СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Колесникова Элина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

       ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 

       ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ  ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»

                Тема 1.  Виды занятий по рисованию.

Исследования по проблемам детской изобразительной деятельности Т.Г.Казаковой, Е.А Флёриной, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной. Предметное и сюжетное рисование в дошкольном возрасте. Виды предметного рисования: по памяти, по предварительному наблюдению, рисование с натуры. Специфика рисования по памяти (развитие зрительной памяти, наблюдательности, образного мышления). Специфика рисования по предварительному наблюдению (показ конкретного предмета, изучение, запоминание. рисование). Специфика рисования с натуры (наука видеть предмет: понимание строения, восприятие формы, цвета, последующее воспроизведение предмета в рисунке). Требования к натуре для детей дошкольного возраста: чёткость формы и строения, разноцветность плоскостей.

Виды сюжетного рисования: рисование по собственному замыслу, на заданную тему, выполнение иллюстраций к литературным произведениям. Требования к организации занятий по собственному замыслу (необходимость подготовительной работы: предварительное объяснение наилучшего варианта передачи задуманного с предоставлением ребёнку возможности сохранить самобытность собственного рисунка. Требования к заданиям для работ на заданную тему (интересная составляющая, простота и доступность) и к вступительной беседе педагога (акцентирование внимания детей на выделение основного в рисунке, помощь в осознании предмета в рисовании). Требования к проведению занятий по иллюстрированию литературных произведений (сосредоточение внимания детей на определённом эпизоде, помощь в выделении главного, в компоновке рисунка).

Тема 2.  Конструктивная деятельность дошкольников.

 Понятие конструктивной деятельности и детского конструирования. Исследователи проблем конструктивной деятельности З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова.   Своеобразие конструктивной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте. Типы конструирования: художественное и техническое. Своеобразие технического конструирования (отображение реально существующих объектов, придумывание конструкций по ассоциации с имеющимися образами, моделирование основных структурных и функциональных признаков). Виды технического конструирования: конструирование из строительного материала. Из деталей конструкторов, крупногабаритных модульных блоков. Преобразование образца в соответствии с заданными условиями как эффективное средство активизации поисковой деятельности ребёнка и развития образного мышления

 Основные этапы в конструировании (создание замысла и его исполнение). Особенности детского свободного конструирования в условиях отсутствия обучения. Источники замысла в детском конструировании (предметный и природный мир, виды деятельности). Необходимость создания условий для формирования умении видеть характерные особенности предметов (помощь в овладении пространственным мышлением, положительная эмоциональная окрашенность детской деятельности).

 Формы организации обучения детскому конструированию (конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по условиям, конструирование по чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, конструирование по теме).

Общие показатели творческого конструирования: создание образов, их количество, новизна и т.д., умение строить разные образы на одной основе, умение видеть целое раньше частей, интеллектуальная активность, увлечённость поисковой деятельностью.

 Общие основы организации конструирования дошкольников (формирование обобщённых знаний, умений, способов деятельности, использование различных форм организации обучения, диалогическая форма общения, включение конструирования в различные жизненные события, организация целенаправленных наблюдений, создание условий для экспериментирования с различными материалами).

Тема 3.  Эстетическое восприятие детьми живописных и графических произведений.

Исследователи проблемы восприятия изобразительного искусства: Н.С.Карпинская, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Т.А.Репина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др. Особенности восприятия дошкольниками произведений живописи и графики.

Специфика восприятия живописи в дошкольном возрасте. Выделение детьми нравственной, познавательной, эстетической ценностей содержания. Развитие понимания социальной значимости смысла от неосознанного восприятия к адекватному осмыслению содержания, мотивированному логическими связями и средствами выразительности. Доступность системы знаний о композиции детям 5-6 лет (Вершинина Н.А.)

   Уровни эстетического восприятия живописи детьми (исследования Н.М.Зубаревой): радость при виде знакомых предметов (мотив оценки предметного или практического характера), осознание элементарных эстетических качеств (мотив оценки – элементарно-эстетический), способность воспринимать не только внешние явления, но и внутреннюю характеристику образа.

  Требования к отбору живописных произведений (воспитательная направленность, чёткость изображения, его реалистичность, доступность содержания, композиционного и колористического решения).

 Средства художественно-образной выразительности в иллюстрации (линия, форма, цвет, композиция). Особенности восприятия графических произведений детьми 3-4 (акцентирование внимания на предмет), 5-7 лет (акцентирование внимания на позу и приёмы для передачи движения, понимание отношений «ближе-дальше»). Необходимость соотнесения текста и картинки (Р.И.Жуковская, Т.А.Репина) Показ иллюстрации и формирование отношения к герою. Показатели развития восприятия книжной иллюстрации (исследования В.Я.Кионовой) Мастера детской книжной графики: В.М.Конашевич, В.В.Лебедев, А.Ф.Пахомов, Е.И.Чарушин, Ю.А.Васнецов, Е.М.Рачёв.

Восприятие графического произведения: целостный охват художественного образа, восприятие отдельных характерных черт образа, сюжета, композиции. Показатели развития восприятия книжной иллюстрации: В.Я.Кионова: понимание содержания иллюстраций, осознание средств выразительности, понимание выразительности как в традиционной манере исполнения, так и с элементами условности.

Тема 4. Руководство изобразительной деятельностью. Роль обследовательских действий.

Общие задачи руководства детской изобразительной деятельностью (формирование мотивов изодеятельности, развитие умения самостоятельно ставить цели, формирование восприятия, развитие воображения в момент восприятия, формирование действий замысливания, формирование собственно изобразительных действий).

Роль обследовательских действий. Понятие обследования. Этапы обследования (целостное эмоциональное восприятие предмета через выразительный признак; аналитическое восприятие предмета (выделение и называние самой крупной части, определение её формы, определение положения этой части в пространстве, выделение др. крупной части и определение её формы, величины относительно основной, выделение цвета, повторное целостное эмоциональное восприятие).

Особенности обследования в младшей (совместный жест), средней (строение предмета), старшей (соотношение частей по ширине, длине, высоте), подготовительной (разнообразие предметов одного типа) группах. Последовательность обследовательских операций в лепке (выделение общей формы, специфической формы, формы др. частей и сравнение с формой центральной части, определение величины др. частей по сравнению с основной, определение положения частей по отношению к основной, восприятие рельефных особенностей). Особенности обследования в аппликации (произведение обследующего жеста в обр. сторону – справа налево). Требования к наблюдениям (целенаправленность, эмоциональность, осмысленность, активность детей, повторность наблюдений, учёт возрастных возможностей). Особенности наблюдений в мл. дошкольном возрасте (простые яркие предметы в естественной обстановке), в сред. (выделение нескольких признаков, усложнение содержания, изменение длительности), в старшем (установление взаимного расположения предметов в пространстве, формирование изобразительного представления).

Тема 5.  Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности дошкольников.

Исследования А.В.Бакушинского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, А.А.Волковой, Н.В.Шайдуровой. Доизобразительный и изобразительный периоды. Специфика доизобразительного периода (н.2-го г.ж.- 3г.): отсутствие конкретики, отсутствие сходства с реальностью, в содержании – линии разной конфигурации, длины, толщины (каракули). Стадии периода: стадия экспериментирования средствами изодеятельности (роль манипулятивной  деятельности; стадия экспериментирования со штрихом и пятном (стадия марания); стадия каракуль (зигзаги, «мотки»,  перекрещенные линии). Появление среди каракуль фигур, дающих потенциальные возможности для отражения зрительных впечатлений от мира.

Стадии изобразительного периода: стадия бесформенных изображений или стадия ассоциативных каракуль (от 2,5 – 4 лет) – каракули с попытками нарисовать реальные объекты, стадия схем (от 3 – 6(8) лет) –от упрощённых схем до наполнения существенными частями и деталями (головоноги - человек-скелет - человек в одежде (рисование всех частей по отдельности с присоединением их друг к другу), стадия правдоподобных изображений (5(6)-13(14) лет) – попытка передать наблюдения и впечатления в образах, появление пропорциональности, округлости частей тела, передача характерных особенностей человека или литературного персонажа, стадия правильных (реалистических) изображений, стадия обобщённого рисунка (обобщённый сюжетный контекстный рисунок, дополняющийся комментарием).  

Тема 6.  Обучение детей дошкольного возраста лепке.

Исследования по проблемам обучения детей лепке Н.Б.Халезовой, М.А.Гончаровой, Г.М.Вишневой. Своеобразие лепки (объёмный способ изображения, пластичная передача формы и движения). Роль лепки в дошкольном возрасте (знакомство с объёмной формой, координирование движений, развитие мелкой мускулатуры, глазомера, пространственного мышления, помощь в изображении движения в рисовании). Пластичная передача формы и движения как основное изобразительное средство. Специфика лепки в доизобразительном периоде (самостоятельность действий в манипуляциях с глиной) и изобразительном периоде с появлением образного мышления (освоение приёмов  лепки, формирование навыков работы с пластическим материалом, изобразительных навыков).

Материалы для лепки (глина, пластилин, тесто, песок, снег, репьи, бумажная масса). Требования к подготовке материалов. Вспомогательные материалы (дощечки, станки, стеки, банки и т.д.)

Методические аспекты обучения лепке (частота, длительность и содержание занятий в младшем и старшем дошкольном возрасте). Основные способы лепки (скульптурный (пластический), конструктивный, комбинированный).

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.- М., 1999
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М., 2006
  4. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.- М., 1985
  5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.- М., 2002
  6. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М., 2008

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ  ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Тема 1.  Методика математического развития как научная область.

Методика математического развития и другие науки (математика; общая, дошкольная, специальная педагогика; общая, дошкольная, специальная психология; физиология, частные методики, методика школьной математики). Цели и задачи математического развития дошкольников (всестороннее развитие личности, подготовка к школьному обучению, коррекционно-воспитательная работа; формирование системы элементарных математических представлений, формирование предпосылок математического развития, формирование сенсорных процессов и способностей, расширение и обогащении словаря и совершенствование связной речи, формирование начальных форм учебной деятельности) . Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ («Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени»). Значение обучения детей математике (умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое развитие). Возможности всестороннего развития ребёнка в процессе ФЭМП (сенсорное развитие (ощущение и восприятие), развитие мышления (логические операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование), развитие памяти, внимания, воображения, развитие речи, специальных навыков и умений, познавательных интересов). Принципы обучения математике (сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, научность, доступность и т.д.) Методы ФЭМП (перцептивный аспект: словесный, наглядный, практический методы; гностический аспект: проблемный, эвристический, исследовательский; логический аспект: индкутивный, дедуктивный методы). Приёмы ФЭМП (демонстрация. инструкция, пояснение, указание и др.) Средства ФЭМП (оборудование, комплекты дидактического материала, литература).

Тема 2.  Особенности развития количественных представлений у дошкольников.

Исследования по проблемам развития количественных представлений А.М.Леушиной, Л.И.Ермолаевой, Л.С.Метлиной, З.А.Михайловой, Р.Л.Непомнящей, В.В.Даниловой, А.В.Белошистой, Е.В.Соловьёвой Е.И.Щербаковой, А.А.Столяра. Особенности восприятия количества (2-й г.ж. – «много» и «один», 3-й г.ж. – различие разных по численности групп предметов, 4-й г.ж. – зависимость восприятия количества от способа расположения предметов, 5-й г.ж. – освоение детьми счёта (называние слов-числительных по порядку, соотнесение их с предметами, определение итогового числа, 6-й г.ж. – умение соотносить единицу с группой, 7-й г.ж. – умение составлять и решать арифметические задачи. Этапы формирования количественных представлений по А.М. Леушиной (дочисловая деятельность, счётная деятельность, вычислительная деятельность). Содержание количественных представлений в дочисловой деятельности (формирование умения работать с множествами: выделять элементы, пользоваться обобщающим словом и перечислять элементы, составлять множество из отдельных элементов и подмножеств, делить на классы, упорядочивать элементы, сравнивать множества, создавать равночисленные, объединять и разъединять множества), в счётной деятельности (владение счётом, понятием числа, наличие представлений о натуральном ряде чисел и его свойствах), в вычислительной деятельности (содержание вычислительной деятельности: знание связей между соседними числами, образования соседних чисел, состава чисел из единиц, из двух меньших чисел, цифр и знаков, умение составлять и решать арифметические задачи; владение устной и письменной нумерацией, владение арифметическими действиями, владение счётом группами).

Значение развития количественных представлений (умение сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать, абстрагироваться, развитие речи, анализаторов, мелкой моторики, применение знаний в новых ситуациях,  развитие всех видов мышления).  

 

Тема 3. Развитие пространственных представлений у дошкольников.

Исследования по развитию пространственных представлений у дошкольников Т.А.Мусейибовой. Дошкольный возраст – период освоения словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям. Ориентировка на собственном теле – исходная в освоении направлений. Необходимость формирования взаимообратных пространственных направлений одновременно. Содержание понятия «ориентировка в пространстве» : оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Система работы по Т.А.Мусейибовой: ориентировка «на себе», «на внешних объектах», применение системы отсчёта по основным направлениям, определение расположения предметов «от себя», определение собственного положения в пространстве, определение размещения предметов относительно друг друга, расположения предметов на плоскости). Значение развития пространственных представлений (совершенствование чувственного опыта, активизация речи, познание себя, развитие логики, мышления, воображения, формирование навыков ориентировки в открытом пространстве, на листе бумаги, развитие всех видов деятельности, развитие кругозора, подготовка к школьному обучению).

 Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства (роль зрительного, кинестетического, осязательного, слухового анализаторов; роль практического опыта в младшем возрасте). Этапы восприятия пространственных отношений: отсутствие выделения пространственных отношений; практическое «примеривание»; зрительная оценка. Анализ программных задач. Методика формирования умения ориентироваться «на себе», различать пространственные направления относительно себя, умения определять местоположение предмета относительно себя, определять собственное положение в пространстве, ориентироваться относительно другого лица, определять место положения предметов относительно других предметов, двигаться в заданном направлении. Методика обучения ориентировке на листе бумаги, формирования умения работать на листе бумаги в клетку, умения моделировать пространственные отношения на рисунках, схемах. Знакомство с правилами дорожного движения. Дидактические игры на пространственную ориентировку («Зайцы и волк», «Где я?» и др.).

Тема 4.  Развитие временных представлений у дошкольников.

Исследования по проблемам развития временных представлений у дошкольников Н.И.Красногорского, С.Л.Рубинштейна, Ю.И.Фаусек, Т.Д.Рихтерман. Особенности времени (текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм). Физиологические и психологические механизмы восприятия времени (исследования И.М.Сеченова (слуховые и мышечные ощущения времени - тягучесть звука, мышечного чувства), И.П.Павлова (динамика процессов возбуждения и торможения – результат условных рефлексов на время).

Содержание понятия «ориентировка во времени в разных возрастных группах. Значение развития временных представлений у дошкольников (планирование деятельности, изменение темпа, правильные речевые обозначения, определение времени по часам, измерение временных промежутков). Методика ознакомления с частями суток, с понятиями «сутки – вчера – сегодня – завтра», с днями недели, с месяцами, временами года. Методика развития «чувства времени». Дидактические игры на развитие временных представлений («Круглый год», «Неделя, стройся!» и др.)

Тема 5. Развитие у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.

Исследования А.М.Леушиной, Т.Н.Игнатовой о проблемам восприятия формы. Содержание понятий «форма предмета» (обобщённое отражение в геометрических фигурах) и «геометрическая фигура» (эталон для определения формы). Объём представлений дошкольников о геометрических фигурах (точка, линия, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), обобщающих понятиях (четырёхугольник, многоугольник), объёмных телах (куб, цилиндр, параллелепипед, конус, пирамида, призма). Необходимость обучения приёмам обследования, выбору по образцу и слову предметов и фигур, группировке по признаку формы, определению формы окружающих предметов, свойств фигур, видоизменению фигур, созданию моделей из геометрических фигур. Значение развития представлений о форме и геометрических фигурах (расширение кругозора, развитие умственных операций, обогащение словаря, развитие моторики, игровой, трудовой, учебной, изобразительной деятельности, логического мышления, познавательного интереса).

Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов (ранний возраст – хватание и манипуляции с предметами, 2-й г.ж. – направленные действия, 3-й г.ж. – ощупывательные движения ладошкой, 5-6-й г.ж. – ощупывательные движения обеими руками, 7 лет – обследование контура предметов глазами). Этапы восприятия формы: 3-4г. – узнавание предметов по форме; 4-5л. – знакомство с эталонами; 5-6л. – умение определять форму, составлять из геометрических фигур модели. Этапы восприятия геометрических фигур:  восприятие фигур как игрушек; сравнение фигур с предметами; восприятие геометрических фигур как эталонов. Этапы восприятия свойств геометрических фигур: восприятие фигуры как целого; выделение элементов и установление отношений между ними; установление связей между свойствами и структурой фигуры. Особенности развития представлений о форме и фигурах, методические рекомендации по их формированию в ДОУ. Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры, методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур, с объёмными геометрическими фигурами, с обобщающими понятиями: треугольником, четырёхугольником, многоугольником, формирования умения определять форму окружающих предметов, методика обучения моделирования с помощью геометрических фигур. Дидактические игры «Собери машинку», «Сложи узор», «Домино». «Подбери по форме»  др.)

Тема 6.  Развитие у дошкольников представлений о величинах и их измерении.

        Исследования Е.И.Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер, Р.Л.Березиной, Г.В.Корнееевой, Т.Г.Белоус по проблемам развития у дошкольников представлений о величинах. Содержание понятий «величина» (длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объём, масса, время, температура) и «измерение» (сравнение величины с величиной того же рода, принятой за единицу с целью дать численную характеристику величине). Ознакомление с условными мерками (полоски, верёвки, шаги, стаканы, ложки и т.д.) и эталонами (см, м, л, кг) и измерительными приборами (линейкой, весами). Значение развития представлений о величинах (расширение кругозора,  получение  полной характеристики о предмете,  развитие сенсорного восприятия, умственное развитие, развитие речи, глазомера, понимании трёхмерности пространства, познание качественных признаков вещей, развитие барического чувства, развитие мыслительных процессов ,формирование предпосылок учебной деятельности, уточнение геометрических представлений, понимание взаимно обратных отношений, подготовка к школьному бучению).

Физиологические и психологические механизмы восприятия размеров предметов (установление корковой связи между частями зрительного анализатора (сетчаткой и мышцами глаза) для приспособления глаза к восприятию предмета на расстоянии). Опосредование познания величины мышлением и речью на сенсорной основе. Возрастные особенности восприятия величины (к.раннего возраста – признак размера закрепляется за конкретным предметом; 4-й г.ж. – ориентировка на объём без выделения длины, ширины, высоты; 5-й г.ж. – при ярко выраженных признаках -  дифференцированный выбор предметов по различным параметрам величины); 6-й г.ж. – понимание трёхмерности пространства; 7-й г.ж. – условия для обучения измерению. Последовательность работы по обучению измерению: знакомство с величиной и её параметрами – сравнение с помощью условной мерки, построение сериационных рядов – измерительная деятельность. Методика ознакомления с различными параметрами величины (знакомство с параметром – сравнение контрастных параметров – сравнение одинаковых по величине параметров), обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения, выкладыванию сериационных рядов (величина – длина –ширина – высота – толщина – величина), измерению длины с помощью условной мерки (этапы обучения: объяснение смысла измерительной деятельности – сообщение суммы правил – упражнения в практическом овладении приёмами работы). Дидактические игры на развитие представлений о величинах («Мастерская», «Ателье» и др.)

Литература:

1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических                                    способностей дошкольников. Курс лекций. – М., 2005

2. Данилова В.  Обучение математике в детском саду.-  М., 1997

3. Столяр А.А.  Формирование элементарных математических представлений у       дошкольников.-  М., 1988

4.Фрейлах Н.И. Методика математического развития.- М., 2006

5.Щербакова Е.И.  Методика обучения математике в детском саду.- М., 2000 

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ  ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Тема 1. Задачи  и средства физического воспитания  

и образования ребенка.

Обусловленность задач физического воспитания детей психофизиологическими и возрастными особенностями. Сущность цели  и задач, реализуемых в сфере физической культуры. Объективная обусловленность цели и задач общественными и личностными потребностями в оптимизации физического состояния и развития. Зависимость задач от объективных и субъективных возможностей в конкретных социальных условиях.

Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций и систем организма, закаливание, воспитание правильной осанки, повышение работоспособности организма, формирование основ здорового образа жизни.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и  развитие физических качеств; овладение знаниями о физической культуре и здорового образа жизни; развитие двигательных способностей (координации, функции равновесия и т.д.) у детей разных возрастных групп.

Активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий. Формирование пространственных и временных ориентировок; уточнение представлений об окружающем мире; расширение словаря, связанного с выполнением движений; развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитательные задачи: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, интереса к физической культуре; формирование творческой активности, развитие навыков самоорганизации. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств личности.

Воспитание эстетического отношения к выполнению физических упражнений (правильная и красивая осанка, координированные и ритмичные движения в сопровождении музыки; эстетика внешнего вида, физкультурных пособий, окружающей обстановки). Формирование эмоциональной сферы ребенка.

Воспитание гигиенических и трудовых навыков, привычек самообслуживания, помощи воспитателю при проведении физических упражнений.

Комплексный подход к реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Средства физического воспитания. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной активности в жизни человека.

Двигательная активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для  поддержания оптимального уровня жизнеобеспечения.

Характеристика средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного их использования.

Понятия “двигательная деятельность”, “двигательное действие”, “движение“, “физическое упражнение”.

Физические упражнения как средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

Форма физических упражнений как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров.

Диалектика соотношения содержания и формы физического упражнения. Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Понятие о технике физических упражнений. Основы техники. Основное звено техники. Детали техники; индивидуализация техники; фазы техники.

Естественные силы природы как средства физического воспитания: значение, виды, принципы использования.

Гигиенические факторы (соблюдение требований личной и общественной гигиены), санитарно-гигиенические требования к месту проведения физических упражнений, их значение.

Тема 2.  Формирование двигательных умений и  навыков  у детей дошкольного возраста.

Понятие о двигательном умении и навыке, характерные признаки; значение, сущность. Стабилизация и пластичность навыка.

Роль сознания и эмоций в процессе обучения двигательным действиям. Учет индивидуальных типологических  особенностей нервной системы. Влияние постановки задач, мотивов деятельности, психологической установки, создание условий, обеспечивающих накопление двигательного опыта дошкольников и творческого его использования. Создание функциональной системы как основы управления двигательным действием. Роль обратной связи в процессе усвоения двигательных умений.

Закономерности формирования двигательных навыков: фазовость, волнообразность, положительный и отрицательный перенос. Влияние музыки на развитие и совершенствование двигательных навыков.

Предпосылки процесса обучения: подготовленность педагога, готовность детей к усвоению конкретного учебного материала и практическому конструированию действия; наличие ряда содействующих условий  (ТСО, учебные пособия, физкультурный инвентарь и оборудование и т.п.).

Этапы процесса обучения двигательным действиям. Взаимосвязь формирования двигательного навыка  и этапов обучения. Первый этап - создание представления: задачи, средства, методы. Первоначальное практическое освоение модели действия и облегчения его выполнения. Контроль и самоконтроль на этапе начального разучивания. Правила устранения ошибок. Нормирование нагрузок и отдыха в условиях начального становления двигательного умения.

Второй этап – углубленного  разучивания: задачи, средства, методы, их особенности. Пути совершенствования ориентировочной основы действия. Усвоение ритма целостного двигательного действия как центральная проблема его углубленного разучивания. Соотношение методов, способствующих стабилизации и динамичности двигательных умений. Особенности контроля и самоконтроля на этапе углубленного  разучивания. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приемы исправления, освоение двигательного действия на уровне умения.

Третий этап - закрепление и совершенствование: задачи, средства, методы. Освоение двигательного действия на уровне навыка. Умение применять комплекс двигательных действий в вариативных условиях на основе достаточного уровня физических качеств и специальных знаний. Освоение двигательных действий. «Принцип направленного сопряжения» воздействия на отшлифовку техники и развитие физических качеств как одно из центральных положений методики данного этапа.

Пути обеспечения необходимой надежности (помехоустойчивости) сформированного двигательного навыка применительно к условиям его практического использования. Контроль и самоконтроль на этапе совершенствования действия.

Тема 3. Основы развития физических качеств.

Определения понятия физических (двигательных) качеств, их физиологическое обоснование. Влияние физических качеств на соматическое и психическое здоровье ребенка.

 Средства и методы развития физических качеств. Ведущее оздоровительное значение циклических упражнений. Развитие физических качеств с учетом особенностей возрастных возможностей детей. Регулирование нагрузки и отдыха как основа развития физических качеств.

Приемы обеспечения нагрузки. Диагностика выявления уровня развития физических качеств у детей. Единство обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Физическая нагрузка как специфическое средство развития двигательных качеств, виды и компоненты нагрузок.

Сила: определение понятия, формы проявления. Методика развития силы: задачи, средства, методы. Возрастные периоды развития  качества силы. Контрольные упражнения для определения уровня развития силы.

 Быстрота: определение понятия, формы  и разновидности проявления быстроты. Методика развития быстроты: задачи, средства, методы. Контрольные упражнения (тесты)  для определения уровня быстроты.

Выносливость: определение понятия, формы проявления, виды и возрастные периоды развития выносливости. Методика развития выносливости: задачи, средства, методы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня выносливости.

Гибкость (подвижность в суставах): определение понятия, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития гибкости: задачи, средства, методы. Возрастные особенности развития гибкости. Тесты для определения уровня развития гибкости.

Ловкость (координационные способности): определение понятия, формы проявления ловкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития ловкости: задачи, средства, методы. Возрастные особенности ее проявления. Контрольные упражнения  и тестовые задания для определения уровня развития ловкости.

Тема 4.   Методика проведения подвижных игр  в разных возрастных  группах детского сада.

 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка. Определение и значение подвижной игры. Комплексное воздействие подвижной игры на всестороннее развитие личности ребенка.

Роль подвижных игр в совершенствовании разных видов основных движений, воспитании морально-волевых качеств, установление взаимоотношений между детьми. Самостоятельность детей в выборе способов достижения поставленной в игре задачи. Обогащение двигательного опыта, совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх.

Значение правил игры как фактора, определяющего  ход игры и регулирующего деятельность детей. Воспитание внимания, восприятия, представления, памяти, активности мысли, творческого воображения. Развитие пространственно-временных ориентировок. Воспитание эмоций, морально-волевых качеств. Воспитание эстетических чувств в игровой деятельности. Влияние музыки на повышение положительных эмоций детей, красоту, выразительность и ритмичность движений.

Отбор игр в соответствии с задачами воспитания и с особенностями развития детей разных возрастных групп. Значение элементов соревнования в играх детей старшего дошкольного возраста.

Усложнение и вариативность подвижных игр. Концепция дошкольного воспитания о недостатках организации самостоятельной игровой деятельности в практике детских садов. Развитие  творчества в подвижных играх.  Воспитание выразительности движений в подвижных играх.

 Методика проведения подвижных игр в разных группах

Подготовка к игре: выбор игры в зависимости от педагогических задач, физической подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей; подготовка места, инвентаря.

Организация играющих: сбор детей на игру; объяснение содержания и правил игры;  распределение ролей, деление детей на команды. Самостоятельность и активность ребенка при выполнении игровых заданий и правил. Руководство процессом игры. Воспитание сознательной дисциплины, выдержки в процессе игр с элементами соревнований, организаторских навыков  и творческой инициативы. Оценка действий в ходе игры. Подведение итогов игры и оценка поведения отдельных детей и группы в целом. Музыка в процессе проведения подвижных игр.

Тема 5.  Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями.

Врачебно-педагогический контроль и его значение для правильной постановки работы по физическому воспитанию в детском саду. Согласованность в работе врача, медсестры, инструктора по физической культуре, воспитателя.

 Совместная работа врача и педагога в управлении учебным процессом. Задачи и содержание врачебно-педагогического контроля: врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей, динамика физического развития, функциональных возможностей и работоспособности организма.

Выявление отклонений от нормы в здоровье. Назначение индивидуальных оздоровительных и закаливающих мероприятий. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений. Корригирующая гимнастика с детьми, имеющими признаки деформации осанки и стопы.

Врачебно-педагогические наблюдения в процессе различных видов работы с детьми по физическому воспитанию. Оценки конкретного влияния разных форм занятий по физическому воспитанию на организм ребенка и за длительный срок (квартал, год).

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований к условиям проведения занятий и игр, состоянию оборудования, пособий и инвентаря. Профилактика травматизма.

Тема 6. Характеристика осанки и методика ее коррекции.

Понятие «правильной осанки». Методика обследования осанки: спереди, сбоку и сзади. Виды нарушений осанки: кифозы, лордозы, сколиозы. Наиболее частые нарушения осанки у детей дошкольного возраста (отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость, выступающий за линию грудной клетки живот).

 Особенности методики проведения занятий при нарушениях осанки: умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц; ОРУ  в равновесии и на координацию, подвижные игры на соблюдение правильной осанки; занятия плаванием; игровые задания и др.

 Комплексы корригирующих упражнений (симметричные,  асимметричные упражнения, упражнения в воде), особенности их проведения.

Литература:

  1. Алябьева Н. В.  Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.
  2. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 1998.
  3. Аронова Е., Хашабова К. Игры, в которые играют мужчины //Обруч. – 2005. - № 3. – С. 40-42.
  4. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей. –     М.: ВЛАДОС, 2002.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. В и СУЗ /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
  7. Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: Методологические аспекты развития, сохранения и восстановления //Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 1. – С.58.
  8. Копырина Е. Коррекция  нарушений опорно-двигательного аппарата на  занятиях плаванием //Ребенок в детском саду. – 2005. - № 4. - С. 76-78.
  9. Мартынов С.М. Главное, попасть в точку: О нетрадиционных методах реабилитации часто болеющих детей. – М., 1996. – 209 с.
  10. Литвинова М.Ф. Подвижные  игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.- 92 с.
  11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое  пособие. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
  12. Маланов С.В. Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста. //Нач. школа. – 2000. -№7. –С.13.
  13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001 – 368 с.
  14. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Метод. реком. для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  15. Теория и методика физического воспитания. В 2 томах. /Под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003.
  16. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [текст]: Учеб. Пособие. – М.: Сов. Спорт, 2005. – 272 с.
  17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. - М., 1996.- 192 с.

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ  ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Тема 1. Речь и ее значение в жизни человека.

 

Понятие, речь, язык. Различие и взаимосвязь между ними. Природа речи. Форма речи (устная, письменная), общее и различие между ними. Функции речи (коммуникативная, номинативная, познавательная, регулирующая). Развитие устной речи как основы развития письменной.

Основные задачи и направления речевого развития дошкольников. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развитие их коммуникативных способностей.

Задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте.

Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Недостатки детской речи. Речевые ошибки и пути их устранения. Классификация ошибок (морфологические, синтаксические, орфоэпические, лексические, стилистические).

Ошибки в усвоении морфологии (изменение  существительных, прилагательных, числительных, причастий, глаголов, местоимений); ошибки в усвоении синтаксиса (построение предложений, использование союзов и предлогов, употребление предложений разных видов, предложений с однородными членами, прямой и косвенной речью); ошибки в звукопроизношении (пропуск звуков, замена на другие звуки, добавление лишних звуков, искажение); лексические ошибки (употребление диалектов, просторечий, употребление слова в другом значении). Причины ошибок. Пути их устранения.

Тема 2. Формы организации работы по развитию речи

в детском саду.

Занятие как одна из форм обучения детей родному языку. Проблема занятий по методике развития речи на современном этапе. Анализ разных точек зрения по данной проблеме. Новые подходы к обучению родному языку. Нетрадиционные формы обучения, их специфика, методика проведения.

Своеобразие занятий по родному языку. Виды мыслительно-речевой деятельности: восприятие речи и самостоятельное оперирование речью.

Внутренняя активность детей и взаимосвязь речевой деятельности с умственной деятельностью, с умственной активностью на занятиях.

Виды занятий по родному языку. Классификация занятий в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: в зависимости от применения наглядного материала, от дидактических целей. Комплексные занятия - органичное сочетание разных задач развития речи и мышления. Комбинированные занятия - использование разных видов деятельности (развитие речи, математика, рисование) - О.С. Ушакова, В.В. Гербова, В.И. Логинова, Н.В. Гавриш.

Методы и приемы развития речи детей в дошкольном учреждении. Наглядные, словесные и практические методы, их характеристика. Моделирование как метод развития речи. Словесные, наглядные, игровые приемы. Разнообразие методов и приемов, используемых на занятиях по развитию речи в детском саду.

Тема 3. Задачи, содержание и принципы словарной работы.

Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни. Первичное ознакомление с предметами и явлениями. Содержание занятий, отбор и организация наглядности. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Развитие словаря на занятиях   по сравнению предметов. Занятия по формированию понятий (родовых, видовых). Подведение детей к понятиям на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.

Загадка народная и литературная. Педагогические возможности загадки. Загадки для детей. Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.

Методика использования картин разных видов в возрастных группах.

Дидактические игры и лексические упражнения, их использование для решения задач словарной работы. Приемы активизации словаря (В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, В.В. Гербова, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, О.С. Ушакова).

Организация и проведение экскурсий для знакомства   с трудом взрослых.

Особенности знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых и отражении их в детском словаре. Содержание словарной работы в процессе экскурсий и наблюдений за трудом взрослых. Тематика экскурсий в разных возрастных группах. Методика проведения экскурсий и наблюдений за трудом взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова, Л.А. Мишарина, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Радина, В.И. Яшина). Подготовка воспитателя и детей к экскурсии.

Тема 4. Словотворчество дошкольников.

Значение усвоения грамматического строя языка для речевого, умственного развития детей. Грамматический строй языка: разделы грамматики (словообразование, словоизменение, синтаксис). Возрастная динамика онтогенеза грамматики. А.Н. Гвоздев об основных этапах овладения детьми грамматическим строем языка. Задачи грамматической работы с детьми в детском саду.

Формы и приемы работы по формированию  грамматического строя речи детей. Использование дидактических игр и упражнений  на освоение словообразования, синтаксиса.

Основные этапы  и направления исследований  по формированию грамматического строя речи (А.Г. Тамбовцева, А.М. Богуш,  Г.И. Николайчук, В.И. Ядэшко, Э.А. Федеравичене, И. Тюрикова и др.).

Принципы образования детьми новых слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово; к корню одного слова прибавляется окончание другого; одно слово составляется из двух («синтетические слова»).

К.И. Чуковский о словотворчестве детей. Значение книги «От двух до пяти».

Механизмы овладения словотворчеством по Т.Н. Ушаковой. Этапы усвоения способов словообразования по А.Г. Арушановой. Суть словотворчества.  Виды детских речевых инноваций: словообразовательные, морфологические, лексико-семантические, ассоциативные замены, звуковые модификаты, акцентологические инновации.

Три рода генетически связанных ме5жду собой явлений в словотворчестве:     речевые     ошибки     (образование     по     аналогии); ориентировочно-исследовательские, «пробующие» действия; собственно словотворчество, осознанное создание нового оригинального речевого знака.

Группы экспрессивных слов и выражений, возникающих на словообразовательном, лексико-семантическом и целостно-смысловом (восприятие смысла целого высказывания) уровнях словотворчества.

Особенности экспрессии детской речи: детскую речь может делать выразительной отдельное слово, а также смысл целого высказывания; выразительность детской речи осознается только взрослым; экспрессивными являются слова и выражения детской речи? не соответствующие словообразовательным стандартам и стандартам общепринятого взгляда на действительность.

                           Тема 5.  Обучение рассказыванию.

Современные требования к развитию связной речи дошкольников. Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи, ее механизмы. Ситуативная и контекстная речь Виды связной речи (диалогическая и монологическая).

Диалогическая речь. Факторы, порождающие диалог. Типы речевых ситуаций. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Основные пути обучения детей диалогу.

Задачи и содержание обучения детей описательным рассказам (по игрушке, картине, фотографии, наблюдению) в разных возрастных группах. Методы и приемы обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах. Усложнение требований к описательному рассказу в разных возрастных группах: к полноте описания, структуре рассказа, использованию средств художественной выразительности.

Типы и виды картин (предметные, сюжетные, пейзаж, натюрморт, портрет). Особенности восприятия и понимания детьми сюжетных картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин с детьми. Вопросы, направленные на понимание  содержания картины и установление связей, на поиск лучших форм для выражения содержания, наиболее точных, выразительных слов. Приемы обучения рассказыванию (логико-синтаксические схемы, оценка, указания и др.).

Структура занятий. Рассказывание по серии сюжетных картин. Варианты предъявления картин для составления детских рассказов (В.В. Гербова, Э.П. Короткова, О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, Е.В. Савушкина.

Обучение рассказыванию как средство формирования монологической речи  (описание, повествование, рассуждение). Рассказ и пересказ. Рассказы на наглядной основе (картинка, игрушка, реальные предметы, наблюдение), рассказы на словесной основе (пересказ,  рассказы из опыта, творческие рассказы), их своеобразие. Приемы обучения рассказов, направленные на освоение формы рассказа, на самостоятельное  определение содержания рассказа, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Усложнение требований к рассказам детей в разных возрастных группах.

Виды творческих рассказов на наглядной и словесной основе. Программные требования  к творческому рассказыванию дошкольников. Творческое рассказывание и словесное творчество. Показатели (критерии) творческого рассказывания. Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческого воображения детей в ходе рассказа. Приемы, направленные на самостоятельное  определение содержания рассказа, на освоение его формы, средства художественной выразительности. Структура занятий. Усиление творческих элементов в рассказах детей старшего дошкольного возраста. Влияние фольклора на сочинение сказок детьми (Л.В. Ворошнина, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Е.Л. Пороцкая).

Тема  6. Ознакомление детей с художественной литературой.

Влияние детской литературы  на общее и речевое развитие  дошкольников. Роль фольклора в общем и речевом развитии детей. Задачи детского  сада  по ознакомлению детей с художественной литературой. Принцип отбора  литературных произведений для работы с детьми. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений, их художественной формы и языка, образов героев, мотивов их поведения.

Ознакомление с малыми формами фольклора. Жанры малых фольклорных форм, их характеристика. Методика использования в работе с детьми разных возрастных групп. Формы работы с книгой: чтение и рассказывание, зрелища и развлечения, уголок книги, театрализованные игры, дидактические  игры  на  материале  знакомых  произведений,  моделирование   сказок и т. д.

Исследования последних лет и опыт работы детских садов по ознакомлению детей с художественной литературой  (О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская, Л.Е. Стрелкова).

Формы работы с книгой: чтение и рассказывание, зрелища и развлечения, уголок книги, театрализованные игры, дидактические игры на материале знакомых произведений, моделирование сказок; пересказы, беседы о любимых книгах и т. д.

Ознакомление с книжной иллюстрацией. Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, ее влияние на отношение дошкольников к литературному герою. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.

Методика чтения и рассказывания детям художественной литературы. Значение бесед по литературным произведениям. Требования к вопросам. Ознакомление дошкольников с поэзией. Запоминание и воспроизведение, их взаимосвязь. Условия, влияющие на характер запоминания. Работа над усвоением образных средств выразительности. Ознакомление дошкольников с жанром басни.

Специфика использования фольклора в работе  с детьми разного возраста. Народные сказки, их особенности как фольклорного жанра. Воспитательная и познавательная ценность сказок, их роль в речевом развитии детей. Особенности восприятия и понимания сказок дошкольниками. Критерии отбора сказок для детей.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
  3. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. – Пермь, 1991.
  4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. – М., 1986.
  5. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. – М., 1955.
  6. Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н.В. Дуровой. – М., 2000.
  7. Подготовка к обучению грамоте в детском саду /Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Сторжинской. – Мн., 1992.
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  9. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред.О.С. Ушаковой. – М., 2000.
  10. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
  11. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., 2006.
  12. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.; Воронеж, 2002.
  13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
  14. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста  в детском саду. – М.: Изд. РАО, 1994. – 41 с.
  15. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. – М.: Изд-во «Инта», 2001.
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
  17. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1999.
  18. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи. – М., 2000.
  19. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1999.

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ  ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Тема 1. Понятие, сущность, методы и основные направления экологического воспитания дошкольников

Понятие экологического воспитания детей  как одно из самостоятельных  направлений дошкольной педагогики.  Адаптированные к дошкольному возрасту ведущие идеи экологии

( организм и среда,  сообщество организмов и среда, человек и среда) как основа  экологического воспитания. Традиционно-сложившийся программный раздел  «Ознакомление детей с природой» как базовая основа экологического воспитания в дошкольном учреждении.

       Методы обучения. Классификация методов экологического образования. Наглядные, практические, словесные методы экологического образования. Комплексное использование различных методов экологического образования.

Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников. Сущность наблюдения и его особенности. Цель, задачи наблюдения в ДОУ. Развитие познавательной деятельности дошкольников через обучение наблюдению. Виды наблюдения в зависимости от его длительности, количества детей, характера познавательных задач. Роль сравнительных и обобщающих наблюдений в систематизации знаний о природе. Требования к подготовке и организации наблюдения. Методика проведения наблюдений разных видов. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах. Фиксация результатов наблюдения. Перспективное планирование наблюдений в природе. Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы. Особенности наблюдения за ростом и развитием животных и растений.

Использование наглядно-иллюстративного метода в экологическом образовании дошкольников. Роль наглядности в экологическом воспитании детей. Требования к иллюстративно-наглядному материалу. Методика рассматривания картин в разных возрастных группах. Учебный экран как метод экологического образования дошкольников.

Игры и экологическое образование дошкольников. Значение игры в ЭО дошкольников. Классификация игр экологического содержания. Дидактические игры с использованием природного материала. Виды (предметные, настольно-печатные, словесные). Характеристика. Методика проведения. Подвижные игры экологического характера. Виды. Характеристика. Словесные игры, методика обучения игре. Творческие игры природоведческого содержания. Организация и руководство ими в разных возрастных группах. Строительные игры с использованием природного материала. Создание условий для их организации. Игровые обучающие ситуации в ЭВ дошкольников. Виды ИОС. Методика использования ИОС в разных возрастных группах.

Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы. Значение и место их в формировании знаний о природе, требования к ним. Экологическая сказка, ее особенности.

Рассказы детей о природе. Отражение в рассказе знаний и представлений о природе, личного опыта детей. Виды рассказов о природе. Методика обучения детей рассказыванию, ее специфика в разных возрастных группах.

Беседы как метод ознакомления с природой. Виды. Типы и содержание бесед с природоведческой тематикой. Методика проведения установочных, обобщающих бесед. Роль обобщающих беседы в систематизации знаний.

  Единство требований и содержание работы с семьей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Тема 2.  Анализ и сравнительная характеристика понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование».

       

  Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование».

 Экологическое воспитание как новая категория, связанная с наукой экологией и ее различными направлениями.  Сущность экологического воспитания в дошкольном возрасте.  Взаимосвязь интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов в экологическом воспитании. Единство эстетического и нравственного отношения детей к природе.

Экологическое сознание как система представлений о мире и ее характеристика. Особенности экологически развитого сознания как системы отношений. Становление основ экологического сознания у ребенка дошкольного возраста, воспитание у него осознанно-правильного отношения к природе.  Воспитание у ребенка осознанного отношения ко всему живому и неживому, адекватного поведения на основе положительно-эмоционального восприятия  природного окружения.

          Экологическое образование как один из важнейших факторов общего развития и формирования личности, как система знаний об окружающей природной реальности. Содержание системных знаний дошкольников: представления о неживой и живой природе,  о видовом  многообразии и свойствах живых организмов, об их росте и развитии, взаимосвязи растений и животных с внешней средой, об их приспособительных особенностях.

Тема 3.  Концепция экологического воспитания дошкольников, ее сущность, основные направления

Взаимосвязь   человека   и   природы.   Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы. Обучающая и воспитывающая функции природы. Биоэкоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы. Ознакомление детей с природой как одно из средств гармонического воспитания.

Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в ДОУ. Концепция экологического воспитания.

Концепция экологического  образования – как основа  образования для устойчивого развития. Обновление оснований  проектирования экологического образования как эволюция  от описательной, природоохранной модели  к проектной модели, предусматривающей  направленность экологического образования на «объяснение» экологических проблем, с использованием современных технологий: моделирование, освоение  способов проектирования экологически безопасной деятельности в окружающей природно-социальной среде, оценивание вариантов развития  экологических ситуаций.

Обновление теоретической основы  конструирования экологического образования  диктуется и рекомендациями Европейской стратегии «Образование в интересах устойчивого  развития» (2005 г.).

Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой. Исследования, раскрывающие возможности освоения дошкольниками программ природоведческих знаний различного характера (освоение знаний о “живом”, единство организма и среды, установление связей в природе, понимание целостности живого и др.) (П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова, И. С. Фрейдкин, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева и др.)

Тема 4.  Вариативные программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, их  анализ.

Существующие программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.  Цели, задачи, принципы и основные направления  эколого-развивающих программ. Общая характеристика содержания и объема знаний, умений и навыков взаимодействия с природой. Отражение в программах роли природы и воспитания умственных способностей ребенка, эстетических чувств, бережного отношения ко всему живому.                

Комплексные и парциальные программы экологического образования дошкольников. Проблемы экологического воспитания в комплексных программах: “Радуга”, “Детство”, “Истоки” и др.

Парциальные программы. Программы экологической (биоэкологической) направленности (“Юный эколог” С. Н. Николаева, “Мы” Н. Н. Кондратьевой, Ж. Л. Васякина - Новикова “Паутинка”, А. В. Королева “Экологическая дорожка” и др.).

Программы эстетико - (культурно)-экологической направленности (Т. А. Копцева  “Природа и художник”,  Ашиков В. Г., Ашикова С. Г. “Семицветик”,  Т.И. Попова  “Мир вокруг нас”,   И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская “Планета — наш дом”).

Программы социально-экологической направленности (Н. Н. Вересов “Мы - земляне”, Л. М. Кларина “Экономика и экология”, Т. В. Потапова “Детский сад XXI века” и др.). Их характеристика.

Тема 5.  Цель, задачи и сущность экологического образования дошкольников. Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду.

Понятие экологического образования.  Цель и комплексный  характер задач экологического образования, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Психолого-педагогические основы экологического образования. Типология субъективного отношения к природе.

Стратегии экологического образования в мире. Основные подходы к проблеме организации, ориентации содержания экологического образования (“представленческий”, “отношенческий”, “технологический”).

Экологическое  образование    детей  как    развивающаяся  область  дошкольной  педагогики.  

Современные психолого-педагогические исследования  различных    форм,  способов  и  методов   экологического    воспитания  и  образования:  С.Н.Николаевой,   Н.А.Рыжовой,   отражающие  идею   необходимости   систематического  и  целенаправленного   формирования   у  дошкольников   экологического  сознания   и   экологической   культуры.  Исследования   Н.М.Крыловой,  Л.И. Мищик,    доказывающие   возможность   усвоения   дошкольниками   системных   знаний,  в  основе   которых   лежит   центральная   ведущая  зависимость   природы   -   связь    организма   и  среды.  Работы  Э.И.Залкинд,  С.Н.Николаевой,   П.Г. Саморуковой по проблеме   формирования  у  дошкольников   знаний   о   приспособлении   живых  организмов  к  среде  обитания.

отражающих   проблемы  соотношения   общества   и  природной  среды.

Экологическое   образование   один    из  важнейших   факторов   общего   развития   и   формирования   личности.   Экологическое   образование   -  система  знаний   об  окружающей  природной   реальности,  как  среде    жизнедеятельности   человека;  о  влиянии   производственной   деятельности   общества  на  природную   среду,  а  также   знания   и  навыки   природоохранительной  деятельности.  Целью   экологического  образования   является  формирование   личности   с  типом   экологического   сознания.

Задачи   экологического  образования: формирование   адекватных  экологических   представлений,   формирование   отношения  к  природе,   обеспечение   возможности   развития   у детей   интереса   к изучению   местного   природного   окружения,    сохранение   здоровья   и  психики   ребенка,   живущего   в  условиях   крупного  города.

Основные  принципы,  определяющие пути и средства осуществления поставленных задач: принцип гуманизма, единства воспитания и обучения, наглядности и активности в познании детьми природы.

         Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста: принцип научности,  доступности, воспитывающего и развивающего характера знаний, иерархический принцип построения системы знаний, индивидуального подхода в обучении, краеведческий принцип.

Тема 6.  Нетрадиционные формы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Экологическая тропа. Функции экологической тропы, типы экологической тропы (ЭТ на территории ДОУ, ЭТ в естественных условиях), этапы создания экологической тропы, паспорт экологической тропы, объекты экологической тропы. Методика организации работы на экологической тропы с детьми разных возрастных групп.

Природоохранные акции в ДОУ. Методика организации и проведения. Экологические проекты и их организация и проведение. Детские экологические движения: понятие, цели, организация. Эколого-психологический тренинг. Методика организации и проведения.

Элементарная поисковая деятельности как форма организации детей старшего дошкольного возраста по экологическому образованию. Ее значение в освоении детьми связей и зависимостей в природных явлениях, в воспитании умственной активности, в формировании познавательного интереса. Понятие “поисковая деятельность” и “исследовательское обучение”. Отечественный и зарубежный опыт “исследовательского обучения” дошкольников. Структура поисковой деятельности, руководство ее организацией со стороны педагога. Включение элементов поисковой деятельности в работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Методика организации элементарной поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: создание проблемной ситуации, формулировка познавательной задачи, анализ условий, выдвижение предположений, обсуждение их, определение способов проверки. Использование различных методов и форм при проверке выдвинутых предположений (эвристическая беседа, наблюдение, опыты на занятиях, прогулках, в уголке природы).

Этапы обучения детей элементарной поисковой деятельности.

Использование развлечений в экологическом воспитании дошкольников, организация праздников с природоведческой тематикой. Значение, методика подготовки и проведения с детьми.

Нетрадиционные формы экологического воспитания и образования дошкольников. Природоохранные акции в ДОУ. Методика организации и проведения. Экологические проекты и их организация и проведение. Детские экологические движения: понятие, цели, организация. Эколого-психологический тренинг. Методика организации и проведения.

Литература:

1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика . – 2007. -№1. –С. 10-12.

2. Ашиков, В. И.  Семицветик /В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. -  М., 2003.

3. Белинская, Е.В В стране экологии. Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Белинская // Школьный психолог. – 2006. - № 12. – С.23-28.

  1. Бобылева,  Л. Д.   Беседа о культуре поведения в природе / Л. Д Бобылева, О.В. Бобылева  //Начальная школа. - 2001. - № 7. - С. 66-71.
  2. Вересов,  Н. Н. Мы - земляне! /Н.Н. Вересов //Дошкольное воспитание.- 1995.- № 1.
  3. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. - №6. – С.16-20.  
  4. Дорошко,  О.М. Экологическая педагогика /О.М. Дорошко. – Гродно, 2002.
  5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков. - М., 2001.
  6. Зенина,  Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 18-21.
  7. Казаручик,  Г. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г. Казаручик // Ребенок в детском саду. – 2005. - №2-4.
  8. Константинова , Т. В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т. В. Константинова // начальная школа плюс До и После. – 2006. - №1. – С.46-48.
  9. Маркова, Т.А. Как научить детей любить природу /Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2004 - № 4. – С.8-10.
  10. Мир природы и ребенок / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд. - СПб, 2005.
  11.  Мы. Программа  экологического образования детей /под ред. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб, 2000.
  12. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. -  М., 2003.
  13.  Павлова, Л. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей  / Л. Павлова // Ребенок в детском саду. – 2004. - №1.  – С. 58-63.
  14. Савенков,  А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А. Савенков //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2. - С. 8 - 17.
  15.  Смирнова, В. В. Тропинка в природу / В.В. Смирнова, Н.И.  Балуева, Г.М. Парфенова. - СПб, 2001.
  16.  Рыжова,  Н. А. Экологический проект “Здравствуй, дерево!” / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2002.- № 3,7.
  17. Рыжова,  Н. А. Экологическое образование в детском саду /Н.А. Рыжова. -  М., 2003.
  18.  Харитонова, Л.   Исследовательская   деятельность   дошкольника / Л. Харитонова   //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 32 - 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Функции и содержание деятельности государственной инспекции в области дошкольного образования

Инспектирование – проверка, контроль, ревизия, осмотр (словарь русских синонимов).Инспектирование:1) процесс по выявлению несоответствия,2) результат такого действия (современный толковый словар...

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными тр

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного ...