МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «НЕВЕРОЯТНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЗВУКА»
учебно-методическое пособие на тему

Бацылева Ольга Владимировна

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

«НЕВЕРОЯТНОЕ   ПРИКЛЮЧЕНИЕ

 ЗВУКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie.doc449.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«НЕВЕРОЯТНОЕ   ПРИКЛЮЧЕНИЕ

 ЗВУКА»

Выполнила: Бацылева Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель

Номинация «Музыкальный колейдоскоп»

2013 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 “Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития”.

Б. В. Асафьев.

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, меняются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. К ним, без сомнения, относится начальное музыкальное воспитание и обучение, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль.

В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромная, но условий и возможностей для этого практически нет.

Дети, которые каждый день нажимают на кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Взрослые обязаны дать ему понять и осознать, что основой любого творчества является идея, и она может быть выражена не только с помощью слов. “Обучение творчеству, или вернее обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека”(Маслоу 1997, с. 69).

Время информационных технологий требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самореализации человека.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сенситивным) периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. У современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению.

Именно музыкальные игры представляются мне эффективным средством развития творческой и разносторонней личности дошкольника, так как включают в себя слово, образ, музыку, танец, фантазию и сочинительство.

Основной вид деятельности дошкольника - это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие.

Музыкально-игровая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка.

Чтобы подойти к понятию творческой индивидуальности, следует разобраться в понятиях: индивидуальность, креативность, творчество.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, его неповторимость и уникальность.

В последнее время часто говорят о развитии креативной личности, о нестандартных подходах, о творческом потенциале человека. Проблема креативности выдвигается на передний план исследования самим процессом обновления современного общества. Понятие креативность более ориентировано на личность, в отличие от понятия творчество, которое ориентированного больше на деятельность и на ее результат. Креативность рассматривается как общая творческая способность, процесс преобразования знаний, связанных с развитием воображения и фантазии (внимание, впечатлительность, интуиция, выдумка, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность).

Следовательно, критериями творчества будут являться:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.

быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,

гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Условиями для реализации данной цели будут являться:

  • Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой.
  • Творческое развитие природной музыкальности ребенка.
  • Высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.
  • Создание ситуаций, в которых ребенок будет способен спонтанно выражать себя, проявлять свои собственные импульсы, в которых он будет импровизировать.

Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая способности каждого ребенка.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества.

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо “пребывать в ней” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребёнок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.

В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними, они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Музыкальную игру можно определить как духовно-практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного “Я” на языке художественных образов.

Музыкально-дидактическое пособие

 «Невероятные приключения звука»

Цель. Стимулировать развитие творческой личности дошкольника:

  • Развивать творческое воображение (найти своё собственное видение происходящего и с помощью музыкальных инструментов или каких-либо предметов озвучить  действия  персонажей сказки,  дать возможность детям фантазировать, проявлять творческую активность).

Материал. Коробка  с музыкальными инструментами и предметами, из которых можно извлечь какой-либо звук. «Телевизор» с игрушками к сказке «Теремок».

Ход игры.  Педагог вносит на занятие «телевизор» и объясняет детям, что у телевизора сломался звук. На «экране»  расположен домик.  Педагог начинает повествование сказки «Теремок». Ребенку предлагается выбрать какой-нибудь музыкальный инструмент  или какой-либо предмет из коробки и озвучить следующие слова: вот по полю мышка бежит… Затем другие слова: остановилась и стучит… Таким образом педагог предлагает ребенку озвучить всю сказку до конца.

Для такого  хода игры характерно  изменение игрового общения детей и педагога. Такая модель взаимодействия педагога и ребенка - наиболее эффективна  для решения нашей задачи, так как ребенок здесь выступает как ребенок-творец,  ребенок - ведущий. А взрослый (педагог), он  – ведомый, он – консультант и просто наблюдатель.

Данное пособие может меняться в плане наполнения музыкальными инструментами и предметами, из которых можно извлечь какой-либо звук,  в зависимости от действия, которое может происходить на «экране телевизора».

В данном пособии представлен самодельный «телевизор», красочно оформленная коробка с набором музыкальных инструментов и куклы изготовленные в  известной, но уже частично забытой технике папье-маше. Все элементы изготовлены из экологически-чистых материалов и не представляют опасности для детей.

Методика изготовления данного пособия.

 «Телевизор» - на каркас из деревянных реек крепится с помощью мебельного степлера белые пластиковые панели вырезанные по размеру. Стыки закрываются белыми пластиковыми уголками. Стыки пластиковых уголков замазываются специальной белой замазкой для пластиковых окон. Ножки телевизора выполнены из ножек старого кресла.

Коробка под музыкальные инструменты снаружи и внутри оклеивается красочной самоклеющейся бумагой.

Куклы – фигурки из папье-маше, изготавливаются в несколько этапов:

  1. Нужно приготовить массу папье-маше. Для этого нужно взять несколько рулонов самой дешевой туалетной бумаги, порвать на  мелкие куски,  залить все это горячей водой горячей водой и оставить на несколько часов (лучше на ночь) для набухания.
  2. Полученную «кашу» нужно выложить в марлю и отжать как можно сильнее. Оставить на некоторое время просохнуть в разложенном виде. Я оставляла почти до полного высыхания.  
  3. Полученную массу измельчить с помощью кухонного комбайна. Получится сухая туалетная стружка.  Для формирования конечной массы для лепки требуется добавить в эту сухую стружку шпатлевку и клей ПВА до консистенции, пригодной для лепки (на 4 рулона туалетной бумаги – 5 столовых ложек шпатлевки и клей ПВА по желанию).

Изготовление куклы:

Нужно взять газету, сформировать её, с помощью сжатия в некую болванку, если у будущей куклы будут выпуклые места, туда можно прикрепить более мелкие куски жатой газеты. Элементы можно фиксировать с помощью бумажного скотча.

        Затем форма из газеты плотно оборачивается фольгой.

        Затем наносится готовая масса папье-маше тонким слоем. Для формирования головы, ушей, носа, лап наносим более толстый слой, разравниваем и формируем куклу с помощью смоченных в воде рук.

        

Прежде чем расписывать  изделие, нужно дождаться полного высыхания, а для достижения большей устойчивости можно обработать дно шкуркой.

        Роспись полученной игрушки я делала акриловой краской, т.к. она не размазывается, не мажет руки и не обладает каким-либо запахом. Для более длительного использования игрушку можно покрыть акриловым лаком. Но я этого не делала.  На мой взгляд, такое изделие приобретает излишний блеск и теряет свою индивидуальность.

Спасибо. Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

настольная музыкально-дидактическая игра "Приключение Буратино"

Распечатайте игру на цветном принтере (4 листа), склейте их скотчем , а сверху заламинируйте, для прочности, еще понадобятся фишки и кубик.Дети играют с удовольствием. По этому принципу можно придумат...

настольная музыкально-дидактическая игра "Приключение Буратино"

Распечатайте игру на цветном принтере (4 листа), склейте их скотчем , а сверху заламинируйте, для прочности, еще понадобятся фишки и кубик.Дети играют с удовольствием. По этому принципу можно придумат...

Музыкально-дидактическая игра "Звуки природы"

Эта музыкально-дидактическая  игра систематизирует знания о музыкальных инструментах•Учит детей развивать музыкальное творчество•Учит детей различать тембр музыкальных инструментов, силу звучания...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Учебно-методическое пособие по ознакомлению дошкольников с нотной грамотой, развитию звуковысотного слуха, музыкальной памяти и восприятия, цветного видения звуков....

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальные приключения гномиков"

Музыкально-дидактическая игра с кубиком и фишками интересна для детей, а также развивает их музыкальные способности....

Музыкально -дидактическая игра "Как услышать звуки природы"

Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе. Развитие голосового аппарата, расширение певческих навыков детей....

Конспект занятия с использованием музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста «Веселое приключение»

Конспект занятия с использованием музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста....