конспект занятия"Русский национальный костюм"
план-конспект занятия (средняя группа)

Огурцова Татьяна Павловна

Приобщение дошкольников к народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-russkiy_narodnyy_kostyum.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Открытого интегрированного занятия

в старшей группе на тему:

« Русский национальный костюм»

Цели: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры .

Задачи:

 Образовательные:  Закрепить знания детей о русском национальном костюме, о значении деталей костюма. Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.

Развивающие:  Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа.

Словарная работа:   Прошлое ,орнамент, подол, оберег, набойка, киянка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова; проблемные вопросы; рассматривание изделий народных костюмов; подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель:

--Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях.

-Ребята, давайте подарит нашим гостям ваши улыбки.

Пусть наша добрая улыбка      (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом,   (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни

(руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром.  (руки в стороны)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в далекое  прошлое. Подумайте, что такое - прошлое?

- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).

-А что нам может помочь вернуться в прошлое?

(рассуждение детей)

-Посмотрите, какой красивый старинный  сундучок. Он  то и поможет нам!

-Сундучок открывается, путешествие начинается!

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой. (Достает куклу в русском костюме)

-Какая необычная гостья, какой интересный у нее наряд! Подумайте,  когда носили такую одежду?

-Как называется такой костюм? ( Русский народный костюм.)

 -А вы знаете  из чего состоит  женский русский народный костюм?

(Сорочка, сарафан, душегрея, кокошник, ленточка)

- Какие  главные части мужской одежды? (Показ картинки). Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.

-Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнаментом.. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, значит, оберегала, защищала. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь, желтый - тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)

Вышивкой занимались с детства девицы.
Были к замужеству все — мастерицы.

Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.

Наши русские узоры  Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!

Воспитатель:  Обратите внимание, в каких местах украшалась одежда?

(По краю рукава, подола, воротника.) (Подол - нижняя часть одежды)

Воспитатель: Вот, видите, оказывается, наши предки были большими мастерами и умельцами, потому что они делали все своими руками. Вот и мы с вами покажем, как умеем трудиться.

- Как говорили наши предки - «Делу время, потехе час». (физминутка)

Воспитатель:

- Ну, вот отдохнули, а теперь хотите сами создать оберег на одежде?. 

-Тогда возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)

Воспитатель: Наносить узоры мы свами будем необычным способом.   С помощью  набивных  печатных узоров. Этот вид  художественной росписи тканей называется - набойка. Для набойки изготавливали  деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика. (показ и рассматривание иллюстраций) При набивке на ткань накладывали покрытую краской форму и ударяли  по ней специальным молотком киянкой.  Отсюда и название «набойка», «набивка».

Мы с вами будем использовать заготовки штампов, предварительно окуная их в краску и прижимая к ткани. Каждый  из вас создаст свой неповторимый  оберег!

( Дети садятся за рабочие столы, на которых находятся трафареты  народного костюма, краски, штампы, , набивают  орнамент. В ходе практической деятельности звучит русская народная мелодия)

Воспитатель:- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

Воспитатель: Недаром в народе говорили: « Дело мастера боится».  Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. 

Воспитатель: Наше занятие подошло  к концу. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей). Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с  заданием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Пословицы  о  труде,  игра  " Золотые  ворота"....

Конспект занятия "Поэзия национального костюма"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...

Открытое занятие "Русский национальный костюм"

Рассказ детям о жизни людей на Руси в давние времена, вызвать интерес к историческому прошлому России....

Конспект интегрированного музыкального занятия "Русский национальный костюм"

Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ в целях ознакомления с русским народным костюмом...

Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...

цикл занятий русский национальный костюм

цикл занятий по приобщению детей к русской культуре...

Конспект занятия "Мордовский национальный костюм мокшан и эрзян"

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве....