Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста
статья на тему

Каминская Анна Сергеевна
Пальчиковые игры
как способ позитивного общения
с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
КАК СПОСОБ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. При повторении движений взрослого у детей вырабатываются ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пальчиками – это еще и один из вариантов позитивного общения с близкими людьми. Когда мама в процессе пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает; когда она прикасается к его ладошке, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм, неизменный порядок слов и рифма воздействуют на детей завораживающе, успокаивая.

Насколько ребенку понравится игра, во многом зависит от исполнения и экспрессивных способностей взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое обращение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с трех лет большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.

Разучивая пальчиковую игру, родитель или педагог должен сначала сам показать пример малышу. Потом взрослый помогает ребенку манипулировать пальчиками рук. Далее ребенок и родитель выполняют движения одновременно, при этом взрослый обязательно проговаривает текст пальчиковой игры. Проводить игру нужно весело и вдохновенно, не обращая внимания, если у ребенка что-то не получается, и поощряя его успехи.

Для малыша раннего возраста можно придумать различные колпачки-куколки для пальчиков. Например, нарисовать на бумажном колпачке личико, рубашку, пуговки, прикрепить самодельные гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др. Такие пальчиковые игры будут особенно интересными и захватывающими.

Описание игр

Пальчиковая игра «Мы похлопаем сейчас…».

Повторяем 2 раза.

Мы похлопаем сейчас:

Хлопаем в ладоши.

Хлоп, раз, еще раз,

Через раз хлопаем по столу.

А теперь скорей, скорей

Шлепай, шлепай веселей.

Шлепаем ладонями по столу быстро и ритмично.

Пальчиковая игра «Замок».

На двери висит замок,

Кисти рук соединяем в замок.

Кто открыть его бы смог?

Ритмичные покачивания вверх-вниз.

Покрутили, покрутили,

По тексту.

Повертели, повертели,

По тексту.

Потянули вперед,

Руки в замке, тянемся вперед.

Потянули наверх,

Руки в замке, тянемся вверх.

Постучали, постучали

Пальцы в замке, нижние
части ладоней постукивают друг о друга.

И открыли.

Разъединяем замок, разводим руки.

Пальчиковая игра «Рыбка».

Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть.

Родители обхватывают
ладошки малыша своими
и покачивают ими.

Рыбка, рыбка-озорница,

Грозим пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Соединяем ладошки в хлопке, одна ладошки снизу, другая сверху.

Рыбка спинку изогнула,

Округляем ладошки.

Крошку хлебную взяла,

Ладошки «открываются».

Рыбка хвостиком махнула,

Взмах ладонями от себя.

Рыбка быстро уплыла.

Прячем руки за спину.

Пальчиковая игра «Осьминожки».

На внешней стороне ладони педагога, родителей и детей (по их желанию) изображается личико (глаза, носик, рот). Опустив пальцы вниз, получаем осьминога. По инструкции психолога родители и дети активно двигают пальчиками, изображая щупальца осьминога и приговаривая: «Осьминожек, осьминожек, у тебя так много ножек» (важно побуждать детей повторять за родителями и педагогом). Далее погружаем пальцы в воду и продолжаем активно ими двигать и приговаривать фразу. Далее осьминоги погружаются на дно и могут походить по нему своими щупальцами. По окончании упражнения вынимаем руки из воды и встряхиваем ими.

Пальчиковая игра «Осьминоги».

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук ладонями вниз
лежат на столе: правая рука
с сомкнутыми пальцами,
левая – с разомкнутыми. Одновременно меняем положение пальцев: одни смыкаем, другие размыкаем.

Могут плавать вверх и вниз,

Ладонь правой руки медленно
движется вверх, а ладонь
левой руки – вниз.

Сальто сделают на бис.

Ладони переворачиваются
в воздухе.

Вправо поплывут и влево –

Тренируются умело.

Им гимнастика важней

Всех забав и всех затей.

Ладонь правой руки медленно
движется вправо, а ладонь
левой руки – влево, затем
наоборот.

Пальчиковая игра «Осьминог».

– Восемь пальчиков для ног –

Получился осьминог.

Сколько ног у осьминога?

– Много-много!

Взрослые и дети шевелят
всеми пальцами, изображая щупальца осьминога.

Пальчиковая игра «Лодочка».

Лодочка плывет по речке,

Складываем две ладони в форме лодочки и покачиваем ими.

Пуская на воде колечки.

Формируем с помощью
большого и указательного
пальцев кольцо.

Пароход плывет по речке,

Ладони сложены лодочкой, большие пальцы сомкнуты.

И гудит он, словно печка:

«У-у-у-у-у…»

Произносим: «У-у-у-у…»

Пальчиковая игра «Будем пальчики считать».

Будем пальчики считать –

Показываем кисть ведущей
руки.

Один, два, три, четыре, пять.

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

На другой руке опять

Будем пальчики считать –

Загибаем поочередно
пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Разжимаем и сжимаем
пальцы на каждое слово.

Все такие нужные,

Фонарики: крутим кистью
руки вправо, влево.

Крепкие и дружные.

Показываем другую руку.

Пальчиковая игра «Машина».

Мы в машину сядем,

Садимся на колени родителю
и кладем руки себе на колени.

Заведем мотор,

Вращаем кулачками на уровне груди.

Повезет машина нас

Держим и крутим вообража-
емый руль.

За большой забор.

Поднимаем руки вверх.

Пальчиковая игра «Дом».

Молоточком я стучу,

Постукиваем кулачком
о кулачок.

Дом построить я хочу.

Соединяем кончики пальцев обеих рук.

Строю я высокий дом,

Поднимаем выпрямленные
ладони вверх.

Буду жить я в доме том.

Хлопаем в ладоши.

Пальчиковая игра «Тесто».

Тесто ручками помнем,

Сжимаем и разжимаем
пальчики.

Сладкий тортик испечем.

«Мнем тесто».

Серединку смажем джемом,

А верхушку – сладким кремом,

Круговые движения ладошками на поверхности стола.

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко.

«Сыплем крошку» пальчиками обеих рук.

Пальчиковая игра «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединяем, ладони разводим в стороны, пальцы слегка округляем.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Разводим пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигаем
пальцами: вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опускаем вниз, тыльной стороной
прижимаем друг к другу; пальцы разводим.

Пальчиковая игра «Строим дом».

Целый день тук да тук –

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, стучим кулаком о кулак.

Молоточки стучат –

Стучим кулаком о кулак.

Строим домик для ребят
(зайчат, бельчат).

Пальцы соединяем в форме
крыши.

Вот какой хороший дом,

Сжимаем-разжимаем пальцы.

Как мы славно заживем!

Вращаем кистями рук.

Пальчиковая игра «Рыбки».

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

Пальцы обеих рук сложены
щепотью. Волнообразные
движения рук от плеча –
изображаем ныряющих рыбок.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаем.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваем в стороны.

То зароются в песке.

Снова соединив пальчики,
руками поочередно совершаем движения, имитирующие
раскапывание песка.

Пальчиковая игра «Паучок».

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Руки скрещены.

Пальцы то одной, то другой
руки «бегут» по предплечью,
а затем по плечу другой руки.

Паучков на землю смыл.

Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающее
движение – «дождик».

Солнце стало пригревать –

Хлопок ладонями по столу/
коленям.

Паучок ползет опять,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – «солнышко светит».

А за ним ползут все детки,

Действия аналогичны первоначальным.

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают по голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционные приемы и способы изобразительной деятельности с детьми раннего возраста.

Я считаю, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным  видом деятельности  детей....

Пальчиковая гимнастика как способ развитие речи у детей раннего возраста

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы понимаете, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладон...

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в час...

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...

Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста.

В статье расмотрена роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....

«Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»

laquo;Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи» второй группы раннего возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».                  В. А. СухомлинскийИсследования ученых доказали, что уровень развития детс...