ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА ИЛИ КАК БЫСТРО И ИНТЕРЕСНО УЛУЧШИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПОВЫСИТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКА.
статья на тему

Казанцева Юлия Вячеславовна

Ни для кого не секрет, что нынешняя  современная жизнь  очень сложна, многогранна и требует  от нас  психологических и физических   затрат необходимых  для  решения тех или иных задач. К сожалению это относится не только к взрослому населению, а даже большей частью затрагивает детей школьного возраста, которые подвергаются очень сильным стрессам и напряжению,  связанных  с учебной деятельностью, с социализацией и адаптацией  в быстро меняющемся мире и многим  другим факторам. Именно поэтому  я, исходя из своего опыта, пришла к решению необходимости  включать в практическую деятельность школьного психолога эффективные средства , помогающие восстановить душевный баланс, повысить работоспособность, а также просто помочь детям снять эмоциональное напряжение. Очень полезным и  доступным  методом для решения этих задач, является «Гимнастика для мозга», которую может проводить не только психолог, а и учитель в начале, середине или конце урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА  

ИЛИ  

КАК   БЫСТРО И ИНТЕРЕСНО УЛУЧШИТЬ  ЗДОРОВЬЕ  И  ПОВЫСИТЬ УЧЕБНУЮ  МОТИВАЦИЮ  ШКОЛЬНИКА.

Ни для кого не секрет, что нынешняя  современная жизнь  очень сложна, многогранна и требует  от нас  психологических и физических   затрат необходимых  для  решения тех или иных задач. К сожалению это относится не только к взрослому населению, а даже большей частью затрагивает детей школьного возраста, которые подвергаются очень сильным стрессам и напряжению,  связанных  с учебной деятельностью, с социализацией и адаптацией  в быстро меняющемся мире и многим  другим факторам. Именно поэтому  я, исходя из своего опыта, пришла к решению необходимости  включать в практическую деятельность школьного психолога эффективные средства , помогающие восстановить душевный баланс, повысить работоспособность, а также просто помочь детям снять эмоциональное напряжение. Очень полезным и  доступным  методом для решения этих задач, является «Гимнастика для мозга», которую может проводить не только психолог, а и учитель в начале, середине или конце урока.

 В нашей гимназии с этого учебного  года был пробно введен небольшой комплекс упражнений из цикла «Гимнастики для мозга», который активно проводился с учащимися начальной школы, а также частично с ребятами из среднего звена. Должна отметить, что данные мероприятия  прошли успешно и были приняты на «ура» как учениками, так и учителями гимназии. Теперь хотелось бы немного подробнее рассказать о самой  гимнастике, об истории возникновения данного комплекса, а также изложить  значение введения в учебный процесс  упражнений «для мозга».

 Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

Вот тут то как раз и  приходит на помощь «гимнастика для мозга» или выражаясь научным языком -кинесиология .

При помощи комплекса специальных «кинесиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образовательная кинесиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).

Образовательная  кинесиология  -это система , помогающая обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Эти упражнения помогают облегчить восприятие   и понимание учебных материалов, а также помогают  освоению новых навыков.

Гимнастика Мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые могут использоваться на любом уроке, т.к. занимают немного времени, а приносят несоизмеримую пользу.

Хочу привести в пример небольшой комплекс упражнений, который может быть использован как учителем на уроке, так и родителями дома, так как он довольно прост и не занимает много времени. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию, усиливают мотивацию к учебе  и к тому же несут оздоровительный характер.

1 упражнение «Хлопки». Прохлопываем любой ритмический рисунок либо просто даём задание последовательно  повторить  и запомнить некую комбинацию.

Например: 2 хлопка перед собой, 1 за спиной,2 по коленям …. Таким образом, меняем комбинации, чередуем  и «включаем»  мозг.

2 упражнение «Колено –локоть».

Исходное положение: Стоя. 
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

3 упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

4 упражнение «Плечо- пояс»

Левую руку кладём на правое плечо , а правую руку на пояс, затем меняем местами быстро чередуя, можно усложнить вставить хлопки по коленям или над головой.

5 упражнение “Кнопки мозгаПоложите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

6 упражнение «Думающий колпак»

Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди. И мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.Поворачиваем голову влево до предела. Берем себя за уши и массируем, позволяя своей голове, глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массируем несколько раз сверху вниз. Когда голова повернется до предела – достаточно. Поворачиваем голову вправо.(повторяем)

В заключении хочется ещё раз сказать о важности и раскрыть значимость «Гимнастики для мозга» в процессе обучения детей .Несомненно выполнение данных упражнений необычно, интересно и увлекательно  для школьников ,  а также способствуют  улучшению  состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности. Здесь выполняется сразу несколько  важных задач:

-создание здоровьесберегающей среды в классе с помощью специальных кинесиологических упражнений

 - восстановление  баланса  энергии в теле учащихся;( снятие блокировки мышц, возникшую в результате стресса)

 - восстановление  межполушарного  взаимодействия  и  налаживание  контакта между мозгом человека и его телом…

 - пропаганда здорового образа жизни. 

Уважаемые коллеги! Используйте эти простые упражнения в своей практике , наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих учеников.

Удачи Вам  и здоровья!

Казанцева Ю.В.     педагог-психолог    ГБОУ  гимназии №1512