Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста
статья на тему

Степанова Юлия Николаевна

В статье размещен материал о взаимодействии ДОУ и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста

Степанова Ю.Н. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга», воспитатель.

Ранний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.

Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.

В современном мире особенно важна и актуальна проблема взаимодействия ДОУ и семьи. Сегодня мы, педагоги ДОУ, реализуем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам общества и направлен на создание условий для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства. Семья и детский сад предоставляют малышам важный социальный опыт, поэтому одной из ведущих задач в дошкольном возрасте, является создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка. Решение этой задачи предполагает планомерную работу с семьями воспитанников.  При организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи, создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка группы.

Формы взаимодействия воспитателя с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия – установление доверительных и положительных отношений с детьми, родителями, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В детском саду мы стараемся наиболее полно использовать традиционные формы взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Вот уже более 10 лет я работаю воспитателем в группе раннего возраста,  родители детей группы – мои первые помощники.  Чтобы сделать родителей своими союзниками, важно понять: «Какие они, современные родители?».  Каждый год, я встречаю на пороге нашей группы новые семьи, и они такие разные. Разный темп и уровень жизни, интересы и увлечения, объединенные дефицитом времени в калейдоскопе будних дней. Но я точно знаю, что родителей объединяет любовь к своему малышу, а еще тревога и беспокойство на его новом и таком важном пути.

Я понимаю, как важно и необходимо в этот период найти индивидуальный подход к каждому ребенку группы и эту работу я начинаю задолго до прихода ребенка в детский сад. Организационный этап начинается весной, с проведения родительского собрания. На нем родители знакомятся с режимом детского сада, с особенностями детей раннего возраста, с воспитателями групп, педагогами детского сада. Воспитатели знакомят родителей с правилами внутреннего распорядка, отвечают на их вопросы. Родители заполняют анкеты для воспитателя, где указаны наиболее важные моменты, особенности поведения детей. Для родителей и детей проводятся дни открытых дверей. Дети вместе с родителями могут прийти в группу, познакомиться с воспитателями, педагогами детского сада, его помещениями. В летний период времени у родителей и детей много времени для коррекции режима дня, приучении к культурно-гигиеническим навыкам, самостоятельности. Дети приходят в детский сад уже «подготовленными».

Основной этап начинается с прихода детей в группу. Дети могут пройти в группу вместе с родителями, находиться и играть рядом с ними. Это очень важно, так как ребенок раннего возраста очень ранимый и чувствительный. Родители приводят детей поэтапно. Каждый день воспитатель принимает одного, двух новых детей. Это облегчает процесс привыкания детей к условиям детского сада. Постепенно увеличивается время пребывания детей в группе. На этом этапе воспитатель организует следующие формы взаимодействия с детьми:

  1. Создание положительных установок на соблюдение режимных процессов (чтение потешек при одевании, раздевании, при приеме пищи, при умывании, при засыпании…)
  2. Развивающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры, физкультминутки
  3. Показ настольного театра, кукольный театр
  4. Игры с мыльными пузырями, воздушными шариками

Для родителей дополнительно проводятся индивидуальные консультации и беседы по адаптации детей, в приемной вывешивается наглядно-консультационный материал: папки передвижки, фотовыставки, стенды с информацией.

Во время адаптации в группе вместе с воспитателем совместную деятельность организует педагог-психолог. Исходя из наблюдений, воспитатель вместе с психологом заполняет индивидуальный маршрут для ребенка и адаптационные карты. При необходимости психолог с родителями проводит консультации. Эффективная работа с родителями является одним из условий положительной адаптации детей к детскому саду.

Еще одним важным условием социализации и успешной адаптации ребенка в детском саду является проведение семейных праздников в группе. Важно понимать, что праздник в ДОУ для ребенка раннего возраста – это период сильных эмоциональных переживаний, поэтому предварительная работа с родителями проводится задолго до начала мероприятий.  Важно научить, подсказать родителям как вести себя во время совместных праздников, к чему стоит быть готовым и какие правила необходимо создавать, чтобы праздник стал ярким и эмоционально положительным событием.

Новый год – самый необычный и волшебный праздник. Это первый праздник для детей и родителей. Дети вместе с мамой проходят в группу под музыкальное сопровождение. Для того, чтобы дать возможность малышу привыкнуть, к нахождению мамы в группе, воспитатель проводит мастер-класс: «Совместное изготовление открытки к Новому году». Тема совместной деятельности может быть разной: открытка, рисунок, творческая работа. Главное, что родители находятся рядом, помогают малышам в изготовлении работ.

После завершения мастер-класса воспитатель обращает внимание на елочку: дети вместе с мамами подходят к елочке, рассматривают ее, украшают игрушками, дуют перышки на нее, водят хороводы. В гости к малышам приходит Снегурочка. Вместе с ней дети играют в волшебную игру с покрывалом, танцуют под музыкальное сопровождение. К малышам присоединяется и Снеговик. Он играет с детками в игры со снежками, пальчиковые игры. Весь праздник проходит в спокойной обстановке, без слез и расставаний. Родители участвуют вместе с малышами.

Весенний праздник 8 марта также проходит совместно с родителями, но многие дети к этому моменту чувствуют себя уже более уверенными и самостоятельными, поэтому участие родителей в этом празднике становится менее активным. Родители оказывают поддержку и включаются в совместную деятельность по мере необходимости, - помогают деткам в прочтении стихотворений, пении песен, танцуют вместе. Воспитатель показывает малышам сказку «Заюшкина избушка». Для этого использует ширму. Дети с интересом смотрят сказку, следят за героями сказки, сопереживают им. В завершении праздника дети дарят мамам работы, которые сделали в совместной деятельности с воспитателем группы. Такой опыт общения очень важен для детей раннего возраста.

Весной проводится праздник весны: «Вот и повзрослели малыши». Дети показывают родителям чему они научились в течении года, как выросли и повзрослели. На этом этапе родители становятся активными зрителями. В конце праздника раздаются портфолио для каждого ребенка, где описываются увлечения деток, интересы, работы, сделанные в течении года. Также вкладываются фотографии детей: праздников, совместной деятельности, режимных процессов. Такой опыт сближает детей и родителей.

В течении года проводятся совместные досуги: «Путешествие в осенний лес», «Поздравляем маму с днем матери», «Широкая масленица», «Читаем сказки Чуковского», «Веселое путешествие» …

Родители совместно с детьми участвуют в выставках: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Неделя книги», «Чему я научился» Малыши рисуют, делают различные поделки вместе с родителями. Приносят работы в группу, где мы их рассматриваем вместе и радуемся.

Воспитатели тоже проводят совместную деятельность по изготовлению открыток, работ к праздникам для родителей: «Зеленая елочка», «Мимоза для мамы», «Кораблик для папы», «Пасхальное яйцо»

В течение года воспитатели проводят консультации для родителей, индивидуальные беседы, пополняют информационный материал в приемной. В нашем ДОУ создан сайт для родителей. Воспитатели делятся с родителями важной информацией, предоставляют фотоматериалы.

На следующий год малыши переходят в младшую группу. В период адаптации к новым условиям мы всегда навещаем наших деток, беседуем с ними и играем.

Таким образом, можно сделать вывод, что такое взаимодействие положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей и малыши с удовольствием посещают детский сад. Благодаря взаимодействию педагогов ДОУ с родителями групп раннего возраста наши дети эффективно развиваются и общаются друг с другом. А самое главное малыши больше общаются с родителями, сближаются с ними.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 17 октября.2013.
  2. Арнаутова Е.П. – основы сотрудничества педагога с семьями дошкольника. - М., 1994,-235с.
  3. Доронова Т.Н. дошкольное учреждение и семья -единое пространство детского развития, -М.: Пинка-Пресс, 2001, -240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе раннего возраста

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВКИ для воспитателя работающего в группе раннего возраста....

Конспект игровой деятельности по сенсорному развитию по ФГОС во 2 группе раннего возраста «У солнышка в гостях».

Конспект игровой деятельности по ФГОС во 2 группе раннего возраста по  сенсорному развитию     «У солнышка в гостях».Цель:1.Образовательная: обогатить активный слов...

ФГОС ДОО в группах раннего возраста

Почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольныхучреждений? Это требование нового закона «Об образовании» —дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общегообразования, и это ...

Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возрастаРанний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие чел...