Коммуникативные игры для дошкольников
статья на тему

Ушакова Елена Юрьевна

Рекомендации педагогам в использовании коммуникативных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx6.94 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры для дошкольников.

  Дошкольное детство представляет важный период становления личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы взаимодействия (в виде комплекса оживления), возникновения потребности общения со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведения законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, во время формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

  Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что предполагает новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка не только сформировано мотивационно-потребностная сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, то ему легче адаптироваться в новом школьном коллективе и он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно формировать у воспитанника коммуникативную компетентность, помогающую ему эффективно общаться с другими людьми.

  Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и "проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств."

 Коммуникативная компетентность определяется уровнем овладения коммуникативными умениями, под которыми понимается "освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умения входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намериния, предвидеть ркзультаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение."

  Рассморим некотые причины, влияющие на возникновение у дошкольников трудностей в общении.

  На своевременном этапе отмечаются повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3  лет и усиления образовательной нагрузки в период дошкольного детства. Все это вызывает рост нервно-психтческих заболеваний у детей, посещающих дошкольное учреждение. В процессе общения это может быть выраженог в прямой агрессии, не желании общаться, в конфликтах со сверстниками, капризах. Как показывают наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции: недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость. Это становится барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

  Еще одной причиной мешающей детям нормально взаимодействовать, является то, что часть их, в силу ряда причин попадает в возрасте 5-6 лет. Такие дети не имеют навыки общения, которые преобретаются воспитанниками в играх друг с другом. Часто родители приносят в жертву ранней интеллектуализации ребенка его физическое, психическое и социальное развитие.

  Таким образом, перед педагогом стоит задача создания условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувтства увенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.

 Выделяют следующие проблемные формы межличностных отношений между дошкольниками:

- агрессивность, проявлющаяся в драчливости, крикливости, грубости, эмоциональной напряженности ребенка;

- обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании воспитанником отвержении или игнорирования со стороны сверстников;

- застенчивость, которая находит выражение в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед партнером по общению;

- демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.

  Все негативные формы межличностных отношений характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать другого человека.

  Коммуникативное развитие долно осуществляться вл всех сфераз деятельности детей: игровой, трудовой, позновательной и т.д.

  Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.

  Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людим, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учиться выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных кантактов) и преобретает знания норм и правил поведения. Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности является:

- готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим и желания общаться;

- умение вступать в контакт, связанное с легкостью установления коммуникативных связей;

- инициативность общения, проявляющаяся в стремление к самостоятельным действиям и способности взять на себя роль лидера;

- выразительность общения, означающая умение естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации;

- эмпатия, пердставляющая собой постижение эмоционального состояния другого человека и сопереживания ему.

  Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдений следующих условий:

- умение принимать детей такими, какие они есть;

- учета индивидуальности каждого маленького человека;

- умение принять любой выбор ребенка;

- желание играть вместе с детьми;

- способности к импровизации, в зависимости от обстоятельств;

- всегда доброжелательного отношения к воспитаннику;

- умение идти в работе от потребности ребенка;

- поощрение инициативы детей, выражающейся в отказе от запланированной работы в пользу предложений исходящих от дошкольника.

  Игровая методика дает возможнгость ребенку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности при моделировании жизненных ситуаций в игровом процессе.

  Игровая методика имеет так же неоспоримое достоинство. Она позволяет дошкольникам легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другое. При создании благоприятной психологической атмосферы в группе педагог никогда не будет иметь проблем с дисциплиной воспитанников.

  К особенностям работы над коммуникативными играми относятся:

1. личный пример педагога при разучивании игры "Делай, как я";

2. активное личное участие наставника в игровой деятельности;

3. работа только на положительные оценки действий участников игры (по принципу "каждый ребенок имеет право на самовыражение")

4. отсутствие сравнительного и соревновательного моментов, дающие возможность исключить из общения появления у детей конкурентности и демонстративности;

5. исключение принуждения к игре, дабы не вызывать у воспитанника негативных реакций;

6. вариативность игр, то есть каждую игру можно провести по разному, с изменениями;

7. разучивание игры не требует предварительного разучивания ее текста, так как он запоминается в процессе многократного повторения игры;

8. направленность игры на воспитания положительных черт личности - доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности;

9. стремление дать как можно больше положительных эмоций от общения со сверстниками каждому ребенку.

  Игры коммуникативной направленности встречаются в фольклоре любого народа. Часто они проводятся в кругу, что позволяет игрокам видеть кааждого участника. Дети с удовольствием выполняют действия в парах. Большинство игр предполагают разнообразные тактильные контакты играющих и, как правило, сопровождаются игровым текстом. При разработке игр, педагог может использовать малые формы детского фольклора - потешки, пестушки, считалки, загадки, заклички. Это позволяет и игровой форме не только решить проблемы общения, но и приобщает детей к культуре своего народа, и расширяет представления о жизни людей в других странах.

  Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры для дошкольников.

Проект:Коммуникативные игры для дошкольников....

Коммуникативные игры для дошкольников

“Мой хороший попугай”Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Пр...

Коммуникативные игры для дошкольников (консультация для родителей)

Консультация для родителей о том, чем можно занять ребенка дома и в гостях....

Родителям на заметку: "Коммуникативные игры для дошкольников"

Рекомендации для родителей о развитии коммуникативных способностей у дошкольников...

Коммуникативные игры для дошкольников

Коммуникативная игра для старших дошкольников...

Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...

Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития

Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...