План сетевого взаимодействия с учреждениями социума
методическая разработка

Ванишвили Наталья Владимировна

План сетевого взаимодействия с учреждениями социума

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад «Улей- структурное подразделение МБОУ

«Верх- Суетская СОШ»

 «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ  с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Социальное партнерство в образовании –это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства в условиях ФГОС ДО , руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности  совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

ЦЕЛЬ:

Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с  социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

ЗАДАЧИ:

  1. разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;
  2. создать условия позитивного изменения  дошкольного образовательного учреждения  в соответствии с требованиями ФГОС ДО   и  общественными ожиданиями;
  3. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;
  4. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
  5. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
  6. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    *  Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.

     *  Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

      * Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

     * Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

*Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов района;

* создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

* обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района  о деятельности дошкольного образовательного учреждения;

     *создание единой воспитательной системы

- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;

- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

- воспитания уважения к труду взрослых.

   

КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ      

     

 Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

- добровольность сторон;

- уважение интересов друг друга;

- соблюдение законов и иных нормативных актов;

-  учета запросов общественности;

- сохранения имиджа учреждения в обществе;

- установление коммуникаций между детским садом и социумом;

- обязательность исполнения договоренности;

         Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.

Во главу становится педагогическая функция: как воспитывать, как учить, как развить ребёнка, чтобы он легко адаптировался к школьному обучению. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию,  мы должны пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути индивидуализации развития  каждого ребёнка.

Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В настоящее время очень актуальна проблема социализации детей. Нужно отметить, что самую главную роль в решении этой проблемы решает педагог и педагогический коллектив. Взаимодействие не может проходить только через одного педагога, так как сам процесс организации социального партнерства подразумевает деятельность всего педагогического коллектива ДОУ.

Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности, опыта в ДОУ, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.

 Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться в условиях социального партнерства.

Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.

         Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего ДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада  с  такими социальными институтами

Рабочий план реализации проекта

Социальный партнер

Мероприятия

Ожидаемый продукт деятельности

Социальный эффект

МБОУ «Верх-Суетская СОШ»

Посещение уроков и занятий, семинары, консультации для воспитателей и родителей, экскурсии, Дни открытых дверей совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок.

Конспекты совместных мероприятий

Формирование у дошкольников мотивационной  готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, обмен опытом

Банк педагогического опыта

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Детская библиотека

Экскурсии, беседы, литературные встречи, познавательные викторины,  посещение праздников, выставок, участие в конкурсах

Выставки рисунков, детские рукописные книги

Обогащение познавательной сферы детей

ДЮЦ

Экскурсии, участие в выставках, смотрах и конкурсах

Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ

Формирование художественно-эстетической культуры детей,

формирование навыков продуктивной деятельности

Поликлиника

Профилактические осмотры,

противоэпидемические мероприятия

Медицинские рекомендации, карты

Снижение числа пропусков детьми по болезни

ГИБДД

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,

Конкурсы,

Организационно-массовые мероприятия

Выставки, конкурсы детских работ.

Оказание методической помощи по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Проведение консультаций и обучающих семинаров.

Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам  детей .

Соблюдение детьми правил дорожного движения.

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

*Активное участие детей,  родителей и педагогов в запланированных мероприятиях;

*Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;

*Совместные совещания по итогам учебного года;

 

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать  качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами состоит из нескольких аспектов и включает:

1. работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

2.  взаимодействие с органами здравоохранения;

3.  взаимодействие с учреждениями образования, и культуры;

4.  интеграцию общественного и семейного воспитания.

Блок I Взаимодействие с государственными структурами и органами местного самоуправления:

Отдел по  образованию и делам молодежи Суетского района

* Участие в районных и краевых  мероприятиях;

*  Участие в работе экспертной комиссии  конкурсов районного МО педагогов ДОУ;

*  Участие в работе  районного методического  объединения педагогов ДОУ;

*  Организация аттестации педагогических работников;

*  Обобщение и диссеминация опыта работы педагогов;

*  Предоставление информации;

*  Участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях;

*  Выполнение муниципального задания по воспитанию, образованию, оздоровлению дошкольников.

Блок II Взаимодействие с медицинскими учреждениями

  поликлиника

Цель блока: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими  учреждениями.

Задачи: 

1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.


Основные направления

Оздоровительное;

Валеологическое, санитарно-просветительское;

Физическое;

Психоэмоциональное благополучие.

Блок III Взаимодействие с учреждениями образования

Социальный партнёр: МБОУ «Верх-Суетская СОШ»

Цель блока: ( в соответствии с ФГОС ДО) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ( преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)

Задачи блока:

1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.

2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей  посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:

информационное;

методическое;

практическое.

Система преемственности работы детского сада и начальной школы.

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Изучение программы начальной школы и детского сада  в соответствии с ФГОС

Изучение работы учителя

Изучение работы воспитателя

Взаимопомощь

Совместные МО

Обмен опытом

Совместное проведение мероприятий, праздников

Совместные педагогические советы

Посещение уроков в 1 классе воспитателем

Посещение занятий в подготовительной группе учителем

        
Блок IV  Взаимодействие с учреждением  дополнительного образования.

Социальный партнер – ДЮЦ

Цель блока:  Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.

2. Создание условий для развития художественно-эстетических способностей дошкольников, самореализации  их личности, формирование познавательных интересов и способностей

3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы ДОУ.

Основные направления:

Художественно-эстетическое;

 литературное;

прикладное;

информационно – педагогическое.

Блок V Взаимодействие с учреждениями культуры.

