат

4.1.1.

Разработка плана

индивидуальной

профилактической работы

Период программы.

Ответственный за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.3.2.

Консультативная психологическая

и педагогическая помощь родителям

Период программы.

Ответственный за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.3.3.

Получение знаний, умений, навыков, необходимых для успешной социализации ребенка

Период программы.

Ответственный за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.3.5.

Помощь в освоении дошкольной программы, развитие познавательной активности ребенка

Период программы.

Педагоги группы, ответственный за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.3.12.

Обучение родителя навыкам воспитания детей

Период программы.

Педагоги группы, ответственный за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.3.14.

Проведение индивидуальных

занятий и групповых тренингов,

привлечение к участию в клубах

общения законных представителей несовершеннолетнего

Период программы.

Педагоги группы, ответственный за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.4.8.

Проведение семинаров, бесед,

классных часов по организации

здорового образа жизни, профилактике вредных привычек,

просмотр видеофильмов,

организация массовых оздоровительных мероприятий

Период программы.

Ответственный  за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

4.4.9

Посещение семьи на дому

Период программы.

Ответственный  за социальную работу

педагог-психолог

Воробьева Евгения Васильевна

раб. +7(3466)67-10-01

mbdoy7@mail.ru

.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик» 

(дыхание животом)

Лежа на спине. Сначала ребенка нужно научить делать вдох животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на живот игрушку. Вдох производится через нос, выдох через рот.

«Пин -понг»

Для упражнения необходимо 2 участника. Дети становятся напротив друг друга возле стола. Без помощи рук необходимо передавать мячик друг другу, т.е. дуть на него.

«Вдох-выдох» 

Усложняются одновременным движением частей тела, задержкой дыхания. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает через нос (рот закрыт) поднимает ладонь одной руки вверх (пальцы «смотрят» вверх) и опускает ладонь другой руки вниз (пальцы «смотрят» вниз). Во время команды взрослого «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот и меняет положение ладоней.

«Дышим под счет» 

Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Глазодвигательные упражнения

Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

«Конвергенция -1». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.

Упражнение для глаз. Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз. Взрослый, как и на предыдущем занятии, ярким предметом рисует в воздухе «крест» на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы.

 «Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Слон»

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Растяжки и упражнения двигательного репертуара

Растяжка «Сова»

Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу). Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».  Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону). Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным. Поменяйте руку и повторите то же самое.

«Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет — ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.

«Полетели». Ребенок  ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде  «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая  его губами и зубами). По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок  «летит»,  пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.

«Активные растяжки». Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки- вниз. По другой команде — руки и ноги расслабляются.

«Дотянись». Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему к нему сначала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянуться до предмета ногами — сначала правой, а потом левой.


«Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).

«Фараон».Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая — правое). Он должен отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить.

«Скручивание».Ребенок ложится на спину, одна нога согнута в колено направлена в одну сторону, рука и голова в противоположную, затем меняем положение.

Упражнение «Снеговик».

Цель: снятие мышечного напряжение.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Упражнение «Дерево».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Телесные  упражнения

«Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается  многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

«Игры в кругу».В этом упражнении должно участвовать как минимум 3 человека. Мячик кидают по кругу. Правила игры: один хлопок – мяч  движется в том же направлении, два хлопка- мяч меняет направление. После того, как ребенок усвоил программу, меняется инструкция: один хлопок – мяч меняет направление, два хлопка – мяч движется в том же направлении.

«Игра с мячом»

 Ребенок держит один мячик подбородком , второй мячик передает из правой руки в левую под ногой, а из левой руки в правую над ногой. При этом постоянно идет. Каждый шаг это передача мяча.

«Приседание с мячом»

Ребенок стоит возле двери либо стены спиной. Кладется мяч между спиной ребенка и стеной. Держа таким образом мячик, ребенок должен приседать и подниматься обратно.

«Попади в цифру»

Ребенок стоя на балансире, должен попасть мячиком в нужную цифру, которые расположены на другой доске.

