Конспект интегрированного музыкального занятия "Русский национальный костюм"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шайхеева Татьяна Викторовна

Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ в целях ознакомления с русским народным костюмом

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

 «Русский народный женский костюм»

(по проекту)

 совместно с воспитателем по изодеятельности

Цель: формирование у детей элементарных представлений о русском народном женском костюме.

Задачи:

1. Формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире, умение отвечать полными предложениями, обогащать словарь детей новыми словами.

2. Развивать музыкальные и творческие способности.

3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Заря-заряница», «Ручеёк», «Жмурки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Словарная работа:

Старина, ремесленники, домотканная, сундук, мешковина, холст, ситец, крестьяне, чан, душегрея, парча, навершник, символ, заправляли, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай).

Методы и приёмы:

Показ игрушек, картинок, предметов.

Рассказ, объяснение, пояснение, беседа.

Вопросы к детям, указания.

ИКТ

Материал к занятиям:

Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча), пословицы.

Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.

Оборудование и материалы: кукла в национальном костюме, русский народный костюм; иллюстрации,  аудиозаписи русских народных песен.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия, дети заходят в музыкальный зал.

Муз.рук:  Добрый день, гости званные, желанные! Рады мы гостям их всех краев, всех ждем, встречаем, рассказать о своем национальном костюме предлагаем. Посмотрите, у нас сундучок стоит старинный. Что же там лежит?

Муз.рук: (достает куклу в национальном костюме). Ах, это гостьюшка к нам пришла! Как, вы думаете, ее зовут? Имя ее - Марьюшка. Что вы можете сказать про имя гостьи?

Какого цвета у куклы волосы?

Какого цвета кожа?

А какие глаза? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Муз.рук:

На Руси был обычай: когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и должна была она носить головной убор –кокошник. Русский национальный костюм – это в основном сарафан. Сарафан – это старинный вид одежды, который носили и девушки, и женщины. Его шили из домотканной ткани. Эту  ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину не было и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. Ребята, а совсем богатые люди носили одежду из порчи.

Но главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная, ниже колен, одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту. Пословица «У бабы рубашки – те же мешки, рукава завяжи, да чего хочешь положи».

Объясните эту пословицу.

Головной убор – кокошник, расшитый золотыми нитями. Еще на голову надевали ленточку и любили девицы играть.

Русская народная игра «Заря-заряница»

Муз.рук: И еще к нам пришел гость (достает куклу Иванушку)

Мальчики носили штаны и рубашки с длинным рукавом. Рубашки подвязывали поясом, он был как оберег. На ногах надеты лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Называлась она онучи. А штаны назывались порты.

Муз.рук:  А теперь давайте поиграем в игру «Найди и покажи». Я буду загадывать загадки о какой- нибудь старинной одежде, а тот, кто отгадывает, показывает одежду.

Игра «Найди и покажи»

Каждый день поутру надеваю я трубу. Ну не догадаться вам! Она зовется… (Сарафан) .

Он украшает голову, на цветок похож, весь расшит узорами, уж очень он хорош. А зовут такой убор? (Кокошник) .

Что же это за одежда: с четырьмя отверстиями, в одно входишь, а в три выходишь? (Рубаха) .

Целый день я нем хожу, словно в обруче. (Пояс) .

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди и плели из лыка. А чтоб с ножки не спадали, их веревкой привязали. (Лапти). Дети думают, размышляют, отгадывают. Развивается умение рассуждать. Активизация мыслительной деятельности.

Муз.рук:  Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем в хоровод. Собрались мы позабавиться,

Да потешиться – пошутить,

Поиграть да посмеяться.

Эй, веселый народ, становись в хоровод! Дети под народную музыку водят хоровод.

Русская народная песня «Как у наших, у ворот»

Муз.рук:

Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем украшать  русский народный костюм.

 Практическая часть занятия проводит воспитатель по изодеятельности.

Девочки декорируют сарафан, мальчики рубаху.

Подведение итогов.

 Что нового вы узнали на занятии?

Надевают ли сейчас национальные костюмы?

Где вы видели людей в национальных костюмах? Дети отвечают на вопросы, делают выводы.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"

Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры. Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество. Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традиция...

Конспект интегрированного занятия "Мордовский национальный костюм"

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Уточнить и закрепить знания детей о...

конспект ООД "Красота башкирского национального костюма"

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе на тему "Красота башкирского национального костюма"...

Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе

Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе...

Конспект занятия ,,Кукла в национальном костюме,,

Познакомить детей с женским  и мужским русским национальным костюмом...