Индивидуальный план повышения профессионального уровня
рабочая программа

Фаррахова Гузель Нургисовна

 

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Таким образом подготовка ребенка к школе является основной проблемой, беспокоящей родителей детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.plan_76.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

на межаттестационный период Фарраховой Гузель Нургисовны, педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 76 «Ветерок» города Набережные Челны Республики Татарстан

на 2016 - 2021 годы.

Методическая тема: «Развитие высших психических функций у детей при подготовке к школе».

Актуальность.

     Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Таким образом подготовка ребенка к школе является основной проблемой, беспокоящей родителей детей старшего дошкольного возраста. Попадая в условия современной школы, многие дети уже с первых шагов демонстрируют свою не успешность в учебной деятельности, что может встать впоследствии почвой для развития синдрома «выученной беспомощности», при которой ребенок не берется за решение даже посильных ему задач, и как результат этого, получает стойкую репутацию «слабого» ученика. Т.о определение готовности  ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе..

В связи с чем, назрела необходимость в создании условий для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развить высшие психические функции у дошкольников при подготовке к школе.

Задачи:

Образовательные

  • Формировать познавательную активность и учебную мотивацию у детей.
  • Совершенствовать высшие психические функции.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Информировать воспитателей и детей об индивидуально-психических особенностях после проведения психологической диагностики.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
  • психолого-педагогическое;
  • охрана здоровья;
  • эстетическое (гуманитарное).

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в деятельности дошкольной организации и районного методических объединений педагогов-психологов МО.

Ожидаемый результат самообразования:

•для педагога:
1.повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
2.удовлетворенность работой;
3.систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов при подготовке к школе.

•для детей:

  • 1. формировать активное сознательное отношение детей к подготовке к школе: формировать мотивы, понятия, убеждения в необходимости развития познавательных процессов;
  • Основной задачей должно стать сознательное отношение детей к развитию познавательных процессов при подготовке к школе

(повышение уровня развития любознательности; элементарных исследовательских умений и навыков детей, умение сопоставлять различные факты, делать элементарные умозаключения и выводы);

2. способствовать всестороннему познавательному развитию детей, развитию их интеллектуальных качеств и сенсорных способностей (совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов,;

развивать умение анализировать, делать элементарные умозаключения и выводы)

(развивать умение рассуждать, делать умозаключения, активизировать словарь детей)

совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;

3. способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;


•для родителей:
1. повышение компетенции родителей в вопросах развития познавательных процессов;

2. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной подготовке к школе. 

План

  1. Изучение информационных источников по теме самообразования

Задачи деятельности

Содержание работы по профессиональному образованию

Формы представления отчета

-формирование умения анализировать научно-методическую литературу, апробировать полученные знания на практике,

Перечень нормативных документов 

  •    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1.3049 -13, утвержденный Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26;
  • ФГОС дошкольного образования

Подбор и изучение научно - методической литературы:

       

  • И.А.Агапова, М.А.Давыдова Комплексная подготовка детей к школе, книга для детей и взрослых. Москва 2003г.
  • Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Метод. пособие. Е.П. Арнаутова, Г.Г.Зубова и др., 2006г., М.:ТЦ Сфера.
  • Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2008.
  • Амирова С.С. Основы учебной самоорганизации (курс лекций) г.Нижнекамск, 1994г.
  • Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. М.:Обруч,2011
  • Развивающие задания. М.В. Беденко «Логика», тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет, Москва ВАКО в соответствии с ФГОС
  • Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.
  • Скоро в школу. Геометрические формы, играем, рисуем, учимся
  • Рабочая тетрадь. Школа для дошколят. Учимся логически мыслить 6-7 лет. РОСМЭН.
  • Чугунова О.И. Маленькие умнички. Методические рекомендации по работе с одаренными дошкольниками. Г.Наб.Челны, 2010г.
  • Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Метод. пособие. Е.П. Арнаутова, Г.Г.Зубова и др., 2006г., М.:ТЦ Сфера 128с.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004 – кн.1:Система работы психолога с детьми раннего возраста. – 384с.:ил.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004 – кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480с.:ил.

Изучение материалов, используя интернет – ресурсы: nsportal,  maam.ru, дошколенок.ру, магистр, рассударики, калейдоскоп.

Посещение библиотеки с целью выявления материала по данной теме.

-картотека информационных источников с аннотацией

  1. Участие в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса

Задачи деятельности

Содержание работы по профессиональному образованию

Формы представления отчета

-Методическая разработка

 -Изменение календарно- тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы

-Корректировка и уточнение рабочих программ

-Составление (выбор) комплексных, тематических, интегрированных занятий по образовательным областям ФГОС ДО

Использование метода мнемотехники в обучении пересказа детей подготовительной к школе группы»,

--разработка проекта

- Представление проекта

--Рекомендации для воспитателей по использованию конспектов занятий

-Представление рабочей программы

-Представление календарно- тематического планирования

- Заседание педагогического   совета

- Заседание педагогического   совета

  1. Практическая часть

Задачи деятельности

Содержание работы по профессиональному образованию

Формы представления отчета

-пропаганда профессиональных достижений,

-повышение профессиональной активности

-подготовка выступлений,

-создание компьютерных презентаций,

-обобщение материалов опыта,

-показ открытых мероприятий,

-создание компьютерных презентаций для воспитателей,

-консультации для воспитателей,

-консультации, рекомендации, родительские собрания для родителей.

-участие в конкурсах: Конкурс «Всезнайка» - 2016-2021г., Всероссийский детский конкурс «Росток» -2016-2021г., «Снейл» -2016-2021г.

-открытые показы деятельности с детьми: «Радуга здоровья» - 2016 г.

-публикация статьи «Использование здоровьесберегающих технологий в системе работы детского сада – необходимое условие сохранения и укрепления здоровья детей» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации» - 2014 г.

-публикация конспекта занятия «Вредные и полезные продукты» на сайте для воспитателей детских садов «Дошколенок .ру» - 2016г.

-выступление на педсовете: «Развиваем ВПФ», «об опасности» -2017 г., 

-выступление на семинаре для молодых специалистов: «Познавательные процессы в подготовке к школе» - 2018 г.,

-выступление на региональном семинаре: «Формирование познавательных процессов у дошкольников: планирование, система работы» -2019 г.

-выступление на семинаре: «Речевое развитие дошкольников» «Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин» 2020 г.

-презентация для воспитателей «Психологическая готовность к школе» - 2021 г.

-консультации для родителей: «Готовимся к школе» - 2017г.,   «Развиваем высшие психические функции» - 2018 г, «Как сохранить и укрепить здоровье детей» -2019 г.,  «Кризис семи лет» -2021г.

-родительские собрания:  

-рекомендации для родителей:

  1. Заключительный этап

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о подготовке к школе через познавательные процессы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень знаний, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт для развития познавательных процессов, опыт партнерских отношений, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. 
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям.
- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

В результате организации детского экспериментирования,  пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания, пополняется словарный запас о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательных процессов деятельности детей по подготовке к школе.

1. повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);

2.совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;

3.формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.)

1.повышение уровня творческих способностей дошкольников;
2.приобщение к миру искусства;
3.приобретение опыта творческого воплощения замыслов, опыта партнерских отношений;
4.совершенствование ручной моторики; 
5.расширения кругозора детей об объектах неживой природы, о свойствах различных материалов;
6.умение работать в группе активно, сообща.

        

Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

- более глубокое усвоение предметного содержания;

 - высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

- развитие творческого мышления;

- большое количество идей, их глубина, оригинальность;

- эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную     деятельность, интерес к происходящему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...