Рабочая программа по коррекции речи детей подготовительной с ОНР
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Яковлева Анастасия Сергеевна

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года с использованием программы Нищевой Н. В., соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podg.gr_.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад № 3» г.Чебоксары

        _______Павлова Е.Л.

Приказ №____

  от «___»__________ 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной  группе(6-7 лет) для детей с общим недоразвитием речи

на период с сентября 2015 года по 31 мая 2016 года

составлена в соответствии с Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

(под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)

Составитель: Яковлева Анастасия Сергеевна, учитель-логопед

г. Чебоксары, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Пояснительная записка

2.         Характеристика детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

3.        Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        

1.        Особенности организации образовательной деятельности

2.        Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагогов

3.        Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

4.        Содержание образовательной области «Речевое развитие»

5.         Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

6.        Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

2.        Условия и средства реализации программы (Организация предметно-пространственной развивающей среды. Информационное обеспечение программы. Учебно-методическое обеспечение программы.)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Адресат: Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие» разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями речи.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность данного обучающего  курса обусловлена непреклонным ростом числа детей с речевой патологией, в том числе одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речи, каким является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности, поэтому остро нуждаются в специальной квалифицированной помощи логопеда.

         Цель рабочей программы:

- построение системы работы в выпускной группе  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Основными задачами рабочей программы являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основные задачи раздела «Речевое развитие»:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Введение дополнений и изменений в содержание работы носит дифференцированный характер и связано с различием возможностей воспитанников и своеобразием речевых и когнитивных возможностей дошкольников с ОНР 2-3 уровней, дизартрией и другими дефектами.    

       Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

1)        диагностическая работа

•        выявление детей с трудностями адаптации;

•        определение особых образовательных потребностей детей;

•        определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

2)        коррекционно - развивающая работа

•        своевременная специализированная помощь в освоении содержания обучения и коррекции недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, формирование коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

•        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии);

•        реализация системы мероприятий по социальной адаптации;

3)        консультативная работа

•        оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).

4)        информационно – просветительская работа

•        разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителям (законными представителями), педагогическими работниками.

 Данные направления отражают основное содержание программы коррекционной работы.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

( на основе требований ФГОС ДО):

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  •  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  •  принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  •  принцип постепенности подачи учебного материала;
  •  принцип концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях («Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Построение регионального компонента программы (Содержание, формируемое участниками образовательного процесса) осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.

1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

•         число  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями: дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня – 7 человек, 1 из них – ОНР, отягощенное заиканием.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Общее недоразвитие речи сочетается с дизартрическим компонентом. Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи. Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Заикание

Нормативные документы, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Программно-методический комплекс образовательного процесса:

•        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

•        Примерная адаптированная  основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)

Программа разработана на основе «Примерной адаптированной  основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб.: Детство – Пресс 2015).

1.3. Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

 • ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;

• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

 • ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

 • ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

 • ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя; • ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Особенности организации образовательной деятельности

  • Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
  • Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

 В соответствии с современными требованиями формами организации обучения являются совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность педагога с детьми в соответствии с рабочей программой организуется как игровая непосредственно образовательная деятельность. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.  

 Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка.

 Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 33 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположена свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание  в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Интеграция образовательной области Речевое развитие с такими образовательными областями, как Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие позволяет решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решает задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

Направления коррекционно-развивающей работы:

1.        Развитие словаря

2.        Совершенствование  грамматического строя речи;

3.        Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

4.        Обучение грамоте

5.        Развитие связной речи и речевого общения

С целью оптимизации коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе сентябрь отводятся для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.

Логопедические занятия проводятся с октября ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели 5 дней. По форме логопедические занятия делятся на подгрупповые (6-7 человек) и индивидуальные.

Подгрупповые логопедические занятия (длительность занятия - 30 мин) проводятся 2 раза в неделю в утренние часы и во второй половине дня. В течение недели учитель-логопед проводит 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 1 занятие по формированию произношения и  обучению грамоте. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми (3 занятия в неделю с каждым ребенком).

При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед опирается на непосредственный опыт детей, их предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.

2.2. Интеграция деятельности учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Ведется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, в которой логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки,  игры и упражнения;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Планируется 2-3 пятиминутки на неделю, они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения, и прежде всего, индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. На интегрированных занятиях используются все виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, лексико-грамматические упражнения, театрализованные игры и игры-драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Проведение интегрированного занятия, освобождает специалистов от проведения их занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Продолжительность интегрированного занятия может варьироваться от 20 до 35 минут в разных возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, высокий темп работы, физкультурная и релаксационная паузы позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В МБДОУ «Детский сад № 3» г.Чебоксары создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

В  группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в индивидуальных тетрадях детей, родительских логопедических папках «Родителям о речи ребенка». Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.  Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Материалы родительских логопедических папок  помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

2.4. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  •  владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  • Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
  • Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  • Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
  • Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
  • Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
  • Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
  • Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  • Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
  •  Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
  • Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
  • Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
  •  Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
  • Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
  • Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
  • Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Развитие просодической стороны речи.

  • Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  • Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
  • Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
  • Учить говорить в спокойном темпе.
  • Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
  • Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза

  • Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
  •  Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
  • Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
  • Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
  • Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

  • Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
  • Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
  • Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
  • Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
  • Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  • Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
  • Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).
  • Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

  • Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  • Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
  • Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

2.5. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

Месяц, неделя

Лексическая тема

Сентябрь

Первичное и углубленное обследование детей. Заполнение речевых карт. Подготовка и оформление  документации.

Октябрь, 1 неделя

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Октябрь, 2 неделя

Овощи. Фрукты. Труд взрослых в садах и огородах.

Октябрь, 3 неделя

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Октябрь, 4 неделя

Перелетные птицы.

Ноябрь, 1 неделя

Поздняя осень. Грибы. Ягоды.

Ноябрь, 2 неделя

Домашние животные и их детеныши.

Ноябрь, 3 неделя

Дикие животные и их детеныши.

Ноябрь, 4 неделя

Осенние одежда, обувь, головные уборы.

Декабрь, 1 неделя

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

Декабрь, 2 неделя

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых мебель сделана.

Декабрь, 3 неделя

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Декабрь, 4 неделя

Новый год.

Январь, 1 неделя

У детей зимние каникулы.

Январь, 2 неделя

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия.

Январь, 3 неделя

Профессии взрослых. Трудовые действия.

Январь, 4 неделя

Музыкальные инструменты.

Февраль, 1 неделя

Орудия труда. Инструменты.

Февраль, 2 неделя

Животные жарких стран, детеныши.

Февраль, 3 неделя

Комнатные растения, размножение и уход.

Февраль, 4 неделя

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

Март, 1 неделя

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник.

Март, 2 неделя

Наша Родина – Россия. Москва – столица России.

Март, 3 неделя

Наш родной город. Город и деревня.

Март, 4 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.

Апрель, 1 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством

Апрель, 2 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством

Апрель, 3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством

Апрель, 4 неделя

Мы читаем сказки

Май, 1 неделя

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной.

Май, 2 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством

Май, 3 неделя

Скоро в школу. Школьные принадлежности.

Май, 4 неделя

Лето. Летние месяцы. Летние забавы. Сезонные профессии (летние)

2.6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название пособия

Сроки проведения

Низко

формали-

зованные

Высоко

формали-

зованные

-звукопроиз-ношение

-состояние лексики и грамматичес-кого строя

 (импрессив-ная и экспрессивная речь,словоиз-менение, словообразо-вание)

-звуко-слоговая структура

-состояние фонематичес-кого восприятия, навыков фонематичес-кого анализа и синтеза

-моторика

-пространст-венный и конструктив-ныйпраксис

Зрительный гнозис, слуховое внимание, восприятие

- связная речь: рассказ, пересказ.

2 балла-пра-вильное произ-ношение

1 балл-иска-женное, недифференцированное произношение

0 баллов-не произносит

2 балла –правильный ответ

1 балл – 1-2 ошибки, самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи

0 баллов – невыполнение, много ошибок

2 балла – правильно и точно произносит

1 балл – послоговое медленное воспроизведение

0 баллов – не воспроизводит

2 балла – правильно и точно воспроизводитправильный ответ

1 балл – неточное воспроизведение одного или всех членов, со 2-3 попытки

0 баллов – не воспроизводит

2 балла – правильное движение

1 балл – замедленное с ошибками, напряженное

0 баллов – не удается

2 балла – рассказ соответствует ситуации, оформлен грамматически правильно

1 балл – искажение ситуации, аграмматизмы, словесные замены

0 баллов – невыполнение

Наблюде-ние

Беседы

Рисунки

Беседа с родителями

Диагности-ческие задания

Проблем-ные и экспери-ментальные ситуации

Дидактические игры

-Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.

-РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. Дифференци-ация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004

-Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

-Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по

развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.

-Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.

-Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошколь-ников.-РОСМЭН, 2014.

-Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

-Программно-диагностичес-кий комплекс. Мониторинг речевого разви-тия детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существитель-ных. – СПб.: КАРО, 2006.

Сентябрь 2015, май 2016

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

1.        Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2.        Обеспечение  психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3.        Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4.        Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5.        Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития  в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

3.2. Условия и средства реализации программы

Организация предметно-пространственной развивающей среды

 Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда  в соответствии с Программой обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

              Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательной программы, учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

               Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Название образова-тельной области или темати-ческого блока

Центр речевого развития в кабинете логопеда.

Материалы, оборудование

Информационные

и технические средства обучения

Речевое развитие

1.Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.Стульчики и стол для занятий у зеркала.

3.Индивидуальные коробочки.

4.Соски, одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, бумажные салфетки.

5.Спирт, спиртовые салфетки.

6.Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов, трубочки и т.д.).

7.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

8.Логопедический альбом для обследования звукопроизношения

9.Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи

10.Артикуляция звуков в графическом изображении.

11.Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

12.Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов.

13.Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

14.Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

15.Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп

16.Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

17.Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.

18.Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фигуры, схемы для определения места звука в слове, лего-конструктор, магниты, прищепки разных цветов  и т.п.)        

19.Раздаточный материал для развития мелкой моторики (прищепки, колечки, шарики су-джок, шнурочки и др.)

20.Разрезной алфавит, магнитная азбука

21.Слоговые таблицы

22.Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.

23.Букварь Жуковой

24.Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.

25.Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе

26.Ребусы.

1.Музыкальный центр

2.CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации

3.Серия презентаций в соответствии с календарно-тематическим планом

4.Компьютер,

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.logoped.org

http://logoburg.com

http://www.logoped.ru

http://logopediya.com

Учебно-методическое обеспечение программы

 

1. Вариативная примерная адаптированнаяосновная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева – СПб.: Детство – Пресс, 2015.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.

3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Февраль-май. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.

4. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

5. Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

6. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.

7. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н.Программа воспитания и обучения дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.

6. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

7. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Если у ребенка заикание…-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8.  Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9.Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

10. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1 период: пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010.

11. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2 период: пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011.

12. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3 период: пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010.

13. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006.

14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.

15. Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004

16. Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

17. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.

18. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.

19.Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.

20.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

21. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

22. Узорова О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е. Нефедова.  – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.

23. Сайкина Е. Г.,Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

24. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

25.  Саморокова О. П. Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

26. Саморокова О. П. Щипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

27. Саморокова О. П. Сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

28. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет (6 альбомов) – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2011.

29. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков  Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

30. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков  Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

31. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

32. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 2 для закрепления произношения свистящих звуков С*, З* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

33. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

34. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

35. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 5 для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

36. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 6 для закрепления произношения звука Л* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

37. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 7 для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

38. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 8 для закрепления произношения звука Р* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

39. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

40. Краузе Е. Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.

41. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2006.

42. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

43. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

44. Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми/Анна Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

45. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

46. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2008.

47. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2008.

48. И. И. Волкова, О. Г. Волков Логопедические карточки

Азова О. И. Занимательное чтение. М.: ТЦ Сфера, 2008.

49. Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1987.

50. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида. 1 класс. – М.: Аркти, 2011.

51. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб: КАРО, 2007.

52.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

53. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речи детей старшей группы с ОНР

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года на основе программы Нищевой Н. В. с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по коррекции речи детей младшей группы с ОНР

Программа составлена на основе программы Нищевой Н. В....

Рабочая программа по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы

Рабочая программа учителя-логопеда офтальмологической подготовительной группы включает в себя: целевые ориентиры, характеристику речевых расстройств, описание форм и средств непосредственно образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Рабочая программа по коррекции речи в условиях логопункта

Данная рабочая программа обеспечивает  условия для  устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного разви...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....