Рабочая программа по коррекции речи детей старшей группы с ОНР
рабочая программа (старшая группа) на тему

Яковлева Анастасия Сергеевна

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года на основе программы Нищевой Н. В. с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_st.gruppa.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад № 3» г.Чебоксары

        _______Павлова Е.Л.

Приказ №____

  от «___»__________ 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной  группе (5-6 лет) для детей с общим недоразвитием речи

на период с сентября 2015 года по 31 мая 2016 года

составлена в соответствии с Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

(под ред. Н.В. Нищевой Н.В)

Составитель: Яковлева Анастасия Сергеевна, учитель-логопед

г. Чебоксары, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Пояснительная записка

2.         Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

3.        Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Особенности организации образовательной деятельности

2.        Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагогов

3.        Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

4.        Содержание образовательной области «Речевое развитие»

5.         Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

6.        Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.        Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

2.        Условия и средства реализации программы (Организация предметно-пространственной развивающей среды. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Адресат: Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность данного обучающего  курса обусловлена непреклонным ростом числа детей с речевой патологией, в том числе одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речи, каким является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности, поэтому остро нуждаются в специальной квалифицированной помощи логопеда.

Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы с ОНР составлена в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

Программа разработана на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой – СПб.: Детство – Пресс, 2014.

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с тяжелыми нарушениями речи) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей старшей логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей выравнивание речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Основными задачами рабочей программы являются:

  • обеспечение возможностей для полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в период дошкольного детства
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения     компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях («Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Программно-методический комплекс образовательного процесса:

•        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

•        Примерная адаптированная  основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)

Программа разработана на основе «Примерной адаптированной  основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб.: Детство – Пресс 2015).

1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (онр)

•         число  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями: дети 5-6 лет с ОНР 3 уровня – 4 человек, 1 из них – ОНР, отягощенное тугоухостью.

Под общим недоразвитием речи понимается патологическая форма речевого развития, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетика, фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие), лексика и грамматика.

Особенности, характерные для детей с ОНР: несовершенство их коммуникативных возможностей, а также в большинстве случаев специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, отклонения в формировании моторных навыков, недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта и т. д.

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т—т'— с—с'—ц], [р—р'—л—л'—j] и т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при  планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Общее недоразвитие речи сочетается с дизартрическим компонентом. Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи. Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Тугоухость надолго задерживает период формирования полноценной детской речи. Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение.

 В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи. Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в), а также гласные звуки, особенно ударные. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их. Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д; т с к. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т. п.).

Перечисленные фонетические недостатки отличаются неустойчивостью, напоминающей подобные явления в речи нормальных маленьких детей, хотя причина ее иная. Из-за плохой слышимости безударных окончаний тугоухие нередко недоговаривают слова («заглатывают», «съедают» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка. Речь у тугоухих аграмматична. Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми. К тому же речь тугоухих монотонная и глухая, так как они не улавливают ее интонации. Тугоухий ребенок плохо понимает нашу речь не только потому, что недостаточно слышит, но и потому, что у него речь слабо развита, нарушено нормальное общение с окружающими. Поэтому он не может так хорошо анализировать содержание слышанного, как его нормально слышащий сверстник. Такая недостаточность снижает возможности лучшего использования неполноценного слуха.

1.3. Целевые ориентиры. Планируемые результаты.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

  • Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и

взрослыми;

  • эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально

стабилен;

  • пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;

ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения;

понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;

  • без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
  • уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
  • ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
  • обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;
  • не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;
  •  ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;
  • Имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
  • без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции;
  • согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;
  • образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме;
  •  без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану;
  • составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану;
  • составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
  • не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
  • объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме;
  • Темп и ритм речи, паузация нормальные;
  • Ребенок употребляет основные виды интонации;
  • Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Особенности организации образовательной деятельности

  • образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
  • процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

Основной формой работы Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

 Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Образовательная деятельность  по речевому развитию (подгрупповые занятия с учителем-логопедом) в старшей группе проводится три раза в неделю по 20 минут. Остальное время отводится индивидуальным занятиям.

2.2. Интеграция деятельности учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Ведется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, в которой логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические игры, пятиминутки и упражнения;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Планируется 2-3 пятиминутки на неделю, они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения, и прежде всего, индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. На интегрированных занятиях используются все виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, лексико-грамматические упражнения, театрализованные игры и игры-драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Проведение интегрированного занятия, освобождает специалистов от проведения их занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Продолжительность интегрированного занятия может варьироваться от 20 до 35 минут в разных возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, высокий темп работы, физкультурная и релаксационная паузы позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В МБДОУ «Детский сад № 3» г.Чебоксары создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются папки с информацией в каждой группе ДОУ.

             В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций, предусматривающей выравнивание речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.  Данные рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных папках.  Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

2.4. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  •  владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

  • Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления

предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас

словарных образов.

  • Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса

      к активному использованию речевых средств.

  • Расширить объем правильно произносимых существительных — названий

предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

  • Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе

развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и

видовые обобщающие понятия.

  • Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания

действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания

действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

  • Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по

их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь

относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

  • Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание

и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

  • Расширить понимание значения простых предлогов и актвизировать их использование в речи.

  • Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных

местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

  • Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи

некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и

множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с

простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и

женского рода в прошедшем времени.

  • Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на

этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,-енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

  • Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и

притяжательные прилагательные.

  • Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с

существительными в роде, числе, падеже.

  • Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по

картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

  • Сформировать умение составлять простые предложения с противительными

союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

  • Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык

анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

  • Закрепить навык мягкого голосоведения.

  • Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на

координацию речи с движением.

  • Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию

голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной

речевой деятельности.

  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию

звуков всех групп.

  • Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и

сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  • Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить

запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной

звукослоговой структуры.

  • Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух

слогов, одного слога, трех слогов.

  • Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового

анализа и синтеза

  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных

признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по

артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной

игровой и речевой деятельности.

  • Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала

слова, согласных из конца и начала слова.

  • Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из

трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

  • Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой —

звонкий, твердый — мягкий.

  • Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

  • Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ)

  • Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

  • Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.

  • Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из

шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в

воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные

буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду

правильно и зеркально изображенных букв.

  • Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

  • Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными

буквами.

  • Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов

в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах

собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

  • Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение

вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы,

вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

  • Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и

объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии

сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

  • Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе

развивать коммуникативную функцию речи.

2.5. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

Месяц, неделя

Лексическая тема

Сентябрь

Первичное и углубленное обследование детей. Заполнение речевых карт. Подготовка и оформление  документации.

Октябрь, 1 неделя

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Октябрь, 2 неделя

Огород. Овощи.

Октябрь, 3 неделя

Сад. Фрукты.

Октябрь, 4 неделя

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Ноябрь, 1 неделя

Одежда.

Ноябрь, 2 неделя

Обувь.

Ноябрь, 3 неделя

Игрушки.

Ноябрь, 4 неделя

Посуда.

Декабрь, 1 неделя

Зима. Зимующие птицы.

Декабрь, 2 неделя

Домашние животные зимой.

Декабрь, 3 неделя

Дикие животные зимой.

Декабрь, 4 неделя

Новый год.

Январь, 1 неделя

У детей зимние каникулы.

Январь, 2 неделя

Мебель

Январь, 3 неделя

Грузовой и пассажирский транспорт.

Январь, 4 неделя

Профессии в транспорте.

Февраль, 1 неделя

Детский сад. Профессии.

Февраль, 2 неделя

Цвет. Форма. Величина.

Февраль, 3 неделя

Наша армия.

Февраль, 4 неделя

Стройка. Профессии строителей.

Март, 1 неделя

Весна. Приметы весны. Мамин праздник.

Март, 2 неделя

Человек и его тело.

Март, 3 неделя

Семья.

Март, 4 неделя

Наш город. Наша республика.

Апрель, 1 неделя

Что такое хорошо?

Апрель, 2 неделя

Космос.

Апрель, 3 неделя

Откуда хлеб пришел?

Апрель, 4 неделя

Почта.

Май, 1 неделя

День победы.

Май, 2 неделя

Насекомые.

Май, 3 неделя

Цветы.

Май, 4 неделя

Лето.

2.6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Критерии оценки уровня функции

Уровни освоения программы

1-низкий уровень, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – достаточный.

Название пособия

Сроки проведения

1. Звуко-произ-ношение

2. Фоне-матичес-кие про-цессы

3.Словар-ный запас

4.Грамма-тический строй речи

5.Связная речь.

6.Прост-ранствен-ная ориен-тировка.

7.Артикуля-ционная моторика.

8.Мелкая моторика.

1.Нарушение нескольких групп звуков.

2.Недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, при речевой нагрузке – общая смазанность речи.

3.Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.

4.Звукопроизношение в норме.

1.Не слышит данный звук в любой позиции.

2.Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.

3.С заданием справляется, но допускает ошибки.

4.Фонематические процессы в норме.

1.Активный словарь ограничен бытовым уровнем.

2.Владеет обобщающими понятиями. В речи в основном использует существительные и глаголы.

3.Использует все части речи. Но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимом испытывает затруднения.

4.Активный словарь близок к возрастной норме.

1.Речь резко аграмматична.

2.Допускает большое коли-чество ошибок в слово-изменении и словообразовании.

3. Допускает небольшое коли-чество ошибок в слово-изменении и словообразовании.

4.Грамматический строй близок к возрастной норме.

1.Фразовая речь резко аграмматична.

2.Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа, пользуется вопросно-ответной формой речи.

3.При составлении рассказа использует не более двух-трёх предложений.

4.Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

1.Не ориентируется на плоскости и в пространстве.

2.Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево.

3.Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.

4.Пространственная ориентировка соответствует возрасту.

1.Объём артикуляционных движений ограничен. Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.

2.Неполный объём артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.

3.Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

4.Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

1.Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).

2.Испытывает затруднения при выполнении динамических проб.

3.Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4.Мелкая моторика в норме.

-Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.

-РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. Дифференциция согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004

-Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

-Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по

развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.

-Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.

-Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошколь-ников.-РОСМЭН, 2014.

-Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

-Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006.

Сентябрь 2015,

 май 2016

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

3.1. Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы

1.        Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2.        Обеспечение  психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3.        Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4.        Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5.        Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития  в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

3.2. Условия и средства реализации программы

Организация предметно-пространственной развивающей среды

 Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда  в соответствии с Программой обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

              Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательной программы, учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

               Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Название образова-тельной области или темати-ческого блока

Центр речевого развития в кабинете логопеда.

Материалы, оборудование

Информационные

и технические средства обучения

Речевое развитие

1.Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.Стульчики и стол для занятий у зеркала.

3.Индивидуальные коробочки.

4.Соски, одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, бумажные салфетки.

5.Спирт, спиртовые салфетки.

6.Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов, трубочки и т.д.).

7.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

8.Логопедический альбом для обследования звукопроизношения

9.Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи

10.Артикуляция звуков в графическом изображении.

11.Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

12.Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов.

13.Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

14.Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

15.Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп

16.Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

17.Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.

18.Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фигуры, схемы для определения места звука в слове, лего-конструктор, магниты, прищепки разных цветов  и т.п.)        

19.Раздаточный материал для развития мелкой моторики (прищепки, колечки, шарики су-джок, шнурочки и др.)

20.Разрезной алфавит, магнитная азбука

21.Слоговые таблицы

22.Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.

23.Букварь Жуковой

24.Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.

25.Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе

26.Ребусы.

1.Музыкальный центр

2.CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации

3.Серия презентаций в соответствии с календарно-тематическим планом

4.Компьютер,

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.logoped.org

http://logoburg.com

http://www.logoped.ru

http://logopediya.com

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева – СПб.: Детство – Пресс, 2015.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.

3. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

5. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.

6. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н.Программа воспитания и обучения дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.

7. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Если у ребенка заикание…-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

9.  Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10.Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

11. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006.

12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.

13. Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004

14. Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

15. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.

16. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.

17.Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.

18.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

19. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

20. Узорова О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е. Нефедова.  – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.

21. Сайкина Е. Г.,Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

22. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

23.  Саморокова О. П. Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

24. Саморокова О. П. Щипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

25. Саморокова О. П. Сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

26. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков  Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

27. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков  Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

28. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

29. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 2 для закрепления произношения свистящих звуков С*, З* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

30. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

31. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

32. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 5 для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

33. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 6 для закрепления произношения звука Л* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

34. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 7 для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

35. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 8 для закрепления произношения звука Р* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

36. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

37. Краузе Е. Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.

38. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2006.

39. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

40. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

41. Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми/Анна Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

42. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

43. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2008.

44. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2008.

45. И. И. Волкова, О. Г. Волков Логопедические карточки

Азова О. И. Занимательное чтение. М.: ТЦ Сфера, 2008.

46. Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1987.

47.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

48. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.

Пояснительная запискаБольшое  внимание в решении задач умственного воспитания и  общего развития ребенка уделяется развитию речи....

Рабочая программа по коррекции речи детей подготовительной с ОНР

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года с использованием программы Нищевой Н. В., соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по коррекции речи детей младшей группы с ОНР

Программа составлена на основе программы Нищевой Н. В....

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада комбинир...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....