«Игра с мячом на балансире»

Ребенок стоя на балансире, играет в мяч с педагогом. Ловит сначала двумя руками, затем одной ( руки чередовать).

«Повтори за мной»

Ребенок стоя на балансире, повторяет все действия педагога. Держи мячик перед собой, возьми в правую руку, переложи в левую руку, подними над головой. Повтори все также с закрытыми глазами.

Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. 

Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. 

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

«Зеркало». 

Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения с мячом, другой должен стать его точным «зеркальным» отражением.

 «Слепой и поводырь». 

Дети делятся на пары: один из них — слепой (ребенок закрывает глаза), а другой — поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря — познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого — максимально «вслушиваться» в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

«Паровоз». 

Дети разбиваются на команды по 4–5 человек, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых — вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача — аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, улавливая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде психолога дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза», снова продолжается движение, пока все не побудут в ролях ведущего и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества детей в «паровозике», усложнение траектории движения (крутые повороты, ограничение движений по высоте — идти согнувшись и т. п.).

Релаксация «Кулачки»

Исходное положение — сидя на полу.

Психолог: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!»

Игры

«Золушка»

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

«Кто быстрее?»

Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы.

Условия игры. Детям предлагается как можно быстрее из фасоли или гороха выложить заданную букву.

Данное задание целесообразно предлагать ребенку на занятиях по обучению грамоте для смены видов деятельности. Это задание является великолепным способом для снятия напряжения и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной темы.

«Не пропусти мяч»

Цель: развитие внимания, умение работать в команде.

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

«Аисты-лягушки»

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

«Цветные ладошки»

Цель: развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

Условия игры: Педагог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем — кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь — «шепталка» — позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» — красной ладошки — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Кольцеброс»

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.

Условия игры. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.

Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.

«Поиграем с картинками»

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти, автоматизация звука.

Условия игры: Перед ребенком выкладывается ряд картинок по определенной теме. Ребенком проговаривается, что на них изображено и для чего предназначено. Затем даётся установка, что ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить в какой последовательности они расположены. После этого картинки убираются из поля зрения и выкладываются только после называния ребенком.

«Найди звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания

Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.

Условия игры: Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребенок.

«Какой предмет я загадала?»

Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление употребления в речи предложных конструкций.

Условия игры: Раскладываются предметы на разном расстоянии друг от друга. Ребенку, в зависимости от его возможности, дается инструкция. Например, подойди к предмету, который находится справа от мяча, но ближе, чем кукла. Или подойди к предмету, который ближе всего к тебе, дальше всего от мяча. Затем можно спросить, где находится кукла, мяч и т.д. Тем самым мы закрепляем умение ребенка ориентироваться в пространстве, внимательно слушать инструкцию, правильно использовать предложные конструкции.

«Обезьянки»

Цель: взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.

Условия игры: Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «слон» (если тема игры – «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон», «жираф». Третий говорит: «слон», «жираф», «крокодил». И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать «Детектив», по одному слову складывая сюжет. Например: «Ночь», «улица», «шаги», «крик», «удар» и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

«Здравствуй пальчик»

Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.

Список используемой литературы:

1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.

2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.

5. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

10. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.

12. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.

13. Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уникальную возможность для  формирования у детей  лучших нравственных качеств дает  общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...

«Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка» на 2016 -2017 учебный год

Деловые отношения с социальными учреждениями социума микрорайона строятся на основе договоров, соглашений, годовых планов и направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о б...

Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума "Содружество". Договора взаимодействия

Цель программы: создание благоприятных условий для всестороннего развития воспитанников ДОУ путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон образовательного процессаЦелевая программа «Содружес...

Отчет об экскурсии в краеведческий музей старины. Взаимодействие с учреждениями социума.

Отчет об экскурсии в краеведческий музей старины" Умный сильный наш народ!Далеко глядит впередНо предания стариныЗабывать мы не должны.Слава русской старине!Слава нашей стороне. "Н...

План сетевого взаимодействия с учреждениями социума

План сетевого взаимодействия с учреждениями социума...