Рабочая программа по коррекции речи детей младшей группы с ОНР
рабочая программа (младшая группа) на тему

Яковлева Анастасия Сергеевна

Программа составлена на основе программы Нищевой Н. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr_2_mladshaya.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад № 3» г.Чебоксары

        _______Павлова Е.Л.

Приказ №____

  от «___»__________ 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Речевое развитие»

в младшей  группе (3-4 года) для детей с общим недоразвитием речи

на период с сентября 2015 года по 31 мая 2016 года

составлена в соответствии с Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

(под ред. Н.В. Нищевой)

Составитель: Яковлева Анастасия Сергеевна, учитель-логопед

г. Чебоксары, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Пояснительная записка

2.         Характеристика детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

3.        Целевые ориентиры. Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        

1.        Особенности организации образовательной деятельности

2.        Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагогов

3.        Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

4.        Содержание образовательной области «Речевое развитие»

5.         Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

6.        Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

2.        Условия и средства реализации программы (Организация предметно-пространственной развивающей среды. Информационное обеспечение программы. Учебно-методическое обеспечение программы.)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Адресат: Рабочая программам по образовательной области «Речевое развитие» разработана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с нарушениями речи.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность данного обучающего  курса обусловлена непреклонным ростом числа детей с речевой патологией, в том числе одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речи, каким является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности, поэтому остро нуждаются в специальной квалифицированной помощи логопеда.

         Цель рабочей программы:

- построение системы работы в выпускной группе  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 4 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Основными задачами рабочей программы являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основные задачи раздела «Речевое развитие»:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Введение дополнений и изменений в содержание работы носит дифференцированный характер и связано с различием возможностей воспитанников и своеобразием речевых и когнитивных возможностей дошкольников с ОНР 1-2 уровней, дизартрией и другими дефектами.    

       Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

1)        диагностическая работа

•        выявление детей с трудностями адаптации;

•        определение особых образовательных потребностей детей;

•        определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

2)        коррекционно - развивающая работа

•        своевременная специализированная помощь в освоении содержания обучения и коррекции недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, формирование коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

•        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии);

•        реализация системы мероприятий по социальной адаптации;

3)        консультативная работа

•        оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).

4)        информационно – просветительская работа

•        разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителям (законными представителями), педагогическими работниками.

 Данные направления отражают основное содержание программы коррекционной работы.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

( на основе требований ФГОС ДО):

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  •  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  •  принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  •  принцип постепенности подачи учебного материала;
  •  принцип концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях («Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Построение регионального компонента программы (Содержание, формируемое участниками образовательного процесса) осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.

Нормативные документы, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;

•        приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;

•        приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Программно-методический комплекс образовательного процесса:

•        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

•        Примерная адаптированная  основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)

1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

•         число  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями: ребенок с ОНР 1-2 уровня речевого развития.

Под общим недоразвитием речи понимается патологическая форма речевого развития, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетика, фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие), лексика и грамматика.

Особенности, характерные для детей с ОНР: несовершенство их коммуникативных возможностей, а также в большинстве случаев специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, отклонения в формировании моторных навыков, недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта и т. д.

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Общее недоразвитие речи сочетается с дизартрическим компонентом. Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи. Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Программа разработана на основе «Примерной адаптированной  основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб.: Детство – Пресс 2015).

1.3. Целевые ориентиры. Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, понимает названия действий, предметов, признаков, может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула;
  • понимает двуступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображённые на картинке и действия, ими совершаемые; принимает участие в диалоге;
  • рассказывает простые потешки;
  • общается с помощью предложений, состоящих их двух-трёх слов;
  • правильно произносит простые согласные звуки;
  • не нарушает звуко-слоговую структуру двусложных слов;
  • не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Особенности организации образовательной деятельности

  • образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
  • процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

Основной формой работы Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

 Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

             В   содержание обучения и воспитания введено 19 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположена свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание  в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

2.2. Интеграция деятельности учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Ведется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, в которой логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки,  игры и упражнения;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Планируется 2-3 пятиминутки на неделю, они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения, и прежде всего, индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. На интегрированных занятиях используются все виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, лексико-грамматические упражнения, театрализованные игры и игры-драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Проведение интегрированного занятия, освобождает специалистов от проведения их занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Продолжительность интегрированного занятия может варьироваться от 20 до 35 минут в разных возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, высокий темп работы, физкультурная и релаксационная паузы позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В МБДОУ «Детский сад № 3» г.Чебоксары создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

В  группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в индивидуальных тетрадях детей, родительских логопедических папках «Родителям о речи ребенка». Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.  Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Материалы родительских логопедических папок  помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

2.4. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

Младший дошкольный возраст (3-4 лет)

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать — снимать, завязывать — развязывать; большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет — играют, спит — спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел — сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает — умывается).

Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Воспитывать внимание к звуко-слоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Развитие экспрессивного словаря

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные 66 конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).

Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.)Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

Развитие фонематической системы речи

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска).

Развивать внимание к звуко-слоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Развитие фонетической стороны языка

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], 67 [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]

Воспитывать правильный, умеренный темп речи.

Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

2.5. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

Месяц, неделя

Лексическая тема

Сентябрь

Первичное и углубленное обследование детей. Заполнение речевых карт. Подготовка и оформление  документации.

Октябрь, 1 неделя

Семья.

Октябрь, 2-3 неделя

Игрушки.

Октябрь, 4 неделя

Я. Части тела и лица.

Ноябрь, 1 неделя

Туалетные принадлежности.

Ноябрь, 2-3 неделя

Одежда.

Ноябрь, 4 неделя-

Декабрь, 1 неделя

Обувь.

Декабрь, 2-3 неделя

Мебель.

Декабрь, 4 неделя

Новый год. Ёлка.

Январь, 1-2 недели

Зимние каникулы.

Январь, 3 неделя

Продукты питания.

Январь, 4 неделя –

Февраль, 1 неделя

Посуда.

Февраль, 2-3 недели

Домашние птицы.

Февраль, 4 неделя-

Март, 2 неделя

Домашние животные.

Март, 1 неделя

Мамин праздник.

Март, 3-4 недели

Дикие птицы.

Апрель, 1-2 недели

Дикие животные.

Апрель, 3-4 недели

Транспорт.

Май, 1-2 неделя

Лето. Цветы.

Май, 3 неделя

Лето. Насекомые.

Май, 4 неделя

Летние забавы.

2.6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Критерии оценки уровня функции

Уровни освоения программы

1-низкий уровень, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – достаточный.

Название пособия

Сроки проведения

1. Звуко-произ-ношение

2. Фоне-матичес-кие про-цессы

3.Словар-ный запас

4.Грамма-тический строй речи

5.Связная речь.

6.Артикуля-ционная моторика.

7.Мелкая моторика.

1.Нарушение нескольких групп звуков.

2.Недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, при речевой нагрузке – общая смазанность речи.

3.Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.

4.Звукопроизношение в норме.

1.Не слышит данный звук в любой позиции.

2.Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.

3.С заданием справляется, но допускает ошибки.

4.Фонематические процессы в норме.

1.Активный словарь ограничен бытовым уровнем.

2.Владеет обобщающими понятиями. В речи в основном использует существительные.

3.Использует существительные, глаголы, прилагательные.

4.Активный словарь близок к возрастной норме.

1.Речь резко аграмматична.

2.Допускает большое коли-чество ошибок в слово-изменении и словообразовании.

3. Допускает небольшое коли-чество ошибок в слово-изменении и словообразовании.

4.Грамматический строй близок к возрастной норме.

1.Отсутствие фразовой речи.

2.Однословные предложения.

3.Игру сопровождает простыми предложениями.

4.Отвечает на вопросы по прослушанной сказке. Может передать смысл сказки по серии картинок с помощью взрослого.

1.Объём артикуляционных движений ограничен. Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.

2.Неполный объём артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.

3.Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

4.Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

1.Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).

2.Испытывает затруднения при выполнении динамических проб.

3.Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4.Мелкая моторика в норме.

-Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.

-РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. Дифференци-ация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004

-Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

-Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по

развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.

-Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.

-Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошколь-ников.-РОСМЭН, 2014.

-Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

-Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006.

Сентябрь 2015, май 2016

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

1.        Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2.        Обеспечение  психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3.        Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4.        Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5.        Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития  в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

3.2. Условия и средства реализации программы

Организация предметно-пространственной развивающей среды

 Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда  в соответствии с Программой обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

              Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательной программы, учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

               Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Название образова-тельной области или темати-ческого блока

Центр речевого развития в кабинете логопеда.

Материалы, оборудование

Речевое развитие

1.Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.Стульчики и стол для занятий у зеркала.

3.Крупные предметные картинки по изучаемым темам.

4.Книжки по изучаемым темам.

5.Книжки с потешками, колыбельными песенками, яркими картинками.

6.Простые сюжетные картинки.

7.Серии сюжетных картинок.

8. «Лото» по изучаемым темам.

9. Альбом по развитию речи для самых маленьких.

10. «Веселая артикуляционная гимнастика»

11. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.

12.Предметные картинки для уточнения произношения  в звукоподражаниях.

13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, счётный материал.

14.Настольно-печатные игры.

15.Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания

16.Картотека предметных картинок по лексическим темам.

17.Звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, бубен и др.)

18.Звучащие игрушки-заменители (заполненные горохом, макаронами, гречкой и т.д.)

19. «Волшебный мешочек»

20.Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга стаканчики)

21.Поднос с тонким слоем манки для рисования.

22.Магнитная доска.

23. Резиновый мяч, бусы, пазлы из 2-3 частей, шнуровки, «Волшебный домик» (игрушки-вкладыши).

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева – СПб.: Детство – Пресс, 2015.

2. Нищева . Н. В.  Тетрадь для младшей логопедической группы, для сада

3. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст: Домашняя тетрадь.

4. Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

5. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.

6. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н.Программа воспитания и обучения дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.

7. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Если у ребенка заикание…-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

9.  Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет

10. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика

11. Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. ФГОС

12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.

13. Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004

14. Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

15. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.

16. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.

17.Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.

18.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

19. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

20. Узорова О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е. Нефедова.  – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.

21. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

22. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

23. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

24. Краузе Е. Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.

25. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

26.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

27. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речи детей подготовительной с ОНР

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года с использованием программы Нищевой Н. В., соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по коррекции речи детей старшей группы с ОНР

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года на основе программы Нищевой Н. В. с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...