Мастер класс как готовится к ПМПк
консультация на тему

Михайлова Вера Всеволодовна

Мастер класс как готовится к ПМПк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kak_gotovitsya_k_pmpk.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса «Подготовка воспитателей дошкольных групп к психолого- медико-педагогическим консилиумам».

Цель -  распространение опыта работы нашего педагогического коллектива по подготовки  и проведения ПМПк  в дошкольных группах.                                                               Как вы уже слышали из сообщения,  что педагогические консилиумы в ДОУ мы проводим  с 2000 года. Как показывает такой многолетний опыт, консилиум может пройти эффективно и плодотворно, если воспитатели тщательно подготовились к нему. Поэтому, готовясь к ПМПк, мы проводим глубокую диагностико - аналитическую работу:

Итак, что мы анализируем:    

  • У каждого из вас есть схема проведения установочного консилиума,(приложение № 1) и первым пунктом вы видите, что  идет анализ здоровья и физического развития.                                                                                  Мы начинаем работать  с листом здоровья, я хочу  обратить внимание, на  что этот анализ делает не только врач, но и воспитатель. Именно мы озвучиваем сколько детей имеют, I группу здоровья, сколько детей со II группой, сколько детей имеют III группу здоровья. Кроме того, мы учитываем состояние здоровья ребенка,  диагнозы  ребенка, рекомендации врача.                                                                                                                                                
  • Проводим педагогический анализ группы (каждого ребенка в отдельности) по линиям развития: умственное, физическое, социальное, речевое, развитие игровых навыков, взаимодействие и общение со сверстниками.  Отмечу, что в первое время мы – воспитатели недоумевали, зачем нам делать анализ речевого, или, например, умственного развития, по психическим процессам ребенка. На наш взгляд это должны были делать специалисты: логопед и психолог. Но работая с картами развития, осознали, что воспитатель тоже должен делать анализ речевого развития, умственного развития, и для этого у него есть свой «инструмент», которым являются карты развития. А у специалистов таким инструментом является логопедическое обследование, психологическая диагностика. На консилиуме специалисты всегда дополняют анализ выполненный воспитателем. Данный  анализ помогает нам иметь целостную картину развития ребенка и планировать свою дальнейшую педагогическую деятельность.                                                                          
  • После  педагогического анализа развития детей по линиям развития проводим анализ детско-родительских отношений, т.к. считаем, что необходимо учитывать его в процессе сопровождения  ребенка в период  дошкольного детства.                                                                                                          
  • Затем анализ психического развития, проводит педагог психолог.                                      
  • Анализ речевого развития проводит  (учитель-логопед).
  • Краткий анализ других специалистов: музыкальное, физическое развитие, развитие изобразительных навыков детей.

Как я уже сказала, одним из инструментов глубокого изучения ребенка  являются «карты развития», разработанные авторами программы «Развитие». Эта работа позволяет  «отслеживать» развитие ребенка по разным направлениям и иметь целостную картину о нем. Это:  

  • карта умственного развития;
  • карта речевого развития;
  • карта достижений дошкольника в развитии двигательной    
  • сферы;
  • карта развития сюжетно-ролевых игр;
  • карта усвоения социальных норм;
  • карта развития взаимодействия и общения со сверстниками.

 Работа с картами  позволяет видеть целостную картину развития ребенка, получать информацию для дальнейшего сопровождения ребенка, определить «зону ближайшего развития». В картах, с помощью условных обозначений обозначаем достижения детей. Например, ставим галочку, если у ребенка сформирован указанный в карте навык, знак вопроса, если ребенок  испытывает небольшие затруднения или требуется дополнительная диагностика и флажок, если ребенок несправляется с данным заданием, т.е. результат, ниже возрастной нормы. Такая работа с картами позволяет увидеть ребенка со всех сторон.                                                                                                  Еще одним инструментом, позволяющим  отслеживать достижения и продвижения ребенка, является  педагогическая  диагностика. Диагностические задания включены в планы непосредственной образовательной деятельности, по каждому разделу. При выполнении диагностических задач, анализируем степень самостоятельности каждого  ребенка, при выполнении  задания. Так, если ребенок практически не выполняет задание, даже с помощью взрослого, отмечаем ему низкий уровень. Если ребенок ошибается, но исправляет свои ошибки, опираясь на помощь взрослого, отмечаем средний уровень развития. Если ребенок самостоятельно и правильно выполняет задание, отмечаем высокий уровень развития. Результаты педагогической диагностики, фиксируем в соответствующей тетради. Ведение такой тетради мы начинаем с младшего возраста и продолжаем  до выпуска детей в школу.  

