Экспериментирование - метод развивающего обучения
статья (старшая группа) на тему

Лунева Марина Джановна

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме познавательного развития. Одним из эффективных методов познания является экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В своей статье я предлагаю подборку опытов и экспериментов по темам. Данная система помогла разнообразить занятия, закрепить знания детей и развить более глубокий интерес к изучаемой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

     Лунева М.Д.

ГБДОУ №46 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

В настоящее время мы все на пути внедрения ФГОС ДО. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подтверждает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития дошкольного возраста.

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме познавательного развития. Современный мир меняется так стремительно, что опираться только на  наработанные стереотипы невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую и поисковую активность. Каждый день ребенка несёт новые впечатления, раскрывает  новое, неизведанное,  удивительное и ему хочется получить ответы на возникшие у него  «почему?», «зачем?», «как?», то есть удовлетворить присущее ему любопытство. Разработчики ФГОС предлагают определённые формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности. Так, исследовательская деятельность – это наблюдения, экскурсии, экспериментирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций, игры. В образовательном процессе ранее присутствовали обучающие занятия по « ознакомлению с окружающим», которые проводились в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, а ребёнок был лишён возможности проявить собственную познавательную инициативу. В наше время стоит вопрос: «Как  сегодня воспитывать ребенка завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Мир открывается через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для него характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Хочется вспомнить слова поэта Н. Рыленкова:  

Пока идёшь за кем-то вслед, дорога не запомнится…  

Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.

Одним из эффективных методов познания является экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Здесь ребёнок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, постепенно усложняющихся по содержанию.  Дети самостоятельно проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают результаты, делают выводы. Проводя исследовательскую деятельность, дети даже не замечают, что идет обучение, они сами участвуют в «добывании знаний». Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает больше, чем тот, которому объяснили.                                                        

Игры-эксперименты я включала не только на занятиях по познавательному развитию, но и в продуктивную деятельность, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, используя доступные этому возрасту типы исследований: опыты, наблюдения, коллекционирование, проблемные ситуации. Таким образом, отталкиваясь от тематического планирования, я сделала подборку опытов и экспериментов по темам. Данная система помогла разнообразить занятия, закрепить знания детей, развить у детей более глубокий интерес к изучаемой теме, дать возможность самим убедиться в результате и сделать  вывод.

Игры-эксперименты по познавательному блоку «Осень, осень, в гости просим»:  

1. «Лист живой - не живой»

Цель: познакомить с таким явлением природы, как листопад.

Материал: листья с разных деревьев разной окраски, бумага белая, скалка.

Вывод: зеленые листья живые, в которых вырабатывается такое вещество, как хлорофил, а желтые листья отпечатков не оставляют, они не живые, поэтому деревья их сбрасывают.

     2. «Как раскрасить кленовый лист?»

Цель: научить детей получать новые цвета.

Материал: гуашь основных цветов, палитры, кисточки, вода, трафареты кленовых листьев.

Вывод: если смешать основные цвета, то можно получить новые, оттеночные цвета.

Создание схем получения  цветов.

3. « Что прячется в фруктах и овощах?»

Цель: выявить взаимосвязь семян, плодов и дерева.

Материал: лупа, разновидности семян.

Вывод: во всех фруктах и овощах есть семена - это их маленькие детки; и если их  посадить в землю, то вырастет такое же растение.

Коллекционирование: семена фруктов и овощей.

4. «Почему осенью много луж?»

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: миска с землей, лейка с водой.

Вывод: вода впитывается до тех пор, пока земля не перенасытится влагой, «лишняя» вода образует лужи.

Игры-эксперименты по теме  «В гостях у сказки »:

1. «Маленькое - большое»

Цель: познакомить с лупой.

Материал: лупы для детей, песок, различные предметы.

Вывод: лупа - толстое стекло; когда мы смотрим через нее, то  маленькое становится большим.

2. «Мы - фокусники»

Цель: познакомить детей с понятием «магнит» и его свойством взаимодействия с различными материалами.

Материал: магниты, пластмасса, ткань, скрепки, гвозди, монеты, стакан с водой.

Вывод: магнит притягивает железные предметы; магнитная сила действует даже сквозь воду и стекло.

Игры-эксперименты по теме «Игрушки»:

1. «Из чего сделаны игрушки?»

Цель: познакомить со свойствами пластмассы, дерева, резины.

Материал: игрушки деревянные, пластмассовые, резиновые

Вывод: все игрушки сделаны с учетом свойств материала, из которых они изготовлены, чтобы с ними можно было выполнять игровые действия

2. «Лепим игрушку»

Цель: познакомить со свойством глины и песка, сравнивая их экспериментальным путем.

Материал: глина, песок, вода, стеки.

Вывод: из глины можно лепить и придавать комочку желаемую форму, а песок рассыпается.

Игры-эксперименты по теме «Комнатные растения»:

1. «С водой и без воды»

Цель: выяснить внешние факты среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: два одинаковых цветка в горшочке, лейка с водой.

Вывод: растение не может жить без воды.

2 «Растение дышит?»

Цель: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материал: цветы в горшочке, вазелин.

Вывод: листья, на которые вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали; значит, растения дышат через отверстия на нижних поверхностях листьев.

Игры-эксперименты по теме «Аквариум»:  

1. «Чем дышат рыбы под водой?»

Цель: выяснить, есть ли воздух в воде.

Материал: прозрачные емкости с водой, кусочек пластилина, коктейльные трубочки.

Вывод: в воде есть воздух, дыхание рыб в воде возможно.

2. «Экологическая сказка»

Цель: исследовать влияние на воду различных природных материалов.

Материал: таз с водой, песок, камешки, листья, земля, фантики.

Вывод: нужно правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять.

Игры-эксперименты по познавательному блоку «Птицы»:

1. «Исследование птичьего пера»  

Цель:  узнать, как устроено птичье оперение и какое значение оно имеет в жизни птиц.

Материал: птичьи перья, лупа, ёмкость с водой.

Вывод: перо лёгкое, не намокает, оно служит птицам для полета и для сохранения тепла тела птицы.

 Игры-эксперименты по познавательному блоку «Зима»:    

1. « Что легче?»

Цель: выяснить, почему ведерко снега легче, чем ведерко воды.

Материал: два одинаковых детских ведерка, вода, снег.

Вывод:  снег легче воды, т.к. он состоит из пушистых снежинок, между которыми воздух, а между капельками воды нет воздуха, они соединены плотно.

2. «Снег - какой он?»

Цель: совершенствовать знания детей о снеге.

Материал: черная бумага, снежинки.

Вывод: снег имеет белый цвет и может превращаться в воду.

Игры-эксперименты по теме «Жители Арктики»:

1. « Секреты белых медведей»

Цель: выяснить, почему белые медведи и пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими.

Материал: таз с водой, детский крем.

Вывод: пингвины и другие жители севера не мерзнут и выходят сухими из воды потому, что их перья покрыты слоем жира.

Игры-эксперименты по теме «Что я знаю о себе»:

1. «Мои помощники»

Цель: познакомить со строением  тела человека, опытным путем показать значение всех частей тела.

Вывод: каждая часть тела выполняет определённые функции

Игры-эксперименты по теме « Космос»:

1. «День и ночь»

Цель: объяснить, почему наступает день и ночь.

Материал: глобус, фонарик.

Вывод: там, где светит фонарик – наступил день; куда не доходят лучи фонарика (солнца) – наступает ночь.

Игры-эксперименты по теме « Одежда»:

1. «Разные, разные ткани»

Цель: познакомить с многообразием тканей и их свойством.

Материал: образцы тканей, лупа, вода.

Вывод: ткани - сплетение нитей, она прочная, может промокать и не промокать.

Игры-эксперименты по познавательному блоку « Весна»:

1. «Таяние снега»

Цель: подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Материал: снег, варежка, грелка и т.д.

Вывод: снег тает от теплого воздуха.

2. «Солнечная лаборатория»

Цель: показать, предметы какого цвета быстрее нагреваются на солнце.

Материал: листы разных цветов, среди которого должны быть листы белого и черного цветов.

Вывод: темные листы нагрелись больше, предметы темного цвета улавливают тепло, а предметы светлого цвета  отражают его.

3. «Чудеса на окне»

Цель: закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.

Материал: луковицы, овёс, семена растений, ящик с землёй, лейка.

Вывод: растение – живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло; во время развития оно меняется (появляются корни, растут листья).

4. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать информацию о солнце, поддерживать ребенка в познании окружающего мира.

Материал: зеркала, блестящие предметы, солнечный свет.

Вывод: солнечный зайчик - луч солнечного света, отражающийся от зеркальной поверхности.

Данная работа направлена на развитие любознательности, собственного познавательного опыта, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

                               Список используемой литературы :

1. ФГОС ДО

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной. -  М.:ТЦ Сфера, 2004.-64 с.

3.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.

4.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»// Дошкольное воспитание. 2005. №1.

5. Интернет ресурсы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

«Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного проц...

Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"

Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта....

«Творческие игры как метод развивающего обучения дошкольников»

Научить общению и наблюдательности.žРазвить нравственные качества ребёнка и творческие способности.Воспитать чувство взаимопомощи и сотрудничества.Развить воображение и интуицию, ловкость, глазомер и ...

Методическая разработка: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...