Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

В помощь воспитателям старших и подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_poznavatelno.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по познавательно-исследовательская деятельности

Месяц, неделя

тема

цели

литература

Сентябрь

III

Русские обычаи. Гостеприимство

Знакомить детей со старинной русской
жизнью. Объяснить, откуда произошли русские обычаи - гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические
корни. Одновременно повторить с детьми современные правила поведения в гостях, приема гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе.

Воспитывать у детей интерес к истории род-
ной страны, русского народа. Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе
другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

Обогащение словаря: гостеприимство, хлебосольство, радушие, сострадание, помочь (помощь) - устаревшее.
Активизация словаря: хлеб и соль, чаепитие, чистоплотность, доброта, сочувствие, пир на весь мир, пир горой, угощение;
утешение, добро, помощь, нужда.

«Приятного аппетита!» - дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание

этикета во время еды за столом.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 91

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.41

IV

Воспоминания о лете

Викторина «Воспоминания о лете» - способствовать закреплению знаний и представлений детей о лете, его признаках; актуализировать летние воспоминания у детей; побуждать составлять рассказы на основе воспоминаний; способствовать развитию связной речи, творческого воображения, произвольного внимания, умения работать в команде; вызвать любовь и уважение к родной природе.

«Почему песочные часы называют песочными?» - закрепить свойства песка и глины

Интернет-ресурсы

Е. А. Мартынова,

И. М. Сучкова

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет», стр.219-220

V-I

Мой детский сад. Профессии

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать; расширить знания о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, логопед; пробуждать интерес к разным профессиям.

«Песчаный конус» - помочь определить, может ли песок двигаться.

Интернет-ресурсы

Е. А. Мартынова,

И. М. Сучкова

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет», стр.220-221

Октябрь

II

Овощи. Огород

Продолжать  знакомить с видами  работы  на  огороде Закрепить  знания  об  овощах (характеристика :цвет ,форма ,вкус )  Учить  согласовывать  существительные  с  прилагательными  в роде и падеже. Воспитывать  уважение  к труду  взрослых ,желание  помочь.

«Живой кусочек?» - установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для роста растения. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми, создать условия для расширения представлений о растениях

Интернет-ресурсы

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.42

III

Фрукты. Сад

Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать детямо пользе овощей и фруктов для человека - это источник витаминов ижизненной сипы для человека, очень вкусный продукт питания. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов - консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков.

Знакомство с фруктами и ягодами – учить различать грушу, сливу, смородину и малину. Знать названия плодов, их сенсорные характеристики.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 36

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.35

IV

Золотая осень. Деревья

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарем; воспитывать чувство любви к родной природе; продолжать приобщать детей к русской народной культуре; развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.
Развитие словаря детей:

•        активизация «осеннего» словаря: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть; о цвете листвы - багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая. Слово-
образование: осень - осенью, осенний, по-осеннему;
листья - листва, лиственный, листопад, листопадничек;

•        обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь - рябинник, хмурень. листопадник; октябрь - листобой, мокрохвост, свадебник; ноябрь - подзимник. грудень.

«Может ли растение дышать?» - выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 26

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников,

Стр55-57.

V

Лес. Ягоды. Грибы.

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

« Как отличить двойника» - научить детей отличать съедобные грибы и ягоды от несъедобных; учить правилам поведения в лесу.

Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие )», стр. 198

Интернет-ресурсы

Ноябрь

II

Домашние животные и птицы.

Закрепить названия домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека; объяснить, что домашних животных не может заменить машина; рассказать о пище домашних животных; объяснить происхождение слова «домашние».
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера; развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту; воспитывать любознательность; формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе;
воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.

Работа по словообразованию: корова - бык - теленок (телята);
свинья - хряк - поросенок (поросята); лошадь - конь (жеребец) - же-
ребенок (жеребята); коза - козел - козленок (козлята); овца - ба-
ран - ягненок (ягнята);

работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один поросенок, три поросенка, пять поросят; один
теленок - четыре теленка - десять телят и т.д.); названия построек для домашних животных: корова - коровник,
свинья - свинарник; конь - конюшня.

Наблюдение за животными в разной обстановке (дома, на улице, в зоопарке, в цирке), обмен информацией – развитие связной речи.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 51

Интернет-ресурсы

III

Дикие животные Средней полосы России.

Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?» -закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; учить находить необходимые им знания в книгах; объяснить, что в природе всё взаимосвязано, в ней нет  «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых, представителей живой или неживой природы; развивать и поощрять в детях познавательную активность,
интерес к познанию нового; развивать логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Рассматривание и сравнение лисы и собаки - уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собак и лисы; выявить представления детей об особенностях жизни этих животных(где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются); развивать умения сравнивать объекты природы; систематизировать знания детей с помощью моделей; формировать умение выделять существенные признаки при обобщении: звери, птицы, рыбы, насекомые( логические задачи); развивать мышление, учить думать. Отстаивать свое суждение, развивать память.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 56

О.А.Воронкевич

« Добро пожаловать в экологию!» часть 2 ,

Стр79-80.

IV

Дикие животные полярных районов Земли и жарких стран

Объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны» . Познакомить с
самым жарким континентом – Африкой.
Воспитывать у детей любовь к природе, развивать их любознательность и воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря: тигры, слоны, медведи, обезьяны, львы, леопарды, жирафы, попугаи, павлины.
Обогащение словаря: антилопы. страусы, грифы, туканы. райские птицы, колибри.

Познакомить детей с животными полярных районов Земли, систематизировать знания об этих
животных.

Почему у верблюда такая необычная форма носа? - выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 61, 66

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.47

Декабрь

I

Зима. Зимующие птицы.

Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как
дитя»), вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах.

Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.

Расширить знания детей о зимующих птицах Донского края, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются птицы, как находят себе пищу. Рассказать о том. как птицы готовятся к зиме.

«Что мы знаем о зимующих птицах?» - закреплять представления детей о зимующих птицах нашей области, их образе жизни посредством ситуативного разговора «Что мы знаем о птицах? »; развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 84

Интернет-ресурсы

II

Одежда и обувь (расписные узоры).

Обратить внимание на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными,, дать представление о профессиях: модельер, обувщик, закройщик, портной, парикмахер, косметолог.  

«Мир ткани» - называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Интернет-ресурсы

III

Об огне и пожаре.

«Чтобы не было беды» - познакомить детей с добрыми и злыми делами огня; рассказать, что огонь издавна был другом человека; учить осторожному обращению с огнем, с электроприборами; воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.

«Капелька света» - познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 17

Интернет-ресурсы

IV

Новый год.

«Новый год у ворот» - ознакомить с историей новогодней елки, елочной игрушки, дать сведения кто такой и где живет Дед Мороз, откуда и когда появилась Снегурочка с Дедом Морозом.

«Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) - уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой).

Интернет-ресурсы

Январь

III

Народные праздники на Руси (Городецкая роспись).

Познакомить детей с праздником народного календаря и православным: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь, развивать диалогическую речь. Повторять колядки, четко произнося все звуки и окончания в словах. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны и области.

Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры. Что тяжелее: снег в воде или земля в воде? (Увеличение объемов жидкости).

Интернет-ресурсы

IV

Игрушки. Дымковская игрушка.

«Игрушки не простые – глиняные, расписные» - рассказать историю дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Глиняные игрушки - развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет; величину.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 90

Е. А. Мартынова,              

И.М. Сучкова

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей2-7 лет», стр94-95.

V

Посуда. Сине-голубая гжель.

Познакомить с историей создания посуды, уточнить и активизировать словарь по теме.

Сервируем праздничный стол - учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований; совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом).

Интернет-ресурсы

Февраль

I

Мебель. Золотая хохлома.

Уточнять и расширять представления детей о предметах мебели, материалах из которых она изготовлена, истории ее происхождения, использования ее человеком посредством дидактических игр; активизировать в речи детей названия предметов мебели.

«Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича» - уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий - шершавый, теплый -холодный, прочный -хрупкий, мягкий -твердый, тяжелый -легкий, металл нагревается, дерево горит; учить сравнивать предметы по характерным признакам; продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы; развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи.

Интернет-ресурсы

II

Мой родной край. Донская роспись.

Расширять знания детей о красоте Донского края, животного и растительного мира, о населении Донского края, его занятиях, одежде и быте.

Опыт «Таинственные письмена»: послание от казаков атамана Платова потомкам - развитие познавательно-исследовательского интереса путем показа занимательных опытов.

Интернет-ресурсы

III

Наша армия.

Закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о Российской Армии. Активизировать словарь детей словами, относящимися к армии. Воспитывать у детей уважение к воинам РА, желание в будущем стать защитниками Отечества.

«Как распространяется звук?» - знакомство с распространением звуковых волн.

Интернет-ресурсы

IV

Москва – столица России.

Познакомить с достопримечательностями Москвы, её памятными местами, памятниками архитектуры и древности; объяснить, почему главная площадь Москвы называется Красной.

«Мир бумаги» - познакомить с различными видами бумаги( салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умения сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 6

Е. А. Мартынова,              

И.М. Сучкова

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей2-7 лет», стр253.

Март

I

О любимых мамах.

Актуализировать представления детей о взаимоотношениях в семье, о том, как мама заботится о детях, учит их.

Анкетирование детей «Моя семья». Цель: выявить знания детей о своей семье: имя, профессию мамы, папы, бабушек и дедушек

Интернет-ресурсы

II

Ранняя весна.

Выделить приметы ранней весны; развивать интерес к познанию природы. Активизация словаря: проталина, капель, оттепель, сосулька, потепление, ручейки, снеготаяние, наст, ноздреватый снег.

Обогащение словаря: кучевые облака, весеннее равноденствие, ледоход.

Смена времен года – показать детям на наглядной модели причину смены времен года; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 39

III

Перелетные птицы.

Обобщить знания детей о перелетных птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Почему говорят: «Как с гуся вода?» -  установить связь между строением и образом жизни птиц. Развивать познавательную активность у

детей, умение делать предположений и делать выводы.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 77

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.36

IV-I

Вода и водные обитатели.

«Морские чудеса» - познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных  особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

«Почему воду нужно беречь?» - привить навыки экологически грамотного поведения в быту,

научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)», стр. 82

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.39

Апрель

II

Водный транспорт.

Закрепить названия водных видов транс-
порта. Проследить вместе с детьми историю развития водного транспорта: от плота к лодке, затем к парусным кораблям, к гребным судам (галерам), от парохода к теплоходу, затем к судам на подводных крыльях и к подводным лодкам. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям «водных» профессий, интерес к водным путешествиям, романтике дальних странствий.
Продолжать работу по словообразованию: корабль - кораблестроители -
корабельщики - корабельный; парус - парусник; море - моряк - морской; река - речник - речной;

объяснить значения составных слов пароход, теплоход, ледокол.

Обогащение словаря: галера, бригантина, фрегат, каравелла.
Активизация словаря: капитан, боцман, кок, штурман, радист, юнга.

Путешествие по реке Дон - формулировать представления у детей о свойствах бумаги размокать в воде; продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез детьми. Развивать умения выражать свои мысли понятно для окружающих, обогащать словарь детей.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 74

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.38

III

Воздушный транспорт. Космос.

Познакомить детей с еще одним видом
транспорта - воздушным. Рассказать об истории воздухоплавания.

Воспитывать уважение к труду людей,
строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Продолжать работу по словообразованию: летать -полет - летчик - самолет - вертолет; активизация или
обогащение словаря детей названиями «воздушных» профессий: пилот или летчик, радист, штурман, инженер,
стюардесса, вертолетчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолетостроители, техники и др.
Обогащение словаря: летчик-испытатель, штурман, бортинженер, авиаконструктор, авиадиспетчер, стюардесса; планер, дельтаплан; самолетостроение.

«Далеко - близко» - познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 79

Интернет-ресурсы

IV

Цветущая весна.

«Первоцветы» - уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать бережное отношение к природе.

«Чем пахнет воздух?» - учить детей различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.

Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)», стр. 101

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.40

V

Насекомые.

«Кто такие насекомые?» - познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; пробуждать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

«Как спрятаться бабочкам?» - найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, которые позволяют приспособиться к жизни в

окружающей среде.

Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)», стр. 112

Ахметова Г. С.

«Поисково-

познавательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста», стр.35

Май

I

День Победы.

Закрепить представления о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

«Что такое родословная семьи?» - знакомство с понятием «родословная семьи», выявление родословной своей семьи.

Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 77

Интернет-ресурсы

II

Наземный транспорт. ПДД

Объяснить, что в большом городе все движение - и машин, и пешеходов - подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения; напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по подземному переходу, по переходу «зебре», по сигналу светофора, там, где повешен знак «Пешеходный переход»;

объяснить значение некоторых дорожных знаков
(«Въезд запрещен», «Дети», «Дорога с односторонним движением»; объяснить, что безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила дорожного движения;

воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

«Какая дорога безопасней?» - определение и сравнение длины тормозного пути машины (механическая игрушка) на гладкой и неровной поверхности.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 20

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности

Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами....

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вер...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...

перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе

перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

Перспективное планирование для учителей - дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ в подготовительной группе....