   

Так, если видим, что у ребенка в целом по всем разделам программы норма, а  по разделу «Ориентировка в пространстве» он испытывает затруднения,  мы ищем причину трудности. Возможно, была неэффективно проведена индивидуальная работа с ребенком, предложено мало игр, на закрепление материала и прочее.                                                      

Если  ребенок испытывает  затруднения по всем разделам программы, то совместно со специалистами ищем причины этих затруднений: возможно у ребенка снижен уровень психических процессов.                                                                                                  

Как вы уже слышали, что мы  уделяем большое внимание   анализу детско-родительских отношений, определяем  какой семье и какого характера нужна педагогическая поддержка. Например: в семье  преобладает авторитарный стиль общения с ребенком,    знакомим  родителей с последствиями такого стиля общения с ребенком. Основными методами позволяющими  проанализировать детско-родительские отношения являются:  

  • Наблюдения.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальные  беседы с родителями.
  • Анализ социальных паспортов.
  • Если, что-то  не понятно, привлекаем  психолога.                                                                                                      

Исходя из этого, зная, что нарушены детско-родительские  отношения, мы совместно со специалистами договариваемся о том, что в данном случае, будет делать  психолог,  врач, воспитатели. Также проводим сбор информации о детях через наблюдения в разных условиях: в свободной игровой деятельности, на прогулке, при выполнении режимных моментов. Это помогает получить целостную картину о каждом ребенке.

 Готовясь к консилиуму, обобщаем всю собранную информацию о развитии детей группы в таблице, которую прилагаем к материалам консилиума.  

Приложение № 2  

Кратко расскажу об этом:      

1 блок- сюда мы  вносим обобщенные данные анализа здоровья детей, особое внимание уделяем детям с III группой здоровья.

Далее - 2 блок, анализ развития детей по направлениям ( по «Картам развития»).

Например, I колонка-  «Область развития ребенка» , допустим,  в этой колонке мы отметили, что у восьми детей  навык умственного развития сформирован,  у них все в норме, затем мы прописываем фамилии этих воспитанников.                                                  

II группа -  «Имеются затруднения, требуется дополнительная диагностика».   В своей работе этой группе  мы уделяем большое внимание,  всегда отслеживаем динамику развития и  анализируем причины:   возможно ребенку дома  уделяется мало внимания в семье, проблемы со здоровьем, нарушение  психических процессов и пр.  (это мы вписываем  в примечание).                                  

                                 

III группа -  это дети у которых навык не сформирован. Эта группа детей нас  беспокоит больше всего.  Мы  более  тщательно  отслеживаем динамику развития детей,  если наблюдается отрицательная динамика, выясняем, почему это происходит, глубоко  анализируем причины.

   

 Ш Блок.  Анализ  детско-родительских отношений: прописываем семьи, у которых нарушены детско-родительские отношения.

Следующий вид консилиума.

ПМПк по проблемам отдельных детей собираются по запросам воспитателей, специалистов  или родителей.  Готовясь к консилиуму,  цель которых обозначить родителям проблемы их ребенка, добиться понимание этих проблем  и наметить дальнейшие пути совместного их решения.  Перед проведением данного консилиума, разрабатываем план сбора информации о воспитаннике,  проводим диагностические  исследования о которых говорила выше. На консилиуме родителям рассказываем,  о том, как ребенок  усваивает  программу, и какой уровень развития имеет ребенок.  

Единственное, что  мне хотелось  подчеркнуть и практика это показала, что дает хороший эффект, проговаривание  тенденции развития ребенка.

 Проговариваем с  родителями  положительные тенденции развития  ребенка, т.е.  каких результатов может добиться ребенок, если будет организовано взаимодействие  с логопедом,  психологом или, что будет с ребенком, если сменить стиль детско-родительских отношений.

 И отрицательные тенденции: что у ребенка может быть  низкий уровень усвоение программы,  будет испытывать трудности   обучения в школе, если будут оказывать недостаточно внимания ребенку, будет формироваться  низкий  познавательный  интерес, если родители не будут лечить, то у него будут наблюдаться проблемы со здоровьем.

 

Проведение психолого- медико- педагогического консилиума по выпуску детей в школу определяет схема , эту схему вы видите.                                                             Возьмите приложение № 3.                                      

Вначале консилиума,  мы говорим конкретно о каждом выпускнике.                                    

Все эти данные мы вносим в данную таблицу, вы все ее видите.   Приложение № 4.                                                                                                                            Об уровне умственного развития, по результатам пед. диагностики,  говорит воспитатель.  По результатам психологической диагностики, выставляет уровень психолог.  Анализ речевого развития проводит учитель-логопед,   о состоянии здоровья  ребенка говорит врач, инструктор по физическому воспитанию говорит об уровне развития ребенка по физическому воспитанию, индивидуальные особенности развития ребенка и особенности детско-родительских отношений проговаривает воспитатель.                                                

    Обязательно проговариваем   индивидуальные особенности  семьи, например, в семье ребенка,  попустительский тип общения, ребенку не помогают в семье, говорим, что ребенок может за лето потерять свои знания

 Также в таблице указываем номер школы, где будет обучаться ребенок.      

Даем рекомендации по выбору программы школьного обучения, на основании индивидуальной траектории развития ребенка, говорим, где  лучше обучаться ребенку, в учреждении общего типа или в учреждении с повышенным содержанием образования.  

   Например: ребенок имеет высокий уровень умственного развития по показателям воспитателя и психолога, имеет  норму в речевом развитии,  но у ребенка имеется  III группа здоровья, в этом случае  консилиум рекомендует  обучение воспитанника в учреждении общего типа, т.к.  состояние здоровья ребенка решающее значение.

 Или, допустим, у ребенка, отмечен высокий уровень умственного развития, физическое развитие  имеет средний уровень, логопедом  выявлен  диагноз-дислалия,  консилиум  рекомендует: осуществлять контроль речи со стороны родителей, продолжать логопедическую коррекцию в школе и обучение в  учреждение общего типа.                    

     На консилиум мы приглашаем учителей и специалистов  школы и  доносим  им комплексную информацию о ребенке и ценные рекомендации данного консилиума.  Также все  рекомендации консилиума  доводим  до сведения родителей.  

     Итоговый анализ воспитательно-образовательной работы с детьми  проводим так же,  как  и установочный консилиум, о схеме проведения я рассказывала  выше.    Каждый специалист отчитывается  о проделанной работе по своим линиям развития.                                                                                          

     Уважаемые коллеги, мы представили опыт по подготовке воспитателей к консилиуму, мы надеемся,  что эти схемы и таблицы помогут вам в вашей дальнейшей работе.

Если есть вопросы, я могу ответить на них.

Приложение № 1

Схема

проведения установочного                                                                                  психолого - медико - педагогического консилиума.                                    

I. Анализ развития детей группы (каждого ребенка в отдельности).

   

   1. Анализ здоровья и физического развития (воспитатели, врач-педиатр).

   2. Педагогический анализ детей группы по линиям развития:      

  •  умственное развитие;
  •  физическое развитие;
  •  социальное развитие;
  •  речевое развитие;
  •  развитие игровых навыков;
  •  взаимодействие и общение со сверстниками;

    3. Анализ детско-родительских отношений.

II. Коллегиальное определение стратегии психолого-медико-педагогического        

    сопровождения воспитанников группы;

III. Разработка индивидуальных программ психолого - медико -    

      педагогического  сопровождения детей с наибольшими трудностями  в    

      развитии.

                                                                                                                                   

                                                                                  Приложение № 2

Данные анализа развития детей_______________________группы

                                                                   воспитатели:

  1. Анализ здоровья детей:

I группа

II группа

примечание

III группа

примечание

          2. Анализ развития детей по направлениям (по «Картам развития»)

Область развития ребенка

Навык, способ, действие сформирован

Имеются затруднения, требуется дополнит. диагностика

Навык не сформирован

кол

фамилия

кол.

фамилия

динамика

примечан

кол

фамилия

динамика

примечан.

Умственное развитие

Двигательная сфера

Речевое развитие

Развитие сюжетно-ролевой игры

Взаимодействие и общение со сверстниками

Усвоение социальных норм

  1. Анализ  детско-родительских отношений:

Фамилия, имя ребенка

Тип проблемы

Динамика

Эффективность ранее проводимых мероприятий

                                                                     Приложение № 3

Схема

проведения психолого-медико-педагогического консилиума                                      по выпуску детей подготовительной группы в школу

I. Индивидуальная траектория развития ребенка:

- уровень умственного развития;

- анализ речевого развития;

- группа здоровья, анализ физического развития;

- индивидуальные особенности развития;

- особенности детско-родительских отношений;

      - положительные тенденции развития ребенка.                                            

  •   Рекомендации родителям по выбору программы обучения в школе.

II. Итоговый анализ воспитательно-образовательной работы с детьми    

    подготовительной группы:        

                                                                                           

  - анализ результатов педагогической диагностики;                                                  

  - анализ результатов работы по физическому воспитанию;

- анализ результатов логопедической работы;

- анализ результатов коррекционной  работы психолога;

- анализ результатов работы по музыкальному воспитанию;

  - анализ результатов работы по изодеятельности.                                                  

III. Решения консилиума.

Ф.И ребенка

Умственное развитие

Речевое развитие

Анализ здоровья

Физическое развитие

Индивидуальные особенности, особенности детско-родительских отношений, тенденции развития ребенка

№ школы

Рекомендации консилиума по выбору программы школьного обучения

Пед. диагностика

Психол. диагностика

Приложение №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Вот 11 часов, на прогулку кто готов?» Средняя группа

Организация прогулки осенью в средней группе...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Мастер класс как готовится к ПМПк

Мастер класс как готовится к ПМПк...

Мастер класс на тему: "К школе готов!"

Цель: Совершенствование работы и повышение знаний, профессиональной компетентности родителей при организации работы по подготовке детей к школе дома, в семейном кругу....

Мастер-класс по бисероплетению "О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух..."

Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса- низание- один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.Техника бисероплетения удивительно разнообразна и да...

Мастер-класс "Игровые технологии,помогающие готовить ребенка к школе"

Материал из опыта работы с детьми.Игровые технологии, которые помогают подготовить детей  к школе....