Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Долгова Анна Николаевна

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе по программе «От рождения до школы»

Составители – Копалина В.В., Долгова А.Н.

Месяц

Тема

Работа с семьей

Совместная организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность и деятельность в режимных моментах

Сентябрь

Здравствуй детский сад: Детский сад. Игрушки.

Составление рассказа об игрушках дома по плану (познавательно-исследовательские действия)

- Составление загадок – описаний об игрушках на основе результатов обследовательских действий

-Игра «Что бывает таким же» (материалы на ощупь)

-Ситуации общения «Куда бегут тучи?» (движение облаков и туч)

-Отгадывание загадок об игрушках

-Сухой бассейн с песком и игрушками

Осень: Признаки.

Рисование листьями дома – отпечатки (гуашь и листья)

-«Человек. Звук и слух»

-Игра «Отгадай, что шумит» (бросовый материал, бумага)

-Ситуации общения «Откуда берется дождь»

-Беседа «Зачем человеку уши»

-Сухой бассейн (горох и фасоль)

-Рисование осенних деревьев песком

Осень: Овощи, фрукты.

Изготовление штампов из картофеля дома, рисование штампами

- «Что нам осень подарила» (с обследованием овощей и фруктов)

-Игра «Отгадай по запаху»

-Игра «Чудесный мешочек» (с овощами и фруктами)

-Д/и «Приготовим обед»

-Отгадывание загадок про фрукты и овощи

-Штампы из овощей и фруктов

Октябрь

Осень: Грибы. Ягоды.

Сравнение косточек абрикоса и яблока дома

-«Что внутри косточки?»

-Д/и «У кого какие детки?» (семена и косточки)

-Беседа «Детки в клетке» (рост растений из семян и косточек)

-Поделки с семенами и косточками

-Отгадывание загадок про грибы и ягоды

Мой дом: Кухня. Посуда.

Опыт «Просеивание муки и соли» (с ситом, сравнение)

-«Волшебное сито» (знакомство с ситом)

-Ситуации общения «Какая бывает земля?» (свойства почвы)

-Игра «Отгадай на вкус» (ягоды)

- Сравнение капель дождя (ливень, изморозь) (из окна)

-Сухой бассейн с песком и игрушками

-Рассматривание ряби и волн на лужах во время ветра (на улице)

Мой дом: Квартира. Мебель.

Опыты «Тонет – не тонет», «Цветная водичка»

-«Вода и ее свойства»

-Сравнение дождевой воды и водопроводной

-Беседа «Горячая и холодная вода»

-Опыты с водой (погружение игрушек в воду, окрашивание воды)

Мой дом: Одежда. Обувь.

Изготовление цветных мыльных пузырей дома

-«Делаем мыльные пузыри»

-Опыт «Где вода?» (впитывание воды песком и землей)

-Ситуации общения «Враг микробов» (свойства и виды мыла)

-Сравнение капель дождя (ливень, изморозь) (из окна)

-Опыты с водой (текучесть)

-Сухой бассейн (бобовые)

Ноябрь

Мой дом: Правила этикета.

Сбор коллекции из камней, изготовление поделок из камней

-«Камни» (классификация по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности)

-Д/и «Чудесный мешочек» (с предметами)

-Беседа «Зачем нам нужна вода?» (польза воды для человека)

-Сравнение камней (форма, цвет, поверхность)

Мой дом: Домашние животные.

Опыт «Лимонный сок» (отжимание сока). Сравнение сока и воды.

-«Чистая водица ни с чем не сравниться» (сравнение воды и молока, свойства разных жидкостей)

-Ситуации общения «Хрустящие лужицы» (появление льда на лужах)

-Д/и «Что звучит?» (муз. инструменты)

-Рассматривание снега, его таяния на ладони (на улице)

-Рисование на песке ватными палочками

Мой дом: Домашние птицы.

Опыт «Что станет с глиной на открытом воздухе» (сравнение с пластилином)

-«Можно ли менять форму камня и глины?» (свойства глины)

-Опыт «Где вода?» (с песком и глиной)

-Беседа «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе)

-Лепка из глины

-Опыты с водой (впитывание воды губкой)

Мой дом: Комнатные растения.

Беседа «Наши цветы» (рассматривание и сравнение домашних цветов)

-«Как помочь растению?» (основные потребности растений)

-Опыт с отсроченным результатом «Свет и растения» (темное и светлое помещения)

-Лепка комков из снега (свойства снега)

Декабрь

Зима: Книга – источник знаний.

