КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Махрова Анна Валерьевна

 Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.

 

Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество.

 Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традициях, народном творчестве, мордовском костюме – познание, коммуникация.

Учить симметрично располагать элементы на салфетке- познание,коммуникация.

Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы- художественное творчество, познание.

Воспитывать любовь к малой Родине – коммуникация, познание.

Развивающая среда. Аудиозапись мордовской народной музыки, мордовский национальный костюм,  кукла одетая в мордовский национальный костюм, ленточки- синего, черного, красного, желтого цвета,  загадки на мордовском языке, бумага(салфетки), гуашь.

Предварительная работа. Рассматривание куклы в национальном костюме и отдельных элементов узора; чтение мордовских стихов, загадывание загадок; разучивание «Мордовского танца»; разучивание песни «Веселые путешественники»; разучивание мордовской народной игры «Кругса».

Ход

Вводная беседа.

Воспитатель.

-Ребята, в какой Республике мы живем? (в Мордовии)

-Как называется столица Мордовии?  (Саранск)

-В каком городе мы живем? (в Рузаевке)

-А какие города вы еще знаете? ( Инсар, Темников, Ардатов, Ковылкино)

(Звучит мордовская народная музыка. Входит девочка в мордовском национальном костюме)

Алда. Шумбратада шабат!

Дети. Шумбрат!

Воспитатель. Что привело тебя к нам?

Алда. Я хочу пригласить вас  в необычное путешествие на поезде. Занимайте места. А чтобы не было скучно,  пусть звучит песня.

 (Песня «Веселые путешественники»)

Алда. Итак, мы подъехали к первой станции «Музей»

(Детей встречает Агра и показывает куклу в мордовском национальном костюме)

Агра. Ребята, в какой костюм одета кукла?(Мордовский национальный костюм)

Агра. Дети, посмотрите внимательно, какие знакомые цвета вам встретились?(Ответы детей на мордовском языке: синий- сенем, черный-равжа, красный-якстерь, желтый-тюжя)

Алда. Как называется эта красивая рубаха? (Панар)

Алда. А передник? (Ркава)

Алда.Платок?(Руця)

Алда.Сапоги?(Кемот)

Алда. Молодцы! А теперь в путь!

(Дети прощаются с Агрой на мордовском языке)

(Поют песню «Веселые путешественники»

Алда. Станция «Игровая»

(Встречает детей клоун- затейник и приглашает детей поиграть в игру)

Мордовская народная подвижная  игра «Кругса»

(Алда играет вместе с детьми )

Клоун-затейник. Вижу вы очень внимательные, это вам в жизни пригодится.

Алда. Поехали дальше.

(Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Алда. Станция «Поэтическая»

(Детей встречает бабушка-загадушка)

Бабушка-Загадушка. Шумбратада,шабат!

Дети. Шумбрат!

Бабушка – Загадушка. Меня зовут бабушка-Загадушка. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.

1 Одежды себе не шью, а холст постоянно тку? (Паук и паутина)

2 Горбатая бабушка все поле обойдет? (Серп)

3 Куда я не пойду- везде я мать? (Солнце)

4 В поле идет величиной с блоху, с поля возвращается величиной с шапку? (Репа)

Бабушка – Загадушка.  Молодцы! С загадками справились. А стихи читать умеете? (Дети читают стихи)

1 Шуди ару ляйнясь,

  Кодане сиянь,

  И кудря волнанят

  Кепси тифтенянь.

 

2  Ой тон,пакся,пакся,

    Ащат , кода карта,

   Ваномот мон яксян

   Ялганянень мархта.

 

 Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и стихи хорошо читали.

Агра. Нам пора спешить на поезд. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Весело весну встречаем, всех на танец приглашаем! (Звучит музыка. Дети исполняют «Мордовский танец» )

Агра. Мы должны торопиться. Поедем дальше?

Дети: Да! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Станция «Рисовальная» (Детей встречает Карандаш)

Карандаш. Шумбратада, шабат!

Дети. Шумбрат!

Карандаш. Я очень рад , что вы остановились на моей станции ! я не просто карандаш, я ведь друг надежный вам. Стоит мне взмахнуть своим волшебным карандашом и вы превратитесь все в художников. (Взмахивает карандашом и дети садятся за столы. Алду просит детей, чтобы они расписали салфетки мордовским орнаментом . Показывается образец)

Карандаш.  Какие геометрические фигуры вам напоминает орнамент? (квадрат, ромб) Какую форму имеет ваша салфетка? (Квадратную)

С чего мы начнем работу? Сначала будем украшать края салфетки, затем середину. Проведем красным цветом вертикальные линии с двух сторон, отступив немного от края. Получились две параллельные  полосы. Далее делим их на квадраты. После того как нарисовали квадраты черной гуашью рисуем крестики в квадратах. Какую фигуру мы нарисуем в центре? (Ромб)

Ромб рисуем красным цветом, далее делим его на четыре части. У нас получилось четыре ромба.

Теперь черной краской мы нарисуем четыре ромба так, чтобы наша белая основа была видна. (В ходе работы воспитатель помогает детям индивидуально)

Алда. Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Молодцы!  А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Дети. Няемозонк!

 

Анализ занятия.

Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. Я хочу вам сказать, что вы все были активны, внимательны. Хорошо читали стихи, отгадывали загадки, танцевали.

А салфетки получились как у настоящих художников! Молодцы!

Приложение.

Мордовская народная игра «Кругса»

Цели. Сближать детей, учить узнавать друг друга, развивать внимание.

Ход. Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

 Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись!

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос, другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чье имя будет угадано, становятся водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг и  игра продолжается дальше.

Правила. После каждого узнавания игрока дети становятся в круг, игра начинается сначала.

Литература

1.Самородов К.Т.  Мордовские пословицы и присловья. Мордовское книжное издательство. Саранск. 1988 г.

2.ВласенкоГ.Я. Танцы народов Поволжья. Самарский университет. 1992г.

3. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.

4. Зайцева В.Н. Детские песни и песенки. Изд-во Москва. 2006 г.

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва.  «Просвещение» 1983г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyat._mord_kostyum_-_kopiya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад№50

комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ

 

«МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

(Старшая группа)

ПОДГОТОВИЛИ

ВОСПИТАТЕЛЬ: МАХРОВА  А.В.

                                  МАХРОВА Н. И.

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.

Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество.

 Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традициях, народном творчестве, мордовском костюме – познание, коммуникация.

Учить симметрично располагать элементы на салфетке- познание,коммуникация.

Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы- художественное творчество, познание.

Воспитывать любовь к малой Родине – коммуникация, познание.

Развивающая среда. Аудиозапись мордовской народной музыки, мордовский национальный костюм,  кукла одетая в мордовский национальный костюм, ленточки- синего, черного, красного, желтого цвета,  загадки на мордовском языке, бумага(салфетки), гуашь.

Предварительная работа. Рассматривание куклы в национальном костюме и отдельных элементов узора; чтение мордовских стихов, загадывание загадок; разучивание «Мордовского танца»; разучивание песни «Веселые путешественники»; разучивание мордовской народной игры «Кругса».

Ход

Вводная беседа.

Воспитатель.

-Ребята, в какой Республике мы живем? (в Мордовии)

-Как называется столица Мордовии?  (Саранск)

-В каком городе мы живем? (в Рузаевке)

-А какие города вы еще знаете? ( Инсар, Темников, Ардатов, Ковылкино)

(Звучит мордовская народная музыка. Входит девочка в мордовском национальном костюме)

Алда. Шумбратада шабат!

Дети. Шумбрат!

Воспитатель. Что привело тебя к нам?

Алда. Я хочу пригласить вас  в необычное путешествие на поезде. Занимайте места. А чтобы не было скучно,  пусть звучит песня.

 (Песня «Веселые путешественники»)

Алда. Итак, мы подъехали к первой станции «Музей»

(Детей встречает Агра и показывает куклу в мордовском национальном костюме)

Агра. Ребята, в какой костюм одета кукла?(Мордовский национальный костюм)

Агра. Дети, посмотрите внимательно, какие знакомые цвета вам встретились?(Ответы детей на мордовском языке: синий- сенем, черный-равжа, красный-якстерь, желтый-тюжя)

Алда. Как называется эта красивая рубаха? (Панар)

Алда. А передник? (Ркава)

Алда.Платок?(Руця)

Алда.Сапоги?(Кемот)

Алда. Молодцы! А теперь в путь!

(Дети прощаются с Агрой на мордовском языке)

(Поют песню «Веселые путешественники»

Алда. Станция «Игровая»

(Встречает детей клоун- затейник и приглашает детей поиграть в игру)

Мордовская народная подвижная  игра «Кругса»

(Алда играет вместе с детьми )

Клоун-затейник. Вижу вы очень внимательные, это вам в жизни пригодится.

Алда. Поехали дальше.

(Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Алда. Станция «Поэтическая»

(Детей встречает бабушка-загадушка)

Бабушка-Загадушка. Шумбратада,шабат!

Дети. Шумбрат!

Бабушка – Загадушка. Меня зовут бабушка-Загадушка. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.

1 Одежды себе не шью, а холст постоянно тку? (Паук и паутина)

2 Горбатая бабушка все поле обойдет? (Серп)

3 Куда я не пойду- везде я мать? (Солнце)

4 В поле идет величиной с блоху, с поля возвращается величиной с шапку? (Репа)

Бабушка – Загадушка.  Молодцы! С загадками справились. А стихи читать умеете? (Дети читают стихи)

1 Шуди ару ляйнясь,

  Кодане сиянь,

  И кудря волнанят

  Кепси тифтенянь.

2  Ой тон,пакся,пакся,

    Ащат , кода карта,

   Ваномот мон яксян

   Ялганянень мархта.

 Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и стихи хорошо читали.

Агра. Нам пора спешить на поезд. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Весело весну встречаем, всех на танец приглашаем! (Звучит музыка. Дети исполняют «Мордовский танец» )

Агра. Мы должны торопиться. Поедем дальше?

Дети: Да! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Станция «Рисовальная» (Детей встречает Карандаш)

Карандаш. Шумбратада, шабат!

Дети. Шумбрат!

Карандаш. Я очень рад , что вы остановились на моей станции ! я не просто карандаш, я ведь друг надежный вам. Стоит мне взмахнуть своим волшебным карандашом и вы превратитесь все в художников. (Взмахивает карандашом и дети садятся за столы. Алду просит детей, чтобы они расписали салфетки мордовским орнаментом . Показывается образец)

Карандаш.  Какие геометрические фигуры вам напоминает орнамент? (квадрат, ромб) Какую форму имеет ваша салфетка? (Квадратную)

С чего мы начнем работу? Сначала будем украшать края салфетки, затем середину. Проведем красным цветом вертикальные линии с двух сторон, отступив немного от края. Получились две параллельные  полосы. Далее делим их на квадраты. После того как нарисовали квадраты черной гуашью рисуем крестики в квадратах. Какую фигуру мы нарисуем в центре? (Ромб)

Ромб рисуем красным цветом, далее делим его на четыре части. У нас получилось четыре ромба.

Теперь черной краской мы нарисуем четыре ромба так, чтобы наша белая основа была видна. (В ходе работы воспитатель помогает детям индивидуально) 

Алда. Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Молодцы!  А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Дети. Няемозонк!

Анализ занятия.

Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. Я хочу вам сказать, что вы все были активны, внимательны. Хорошо читали стихи, отгадывали загадки, танцевали.

А салфетки получились как у настоящих художников! Молодцы!

Приложение.

Мордовская народная игра «Кругса»

Цели. Сближать детей, учить узнавать друг друга, развивать внимание.

Ход. Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

 Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись!

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос, другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чье имя будет угадано, становятся водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг и  игра продолжается дальше.

Правила. После каждого узнавания игрока дети становятся в круг, игра начинается сначала.

Литература

1.Самородов К.Т.  Мордовские пословицы и присловья. Мордовское книжное издательство. Саранск. 1988 г.

2.ВласенкоГ.Я. Танцы народов Поволжья. Самарский университет. 1992г.

3. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.

4. Зайцева В.Н. Детские песни и песенки. Изд-во Москва. 2006 г.

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва.  «Просвещение» 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поэзия национального костюма"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...

Конспект НООД /Эрзянский национальный костюм/ Вторая младшая группа

Цель:     - формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.Задачи:-продолжать расширять представления детей о родном крае.-познакомить ребя...

конспект занятия"Русский национальный костюм"

Приобщение дошкольников к народной культуре...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...

Конспект НОД "Башкирский национальный костюм"

Задачи:                    1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, ...

Конспект занятия "Мордовский национальный костюм мокшан и эрзян"

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве....