Готовим ребенка к школе
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья посвещена воспитателям детских садов, которые стремятся видеть своих воспитанников хорошо подготовленными к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_rebenka_k_shkole.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим ребенка к школе

Эта статья посвящена воспитателям детских садов, которые стремятся видеть своих воспитанников хорошо подготовленными к школе. Конечно, учителям начальных классов небезразлично, с каким багажом знаний и умений дети придут в первый класс. В школу часто обращаются воспитатели с просьбой провести беседу с родителями будущих первоклассников. По собственному опыту знаю, что такие беседы малоэффективны. Родители, которые заботятся об интеллектуальном развитии ребенка, стараются получить ответы на все интересующие их вопросы гораздо раньше: когда их сыну или дочери исполнится 4 – 4,5 года. Для остальных же время безнадежно упущено. Случается и так: воспитатель, присутствующий при такой беседе, часто удивляется тому, что говорит учитель.

Казалось бы, многое делают воспитатели, чтобы подготовить детей к школе (знакомят с буквами, цифрами, учат читать), но, поверьте, это не главное. Зачастую непрофессиональное обучение наносит вред, и учителю приходится переучивать ребенка, а у того успевают возникнуть неприязнь к книге и, что еще хуже, психологическая установка, которую можно обозначить так: «не хочу», «не буду».

Я – за обучение в детском саду, но только в том случае, если воспитатель знает, как это делается, а главное, если ребенок на такое обучение реагирует положительно.

Хочется рассказать о проблемах, которые возникают у детей в первый год их обучения в школе.

Большие трудности испытывают дети семи лет, сталкиваясь с заданием на запоминание: выучить наизусть стихотворение, выучить правило. Дело в том, что в детских садах для развития речи используют, как правило, сказки, в том числе и стихотворные, и рассказы. Первоклассники знают содержание «Айболита», «Мойдодыра», «Мухи-цокотухи», а наизусть могут прочитать только совсем маленькие стихотворения, которые учили к праздникам. Программа же первого класса предусматривает заучивает стихотворений в 12, 16 строк – это дается с трудом: объем памяти не развит до нужного уровня. Легко только тем детям, у которых великолепная память от природы, а также тем, с кем дополнительно занимались родители, но их единицы. Современный темп жизни, вынужденная «гонка» родителей за дополнительными заработками, на мой взгляд, еще больше сократят число детей с развитой памятью. Вся надежда на детский сад, где они проводят большую часть времени и где есть люди, профессиональные обязанности которых заключаются в том, чтобы развивать способности детей.

В дошкольных учреждениях есть условия для развития памяти: это прежде всего игры, сопровождаемые рифмованными закличками, считалками. Учите детей запоминанию стихов хором, всей группой! На это не нужно выделять время, хоровое декламирование возможно, когда дети убирают постели, собираются на прогулку и даже…качаются на качелях! Думаю, в полезности заучивания стихотворений убедит тот факт, что очень пожилые люди до сих пор помнят наизусть Некрасова, Фета, Тютчева… Кто развивал их память? Ведь детский сад они не посещали! Да, не посещали но с пеленок слушали и запоминали молитвы, песни, которые исполнялись на деревенских праздниках, посиделках, свадьбах. Вот вам и развитие памяти!

Ныне пение песен, заучивание молитв остались в прошлом, общение родителей с детьми свелось к минимуму. Надо искать другие пути, и один из них – заучивание стихотворений в детском саду, что не только развивает память, но и способствует развитию речи. Особенно хороши для такой цели стихотворения с сюжетной канвой, которые можно использовать для пересказывания и ответов на вопросы по содержанию.

Вторая трудность, с корой сталкиваются учителя начальных классов, это неподготовленность мышц руки к письму. Дети боятся ограниченного пространства: ведь в детском саду на занятиях рисованием использовался целый лист из альбома, на занятиях лепкой – вся коробка пластилина. А тут строчка в тетради! Им трудно представить, что можно что-либо уместить в этой узкой строчке.

Предлагаю такой способ тренировки мышц рук и глазомера. Детям 6-7 лет на занятиях лепкой давайте для работы небольшое количество пластилина (половину пластинки и даже треть) и предлагайте вылепить «домики для жучков», городок лилипутов» и т.д. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка быть более кропотливым, делают движения рук более точными. А это тренирует мышцы.

На занятиях рисованием прибегайте к изображению в уменьшенном масштабе. Для развития глазомера используйте 1/6 и даже 1/8 альбомного листа. Постепенно дети привыкнут к тому, что доже на таком маленьком листочке можно уместить и дом, и дерево, и солнце.

Можно учить детей рисовать в тетрадях в клетку. Чтобы не утомлять их, используйте разноцветные стержни. Такие занятия можно сочетать с занятиями по развитию элементарных математических представлений.

Например, воспитатель говорит: «Сегодня ваши любимые куклы Лена, Саша и Маша идут гулять. Но на небе тучи, значит, может пойти дождь. Давайте нарисуем для них зонтики. Сколько кукол собралось на прогулку? Сколько нужно зонтиков?» При этом он показывает рисунки на доске, расчерченной на клетки цветными мелками, а дети срисовывают, высчитывая клетки.

Можно сочетать занятия, направленные на тренировку мелкой мускулатуры рук, с занятиями по развитию речи. Воспитатель рассказывает о том, что гусеницы и вредные (съедают зеленые части растений), и полезные (служат кормом для птиц). Затем дети рисуют гусениц на заготовленных воспитателем «листочках». Условие: гусеница должна быть такой длины, чтобы поместиться на листе, и состоять из кружков, помещенных в клеточках.

В некоторых группах есть настенные доски, но их использует только воспитатель. А ведь и детям было бы полезно познакомиться с ней поближе, приучиться к письму по вертикальной поверхности и, что немаловажно, чувствовать себя возле нее уверенно и комфортно.

Третья трудность заключается в том, что дети невнимательны к окружающему. Многие темы по математике в первом классе связаны с умением видеть, в чем похожи и т.д. Поэтому в подготовительной группе надо чаще проводить игры, направленные на развитие внимательности, логики. Вот игры, которые можно провести во время прогулки. Поставить 4-5 мальчиков и одну девочку или 3-4 детей (все в пальто, один в куртке). Задание: «Кто  лишний? Почему?»

А вот игра, которую можно провести в группе. Один ребенок – ведущий, другие – болельщики. На столе лежит 3-5 предметов: карандаш, книга, кисточка и т.д. Ведущий отворачивается, воспитатель заменяет один предмет на другой, ведущий должен назвать его.

Целесообразно предлагать детям «истории», требующие внимательного слушания, чтобы определить, что в них не соответствует действительности (например, мама приготовила борщ, а Юля накрыла на стол: поставила 3 тарелки и положила 3 вилки).

Надеюсь, что мои советы заинтересуют читателей. Мне бы очень хотелось помочь тем воспитателям, которых волнует конечный результат их работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - Готовим ребенка к школе

Данный материал поможет педагогам рассказать родителям на собраниях об основных программах, которые есть в школах. Как выбрать школу, какая программа для ребенка будет доступной, что необходимо знать ...

Готовим ребенка к школе.

Консультация для родителей, как подготовить ребенка к школьному обучению дома....

Буклет для родителей "Готовим ребенка к школе"

Знакомство родителей с понятием психоогической готовности ребенка к школе....

Готовим ребенка к школе. Что должен знать и уметь завтрашний первоклассник.

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских сад...

Готовим ребенка к школе

В чем заключается готовность ребенка к школе? На этот и многие вопросы при подготовке ребенка к школе найдутся ответы в содержании данного материала, как информации на родительском собрании "Готовим р...

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе"

Уважаемые родители!Ваш ребенок находится на последней ступеньке перед школой. Мы советуем обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. Но теперь вас должны инт...

Готовим ребенка к школе

Рекомендации родителям, чьи детки идут в школу...