Опыт «Замерзающая вода» Пускание бумажных самолетиков.

-«Бумага» (история бумаги и ее современные виды)

-Опыт «Лед – замерзшая вода» (таяние льда в тепле)

-Беседа «Сохраним лес вместе» (изготовление бумаги из древесины)

-Опыт «Чей корабль быстрее поплывет?» (бумажные кораблики)

Зима: Признаки. Зимняя одежда. Обувь.

Составление схемы «Что дают нам животные» (молоко, шерсть, мясо и т.д.)

-«Шерсть» (свойство шерсти, процесс изготовления)

-Опыт «Что растворяется в воде?»

-Беседа «Откуда появилась шерстяная нить» (знакомство с прялкой)

-Сухой бассейн

-Опыт «Пузыри в воде» (стаканы с водой, трубочки)

Зима: Зимние забавы.

Опыт «Куда делся снег» (таяние снега в тепле)

-«Измерение. Вес. Зачем нужны весы?» (знакомство с весами; зависимость веса от размера предмета и материала)

-Ситуации общения «Деревья в серебре» (иней)

-Опыты «Что тяжелее?»

-Рассматривание разных весов (область применения)

-Взвешивание предметов на весах

-Рассматривание снега в сильный мороз (рассыпчатый, нелипкий) (на улице)

Зима: Новый год.

Игра «Что шуршит?» (разные виды бумаги)

-«Бумага. Праздничная открытка» (виды бумаги, их сравнение)

-Опыты с водой «У воды нет вкуса и запаха»

-Ситуации общения «Узоры на окне»

-Разрезание ножницами разной бумаги, комкание бумаги (звук)

Январь

Зима: Дикие животные.

Составление карты «Получение разных цветов и оттенков» (смешивание красок)

-«Цвет. Смешивание красок» (белая гуашь и цветная гуашь)

-Опыты с палитрой (получение новых цветов)

-Беседа «Семь цветов у радуги» (основные цвета)

-Рисование штампами на бумаге

Зима: Зимующие птицы.

Помощь в организации выставки в группе «Деревянные предметы»

-«Дерево и его свойства» (почему дерево плавает)

-Беседа «Приключения карандаша» (представления о свойствах дерева)

-Рассматривание пера птицы

-Ситуации общения «Как птица летает»

-Подсыпание разных круп в кормушку. Наблюдение за тем, какие крупы больше нравятся птицам. (на улице)

Февраль

ОБЖ: Транспорт.

Игра «Где ты, отражение?» (поиск предметов, которые могут отражать, рассматривание отражений)

-«Свет вокруг нас» (принадлежность к природному или рукотворному миру, назначение)

-Ситуации общения «Что отражается в зеркале?»

- Опыт «Отражение предметов» (поиск предметов, которые могут отражать)

-Беседа «Зачем человеку глаза»

-Установка флюгера (определение направление ветра)

ОБЖ: ЗОЖ. Человек. Здоровье.

Рассматривание и сравнение обычной и энергосберегающей ламп.

-«Что защищает наше тело?» (кожа и ее свойства)

- Опыты с зеркалом «Солнечные зайчики»

-Ситуации общения «Такая разная кожа» (цвет кожи у животных и людей)

- Игры с солнечными зайчиками

-Рисование красками на мятой бумаге

Семья: Папин праздник.

Рисование гуашью на улице.

-«Вода и ее свойства. Изготовление цветных льдинок» (вода при замерзании принимает форму емкости, теплая вода замерзает медленнее)

- Опыт «Тень»

-Ситуации общения «Почему бывает темно?» (солнце и его свет)

-Рассматривание и сравнение тени разных по размеру предметов (на улице)

-Рисование на льдинках красками (на улице)

Семья: Моя семья.

Опыт «Вулкан в ложке» (взаимодействие соды и уксуса)

Игра «Угадай на вкус»

-«Вода и снег» (свойства снега и воды; взаимодействие воды и снега: таяние снега в воде)

-Беседа «Наш помощник – язык»

-Игра «Определи на вкус»

-Опыт «Оттаивание льда на предметах на ткани и в воде»

-Игра «Что отражается в зеркале?»

-Сухой бассейн (фасоль)

Март

Семья: Мамин день.

Рассматривание подтаявшего снега

-«Резина» (свойства, сравнение с тканью)

-Ситуации общения «Фонарик»

-Теневой театр

-Игры с солнечными зайчиками

Мой город. Моя страна: Труд взрослых. Профессии.

Помощь в организации выставки в группе «Что бывает из пластмассы».

-«В мире пластмассы» (свойства)

-Ситуации общения «Музыкант – ветер» (завывание ветра, свисток, дудочка)

-Посадка луковиц в банки с водой

-Наблюдение за ростом стеблей лука

-Наблюдение за изменением снега (липкий, крупные зерна) (на улице)

Мой город. Моя страна: Наш город.

Ведение дневника наблюдений за погодой

-«Движение. Упрямые предметы» (знакомство со свойством предметов -  инерцией)

-Опыт с отсроченным результатом «Большой и маленький сугроб» (измерение высоты сугробов, установление закономерности уменьшения размера сугробов под солнечными лучами)

-Игра «Определи на вкус» (кислые, сладкие и соленые продукты)

-Наблюдение «Где снег не тает?» (на улице)

-Наблюдение за ростом стеблей лука

Мой город. Моя страна: Народная культура.

Замачивание семян овса, наблюдение за прорастанием

-«Воздух и его свойства»

-Ситуации общения «Воздушные шары» (надувание, спускание)

-Беседа «Почему дни стали короче»

-Наблюдение «Где будут первые проталины?» (на улице)

-Наблюдение за ростом стеблей лука

Апрель

Весна: Признаки.

Опыты с водой «Перенесем воду в чашку губками»

-«Растительный мир. Посадим фасоль»

-Беседа «Откуда берется дым»

-Опыт «Тепло-холодно» (образование почек и распускание листьев на ветке березы)

-Наблюдение за солнцем, долготой дня

Весна: Животные весной. Перелетные птицы.

Наблюдение за птицами

-«Как дышать в космосе?» (свойство воздуха – давление)

-Беседа «Как я дышу» (органы дыхания человека, принцип дыхания)

-Опыт с насосом «Потрогаем воздух»

-Наблюдение за ростом фасоли, ведение дневника наблюдений

Весна: Первоцветы. Насекомые.

Наблюдение за кипящей водой (испарение)

Помощь в организации выставки на группе «Что бывает из стекла»

-«В мире стекла» (свойства)

-Опыт «Куда делась водичка?» с отсроченным результатом (испарение воды)

-Игра «Определи по запаху»

-Наблюдение за образованием почек на деревьях (на улице)

Мониторинг.

Игры с резинками «Кто дальше стреляет»

-«Измеряем воду» (свойство воды сохранять количество независимо от объема и формы сосуда)

-Ситуации общения «На что похожи облака»

-Опыт «Тонет – не тонет»

-Опыты с водой (переливание воды в разные сосуды)

-Наблюдение за ростом фасоли, ведение дневника наблюдений

Май

Мой город. Моя страна: День Победы.

Опыт с бумагой «Влажные ладошки» (изменение бумаги при соприкосновении с влажной ладонью)

-«Что для чего. Бумага, пластмасса, дерево и стекло» (прочность, гибкость, способность плавать, измерение веса, свойства предмета и его назначение)

-Опыт «Смешные картинки» (рисование красками на мокрой бумаге)

-Ситуации общения «Куда исчезли мокрые следы на асфальте»

-Наблюдение за появлением травы, цветов мать-и-мачехи (на улице)

-Сухой бассейн (песок и игрушки)

Скоро лето. Лето: Признаки. Цветы.

Опыт «Сохнет – не сохнет» (высыхание разных видом ткани)

-«Такая разная ткань» (свойства разных видов ткани, применение, взаимодействие с водой)

-Ситуации общения «Как с гуся вода» (клеёнка)

-Наблюдение за появлением листьев на деревьях (на улице)

Лето: Летние виды спорта.

Полив комнатных цветов, наблюдение за впитыванием воды землей до и после рыхления

-«Зачем растениям нужен корень?»

-Опыт «Такой разный песок» (влажный и сухой)

-Рисование штампами на ткани

Лето: Безопасный отдых.

Наблюдение за муравьями

-«Материалы» (сравнение свойств)

-Наблюдение за насекомыми «Где живут насекомые?»

-Беседа «Белые ночи на севере»

-Опыты с водой и песком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в средней группе по программе "От рождения до школы"

Перспективное тематическое планированиеОбразовательная область «Познавательное развитие»Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»Средний дошкольный возраст Составила: Воспитатель  ...

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в средней группе

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в средней группе ДОУ...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

Перспективное планированиепо познавательно-исследовательской деятельности в средней группе....

Перспективное планирование по художественно-эстетической деятельности в средней группе

Перспективное планирование по художественно-эстетической деятельности в средней группе...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе...