Конспект НОД "Куклы в национальных костюмах"
план-конспект занятия (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

Воспитание толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kukly_v_natsionalnyh_kostyumah.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»









Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Куклы в национальных костюмах»





                                                                                 Подготовила:
                                                                                 А.З. Жаппарова
                                                                                 воспитатель высшей категории

Тема: «Куклы в национальных костюмах» Цель: Воспитание толерантного поведения.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Задачи:

  • учить детей различать национальные костюмы: русский, башкирский, марийский;
  • развивать интерес к людям различных национальностей: их языку, костюмам, быту;
  • воспитывать желание делать приятное для людей, дарить подарки, сделанные своими руками.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать        общение        и        взаимодействие        ребёнка        со        взрослыми        и сверстниками;
  • воспитывать желание делать приятное для взрослых.

«Речевое развитие»:

  • обогащать активный словарь (башкирка, русская, марийка, льняная рубаха, камзол);
  • познакомить с новыми словами (пестик, маслобойка).

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Совершенствовать навыки работы с глиной, умение применять приемы раскатывания, расплющивания, прижатия, промазывания.

Используемые методы и приемы:

  • наглядные: показ фотографий и иллюстраций;
  • словесные: рассказ воспитателя, беседа;
  • игровые: игра с бабушкой;
  • практические: лепка из глины.

Материалы и оборудование:

  • куклы в народных костюмах,
  • сундучок,
  • маслобойка,
  • глина,
  • доска для лепки,
  • стеки,
  • тряпка для рук,
  • аудиозапись с народными мелодиями.

Ход

Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать? (открывает конверт) - Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдем к ней? (дети приходят        к бабушке)

Бабушка: Здравствуйте, дети!

Дети:        Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.

Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного.

Хотите посмотреть. (Достает куклу в русском костюме)

Кукла:        Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы? Кукла:        Из древней Руси.

Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?

Кукла:      Зовут    меня    Марьюшка.    Имя    по-православному    означает

«госпожа».

Воспитатель: Аня, посмотри, что есть еще в сундуке (достает куклу в башкирском наряде)

Кукла:        Исәнмесез. Здравствуйте!

Бабушка: А вы кто такая?

Кукла:        Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».

Бабушка: Расскажи о своем костюме.

Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.

Дети:        Спасибо.

Бабушка: Оля, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)

Кукла:        Сайулыда! Здравствуйте!

Дети:        Расскажите нам, кто вы такая?

Кукла:   Я – марийка Айвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На

голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшены лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).

Дети:         А что означает ваше имя?

Кукла:      Айвика в переводе «сильная».

Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и марийская кукла Айвика).

Бабушка: А вы дети знаете, что означают ваши имена? Узнайте, это интересно. Хочу вас свежим деревенским маслом угостить. Схожу к соседке за маслобойкой, у меня она, смотрите, треснула. А вы пока поиграйте на свежем воздухе, я скоро вернусь (уходит).

Воспитатель: Давайте ребята сделаем бабушке подарок. Почему маслобойка так называется, ребята? (сбивают в нем масло). Внимательно рассмотрим ее: она высокая, дно закрыто, сверху открыто, есть палка для сбивания масла. Она называется пестик.

  • На что похожи стенки посуды? (на цилиндр)
  • А дно? (на круг)
  • Я научу вас лепить из глины маслобойку. Берем глину, делим на 2 части. Одну часть (большую) отложим в сторону, вторую делим на 2 части. Из одного маленького куска глины скатаем шар и расплющим ее в небольшой диск, отложим в сторону.

Берем большой кусок глины, раскатаем его в толстый, не очень длинный валик. Валик расплющить так, чтобы получилась полоска, ленточка. Теперь эту ленточку соединим так, чтобы получился цилиндр. Хорошо загладим место соединения. У нас получилась стенка маслобойки, а дно уже есть.

Поставим цилиндр на диск-дно, прижмем плотно и хорошо примажем стенку ко дну. Вот и получилась маслобойка.

  • Чем сбивают масло? (пестиком)
  • Из третьего куска глины скатаем длинный валик, не очень тонкий. Пест готов.

Стекой аккуратно нарисуем элементы национального орнамента. Наша маслобойка готова. А вот и бабушка пришла.

Бабушка: Вот беда, беда… У соседки тоже маслобойка сломалась. Что же теперь  делать?

 Дети: Бабушка, не переживайте. Мы много маслобоек сделали, хватит всем вашим соседям и знакомым.

(Дети        вручают        бабушке        подарки,        а        бабушка        угощает        детей        чаем        с пирогами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поэзия национального костюма"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...

Конспект НООД /Эрзянский национальный костюм/ Вторая младшая группа

Цель:     - формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.Задачи:-продолжать расширять представления детей о родном крае.-познакомить ребя...

конспект занятия"Русский национальный костюм"

Приобщение дошкольников к народной культуре...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...

Конспект НОД "Башкирский национальный костюм"

Задачи:                    1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, ...

Конспект занятия "Мордовский национальный костюм мокшан и эрзян"

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве....