«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._palchikovye_igry_.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Введение.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации и не успевают за ребятами.

Таким образом, дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

В данное время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих

рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие

ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит

(теле –, аудио – , и видеотехнику).

Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания).

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше. Для того, чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем - при письме.

Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

В результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к графа–моторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму.

Цель моей работы использование пальчиковых игр, для развития речи детей 1,5 - 3 лет.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость использовать следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями;

- индивидуальная работа с детьми;

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала

разные методы и приемы работы:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, потешками;

- пальчиковый театр;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного

- материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

- работа с конструктором ЛЕГО;

Дидактические игры: Шнуровка М. Монтессори; игры с мелкими предметами; паззлы, мозаика; застегивание пуговиц, молний, крючков; нанизывание бус, пуговиц, на леску.

Давайте разберемся, что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от  степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Все мыслительные процессы сознания, как осознанные так и неосознанные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции.

Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать тонкую моторику необходимо начинать с раннего возраста.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление,  координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно.

Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М.М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда воспитатель, для пальчиковой игры, берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока -белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие персонажей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды.

Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут.

Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Вначале игры необходимо выполнять вместе с ребенком.

Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.

При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.

Помня о том, что задержка развития речи и дефекты произношения осложняют жизнь ребенка и, следовательно, отражаются на его общении со сверстниками и взрослыми, проводиться работа на развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, что предполагает достижения определенного уровня развития, познавательного интереса, любознательности, усидчивости, фантазии ребенка.

Обследуя степень развития речи и мелкой моторики рук детей, проводится индивидуальная беседа с родителями. Отмечается значимость пальчиковых игр и мелкой моторики для развития речи детей. В информационном уголке группы, для родителей, размещены рекомендации и описаны упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания кажутся трудными.

Задача воспитателя донести до родителей значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи.

При первичном обследовании детей поступающих в группу, выявляется уровень их развития: общего и речевого. Речевое развитие оставляет желать лучшего. У большинства детей речь развита несвязно, недостаточно ясная, маленький словарный запас, неправильное произношение звуков. В

работе с детьми постоянно используются пальчиковые игры. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками

«Дай нам солнышко тепла»

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

 Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко), но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т.к. игра сопровождается стихами.

Игра «Божья коровка» очень занимательна, дети ее постоянно повторяют. Перед приемом пищи просят «Божью коровку» : «Принести нам хлеба, черного и белого, только не горелого.» В летний период, на улице, ребятишки стали больше обращать внимание на насекомых, ища среди них «Божью коровку». Эта игра развивает не только речь и память ребенка, но и учит любить насекомых.

Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запомнили всех животных о которых говориться в этой игре. С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение.

Игра «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями0

Данная хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть в коллективе.

Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Их можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила :

1.Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2.Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

 3.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики.

4.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах .Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6.Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

7.Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые , полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые.

8.Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки ,изолированные движения каждого из пальцев. Помните. Что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

10.Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста ( до 3 лет ) рекомендуемое врем яот 3 до 5 минут в день.

12. Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Вывод:

Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...

Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста.

В статье расмотрена роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....

Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...

ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через  театрализованную деятельность....

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамма...

"Пальчиковые игры, как средство развития речевой активности детей раннего возраста"

Информация для коллег и родителей (законных представителей)....