Социальные партнеры:  Детская библиотека

Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры

Задачи блока:

1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Способствовать созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 

Основные направления:

эстетическое;

духовно-нравственное;

художественно-творческое;

культурно-просветительское.

Блок VI Интеграция общественного и семейного воспитания

         В соответствии с Законом "Об образовании" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем и дошкольном  возрасте,  одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Одной из важнейших задач ФГОС ДО стоит:  «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей».   

                 

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе,  но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью  взаимодействия с родителями мы считаем:

возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи:

  1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию  в жизни ДОУ;
  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

               

   Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года

Участие родителей в жизни ДОО

Формы сотрудничества

Периодичность сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

Анкетирование.

Социальный опрос.

3-4 раза в год

По мере необходимости.

1 раз в квартал

В создании условий

Участие в субботниках по благоустройству территории.

Помощь в создании предметно-развивающей среды.

Оказание помощи в ремонтных работах

2 раза в год

Постоянно

Ежегодно

В управлении ДОО

Участие  в работе родительского комитета, совета ДОО, педагогического совета.

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей.

Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные групповые фотоальбомы «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим», памятки).

Заполнение Сайта ,

Консультации, семинары-практикумы, конференции.

Распространение опыта семейного воспитания.

 Родительские собрания.

Выпуск газеты для родителей.

1 раз в квартал

Обновление постоянно.

1 раз в месяц

По годовому плану.

1 раз в квартал

1 раз в квартал

В воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества и партнёрских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство.

Дни открытых дверей.

Дни здоровья.

Недели творчества.

Совместные праздники, развлечения.

Встречи с интересными людьми.

Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах.

Участие в проектной деятельности.

2 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

По плану

                                            

План взаимодействия Детского сада «Улей»  с

Детской библиотекой

Цель: воспитание и развитие творческих качеств личности в каждом ребёнке на основе приобщения детей к художественной литературе.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «библиотека», ее назначением, с трудом людей, работающих в библиотеке.

Активизировать познавательный интерес к  объектам культуры в окружающем мире.

Расширять представления детей о том, как  создаются книги. Развивать  интерес   к книгам.

Познакомить детей с творчеством детских писателей и художников-иллюстраторов.

Учить детей правильно пользоваться книгами, воспитывать бережное отношение к книгам.

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Воспитывать интерес к культуре и истории России.

Знакомить с писателями края, региона, села.

Формы работы:

  1. Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми.
  2. Организация выставок  художественной литературы

-детских журналов;

-детских писателей;

-о школе;

-о Великой Отечественной войне;

-о писателях-земляках

  1. Организация выставок художественного творчества

-выставка детских рисунков по прочитанному.

4.   Создание условий для возникновения  и развития сюжетно-ролевой игры «Библиотекарь».

5. Организация работы с детьми в книжном уголке.

6. Тематические встречи в детской библиотеке.

План взаимодействия Детского сада «Улей» с

 ДЮЦ

Цели:

  1. Творческое сотрудничество Детского сада «Улей»  и ДЮЦ по развитию художественно-эстетических  способностей детей.
  2.  Приобщение дошкольников к русской национальной культуре, к музыкальной  и художественной культуре  и  искусству.
  3. Знакомство с  творчеством композиторов  и художников.

Формы работы:

1. Организация  выставок  воспитанников  ДЮЦ.

2. Совместные творческие проекты по художественно-эстетическому направлению.

3. Посещение дошкольниками тематических выставок.

План взаимодействия Детского сада  «Улей»

 с Домом культуры

1.Участие в конкурсах, программах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, тематических выставках (по плану Дома культуры).

2. Приобщение детей к русской национальной культуре.  Просмотр концертов, сказок, представлений, кукольных спектаклей. (по плану коллективов)

3. Экскурсия в Дом культуры с целью знакомства детей со сценой, зрительным залом, занавесом, гримерной   (октябрь)

4. Экскурсия подготовительной группы во Дом  культуры для ознакомления со студиями и кружками.      (сентябрь)

5 Привлечение дошкольников в развивающие кружки и студии Дома культуры.  (сентябрь)

План взаимодействия Детского сада «Улей»

 с  районным музеем  

Цель:  развитие духовно-нравственной культуры ребёнка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры, привитие чувства любви и привязанности к культурным ценностям родного края, формирование патриотических чувств дошкольников.

1.Участие в выставках и конкурсах, организуемых музеем.

2.Посещение дошкольниками выставочных залов музея

 - Зал боевой славы.

 - Природа Суетского района.

 -Музей русской избы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое руководство по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений в формате реализации ФГОС

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений является мощным средством поддержки профессиональной деятельности педагога....

План сетевого взаимодействия ДОУ с социумом (группа старшего дошкольного возраста)

Сетевое взаимодействие ДОУ с социумом, индивидуальный план группы....

Практико- значимая работа«Сетевое взаимодействие ДОУ и социума по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге»

Эффективное  взаимодействие  ДОУ и  социума по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма...

План сетевого взаимодействия с учреждениями культуры в группе общеразвивающей направленности

План сетевого взаимодействия с учреждениями культурыв группе общеразвивающей направленности...

«Физкульт-ура! Спортландия!» или формирование здорового дошкольника посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений города в условиях реализации ФГОС ДО

В статье представлен опыт организации сетевого взаимодействия инструкторов по физической культуре ДОУ города Братска....

План сетевого взаимодействия ДОУ с социумом (группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет)

Сетевое взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО....