Консультации, сообщения для воспитателей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Казакова Татьяна Леонидовна

Сообщение на тему:

«Организация работы по восприятию и пониманию словесного искусства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc43 КБ
Файл konsultatsiya_pismo.docx14.51 КБ
Файл konsultatsiya_uchimsya_igraya.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад «Алёнка» г. Советский

Сообщение на тему:

«Организация работы по восприятию и пониманию словесного искусства»

Воспитатель: Казакова Т.Л.

Март 2016

Доклад

Тема: Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора.

                                                                                       «Чтение-это окошко,                

через которое дети видят

и познают мир и самих себя»

                                                                                                           Сухомлинский В.А.

        Значение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка весьма велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения. На важность приобщения ребенка к детской литературе и красоте художественного слова указывали многие психологи и педагоги, такие как К.Д. Ушинский и Л.С.Выгодский, Леонтьев и другие. На современном этапе в нашей группе продолжается работа по данному направлению. Педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается неразрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме этого восприятие художественной литературы по         ФГОС ДО является одним из видов детской деятельности.

        Основная цель моей работы в данном направлении -  это развитие художественного восприятия детей, приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

        - формирование целостной картины мира.

        - приучать детей слушать потешки, стихи, сказки, рассказы и следить за развитием действия.

        - развивать литературную речь: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

        - способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

        На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо было создать предметно-развивающую среду. Прежде всего, провела подборку художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы. Оформила книжный уголок, аккуратно расставила книги, а рядом поставила стол. Детская художественная литература в течение года постоянно обновлялась в зависимости от комплексно-тематического планирования. При подборке материала старалась учитывать принцип от простого к сложному, а также обращала внимание на познавательную и нравственную сторону художественных произведений.

В работе воспитателя очень важно докопаться до родника живой воды, что таится на дне детской души.

        Именно мы, воспитатели, должны привить детям любовь и интерес к книге. Постараться вызвать у ребенка в ходе ознакомления сильные чувства и переживания. Ознакомление с художественной литературой происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности. Мы знаем, что игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста. Именно поэтому вся работа с детьми проводится в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, часто использую игрушку и только затем читаю и рассказываю. С помощью вопросов старюсь вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Умелое проигрывание художественных произведений позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем. В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. Наряду с авторскими произведениями, такими как стихи А. Барто «Игрушки»,  В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»,  К. Чуковского «Федорино горе»,  С. Маршака «Усатый- полосатый» и другие, также знакомлю детей с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт  многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям.

Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.

        Сказки - наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки: «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и т.д

С большим удовольствием дети слушают и запоминают народные песенки, потешки, прибаутки.

        Ты, собачка, не лай,

        Белолоба, не скули,

        Мою дочку не буди.

        

Чтобы быстрее и лучше запомнили колыбельную песенку, можно использовать мягкую игрушку Собачку, которая может разбудить уснувшую куклу. После таких коротких обыгрываний они легко запоминают песенку и переносят ее в повседневную игру. Задача воспитателя - заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-своему.

        

Дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные воспитателем, дети увлеченно изображают персонажей русской народной сказки «Теремок».  

        Наряду с групповой и подгрупповой работой по ознакомлению с художественной литературой и фольклором, планируются и проводятся индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на занятии. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе с воспитателем. При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей.  В группе организуем выставки, викторины по сказкам, показ презентаций о поэтах, так например провели выставку «Знакомство с творчеством иллюстратора Васнецова», викторина по сказкам К. Чуковского, презентация о творчестве А. Барто. Дошкольники учатся более бережно относиться к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол. Но если все таки это происходит,  то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания данный факт. Необходимо объяснить, что кто-то из детей поступил плохо, неправильно и предложить заклеить вместе с воспитателем.

        Не смотря на то, что нашим воспитанникам по четыре года, они принимают участие в конкурсах.        И конечно, одним из важных аспектов  является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы проводим: беседы «Роль книги в развитии детей дошкольного возраста» и консультации «Какую литературу читать детям», анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» приглашаем на просмотр открытых мероприятий.        Таким образом могу с уверенностью сказать, что в ходе организации восприятия художественной литературы и фольклора нам удалось достичь положительных результатов; дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки, принимать участие в драматизации.



Предварительный просмотр:

Готовим руку к письму

Письмо является базовым навыком, на котором строится практически все обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Процесс выполнения письма осложняется тем, что у детей 5-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам.

При этом возраст 5-7 лет является наиболее подходящим периодом для развития кисти рук. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

- письмо «в воздухе»,

- лепка букв из пластилина,

- конструирование букв из их элементов,

- рисование – формирует у детей элементарные графические умения,

- раскрашивание картинок цветными карандашами,

- вырезание из бумаги различных фигурок, полосок,

- лепка из пластилина,

- нанизывание бус, бисера или просто пуговиц,

- застегивание одежды, зашнуровывание ботинок,

- штриховка - развитие мускульной памяти.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей «Учимся играя!»

или «Игры, которые можно провести дома»

«Путешествие на дачу»

Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

«Найди игрушку»

Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п. Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?»

Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше?

- Какие игрушки исчезли?

- Какими они были по счету?

«Назови соседей»

Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

«Найти столько же»

Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

Положи столько же»

В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим).

Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны)и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков.

 Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Давай посчитаем!»

Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?»

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил.

Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

Консультацию подготовила: Казакова Т.Л., воспитатель

Источник: http://doshvozrast.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Сообщение старшего воспитателя " Мониторинг в ДОУ"

Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении.          Создание мониторинга в рамках построения педагогиче...

Сообщение для воспитателей ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

 Сообщение для воспитателей ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ...