Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника
консультация (старшая группа) на тему

Атеняева Альбина Николаевна

     B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении к историческим корням и национальным истокам мордовского народа. На реализацию национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях Мордовии направлен примерный региональный модуль  программы  дошкольного образования « Мы в Мордовии живем». В детском саду национально-региональный компонент должен пронизывать все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все направления развития ребёнка дошкольного возраста: познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника

           Подготовила: воспитатель Атеняева А.Н.

     B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении к историческим корням и национальным истокам мордовского народа. На реализацию национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях Мордовии направлен примерный региональный модуль  программы  дошкольного образования « Мы в Мордовии живем». В детском саду национально-региональный компонент должен пронизывать все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все направления развития ребёнка дошкольного возраста: познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это художественная литература и фольклор. Произведения народного искусства всегда были близки природе ребёнка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребёнка дошкольника заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.

Мордовский фольклор представляет собой большую художественную ценность, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Обращение к фольклорному искусству мордовского народа даёт неоценимый материал для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей к мордовскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен легендами, сказками, стихами, произведениями малых жанров (потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песенки ).

Известно, что дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребёнка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.

Ай, ацици-ацици,

Измарались рученьки!

В корытце вымыла,

Полотенцем вытерла,

Ты мой перстенёчек,

На руке браслетик.

Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям в детском саду. В них поётся о птицах (сорока, ворон) , о животных (коровушка), о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребёнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения, мечты о будущем ребёнка.

Баю-бай, сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастешь, сынок,

Крепкий, сильный, как дубок.

В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей (Доброе дело - добром оплачивается. В родном краю жизнь как в раю. Материнское слово – святое слово). Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность, являются для детей одним из видов познания окружающего их мира. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром.

Для знакомства детей с мордовскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы и поговорки к месту и ко времени: в непосредственно образовательной деятельности (Ученье ум развивает, а лень – притупляет, трудовой деятельности (Кто умеет трудиться, умеет и жить) а также и в других видах деятельности детей стараемся находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что мордовский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.

Читая детям сказки мордовского народа, обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим основная черта характера, которая присуща мордве. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Таким образом, фольклор и художественная литература имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности, к познанию и речевому творчеству. Именно в дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора и художественной литературы позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по тематическому контрою «Использование художественной литературы с целью всестороннего развития дошкольников»

Зачастую у старших воспитателей возникает  проблема с написанием справок по итгам контроля. Предлагаю свою поощь...

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспи...

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города.Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании ...

Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника

   B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот проце...

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....