ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Базан Юлия Сергеевна

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_bazan.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Базан Юлия Сергеевна,

воспитатель МБДОУ №10 «Маленький принц»

Наша работа в ДОУ направлена на  формирование начальных естественнонаучных понятий у дошкольников согласно ФГОС. Благодаря этому, мы закладываем элементарные знания у детей и способствуем формированию целостной картины мира.

Экологическое образование своих воспитанников я осуществляю по всем образовательным областям. По социально-коммуникативному направлению я формирую у детей нормы и ценности, принятые в обществе; развиваю  эмоциональную отзывчивость, сопереживание ко всему живому. Наряду  с этим формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

По направлению «Познание» стараюсь  формировать первичные представления обо всём, что нас окружает (форма, цвет, размер, причина и следствия).

По «Речевому развитию» собираю и предлагаю материал о нашей планете, о природе нашей страны, о животных и растениях нашей республики.

Через музыку и художественное творчество помогаю осознать мир природы, увидеть красоту всего живого.

Через область «Физическое развитие» приобщаю воспитанников и их родителей к ценности здоровья и здорового образа жизни.

На сегодняшний день очень актуальна именно  экспериментальная деятельность. Наши дети – это «ученые» и мы, педагоги, наблюдаем каждый день их стремление к исследованию чего - то нового.

Из опыта работы для себя я выделила основную цель - создание условий для развития именно интеллектуально – творческих способностей наших «почемучек».

Для этого:  

Во-первых, развиваю экологические представления о ценности природы и правилах поведения.

Во-вторых, формирую трудовые навыки в природе.

В-третьих, обращаю внимание на предметы ближайшего окружения и умение различать сезонные изменения, делать выводы. Совместно сравниваем и выявляем простейшие причинно-следственные связи.

В-четвёртых,  воспитываю бережное отношение к окружающему.

Поэтому, прежде всего, моей обязанностью было создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения. В нашей  группе очень оснащенный  исследовательский центр. Здесь у нас все, что необходимо для того, чтобы провести опыты и эксперименты: различные приборы, сосуды из различных материалов, природный материал, бросовый материал, технические  материалы, бумага разного вида, красители, медицинские материалы, и прочие материалы.

 При этом я старалась учесть все необходимые требования, чтобы это было безопасно и доступно.

 В центре много авторских дидактических игр:

- "Морские обитатели",

- "Волшебная грядка",

- " В лесу, на поле, в огороде",

- "Птицы",

- " Мир вокруг нас",

- " Сундук ощущений",

- "Живое - не живое",

- "Чей хвост".

Оформлены альбомы: «Круглый год», «Подарки природы», «Наши животные», «В царстве Нептуна»,  «Поможем птицам» и др. 

 Каждый год весной проводим конкурс «Лучший огород», где в живую есть возможность наблюдать за посадкой и ростом фасоли, овса, пшеницы, гороха, лука, моркови, петрушки. 

У нас есть свой  персонаж -  Самоделкин,  с которым мы путешествуем по  всему миру, в лес, в сад, в огород, в Африку и даже на Северный полюс. Самоделкин помогает нам в исследовании свойств воды, песка, воздуха, магнита. С ним мы измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на сложные вопросы. Это всё нам помогает окунуть ребёнка в мир природы, чтобы он  сформировал и расширил знания  о ней.  

В группе создана мобильная библиотека, которая включает детские справочники, энциклопедии («Почему и потому»,  книги из серии «Все обо всем», «Я познаю мир»), детские журналы, посвященные разной тематике. Данная библиотека постоянно пополняется, так как вновь и вновь возникают познавательные задачи (вопросы), которые в дальнейшем решаются во время поисковой деятельности. 

Основной формой  детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их я провожу как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности  с детьми, в режимных моментах.

Проблемную ситуацию я создаю неожиданно «Почему у меня не получается слепить фигурку из песка?» Детей заинтересовывает мой вопрос. Они начинают мне подсказывать, какой песок лепится и почему. Сразу ориентирую «почемучек» в исследовательский центр, где рассматривая песок через лупу, они видят и описывают частицы. Затем дуют через трубочку в стаканчик с песком и получается «буря». Мы делаем  вывод, что частицы песка лёгкие, не слипаются между собой, а наоборот рассыпаются. А потом рассматриваем мокрый песок.

Мальчиков заинтересовал магнит и его свойства. Был организован клуб «Этот удивительный магнит», где совместно с родителями определяли материалы, взаимодействующие с магнитом, знакомились с его свойствами и выявили такие особенности магнита, как притяжение и отталкивание, а также способность металлических предметов намагничиваться.

Тема  «Воздух» всегда в центре внимания. После прочтения энциклопедии и просмотра видеоматериала мы проводили опыты: «Можно ли поймать воздух?», «Чем пахнет воздух?», «Бывает ли воздуху холодно?». В ходе этих экспериментов воспитанники осознали, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

По проекту  «Вода» провели  опыты: «Наливаем – выливаем», «Испарение воды», «Волшебный карандаш», «Как достать монету из воды, не замочив рук?», «Каким вещам вода на пользу, а каким во вред?».

 По теме «Электричество» пригласили  папу Егора, электрика по профессии, который провел ряд экспериментов, где  было установлено   с помощью воздушного шарика и расчески причины возникновения статического электричества.

После проведенных опытов мои воспитанники с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же опыты дома.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов мною  была создана картотека опытов.

При закреплении знаний о  мире природы  нам помогает наблюдение, причём дети уже сами являются инициаторами «открытий». Стараемся называть явления уже понятиями. Очень интересно замечать в детях умение всматриваться в предметы и явления, и когда они самостоятельно выявляют существенное и второстепенное, замечают изменения и устанавливают их причины.

Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам.

Осенью закрепляем представления о том, как влияет сокращение продолжительности дня на растения и животных. С помощью видеоматериалов знакомимся, как животные и насекомые к зиме готовятся (пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, а на сучках деревьев развешивают грибы; мыши запасают в норках орехи, зёрна; ни ёж, ни медведь не заготавливают корм на зиму, а летом и осенью усиленно питаются, а зимой спят; зайцы и ласки меняют свои шубки на белую; змеи, жаба, ящерица также впадают в спячку, а многие лягушки зимуют на дне водоёмов и дышат кожей), птицы (гуси, утки, журавли) и летучие мыши улетают в теплые края.

Зимой знакомлю с такими понятиями как, морозы, заморозки, иней, изморозь, снегопады, вьюга, пороша), с особенностями деятельности людей в городе и в деревне. Весной расширяю и обогащаю знания детей о весенних изменениях в природе: таяние снега, потепление, туман, ледоход, половодье, прилёт птиц, первая гроза, появление первых цветов-подснежников.

Летом после отпусков дети рассказывают  о том, как влияет солнце на всё живое,  о животных, которых они встречали и о растениях, которые они видели и пробовали (ягоды, фрукты, овощи).

Просматривая презентации, формирую знания об особой группе живых существ – грибах (съедобные и несъедобные), а также строение гриба (шляпки, ножки, грибница). Благодаря этому, дети узнали, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества.

Различные экологические акции и проекты помогают сформировать экологическую культуру дошкольников. В нашем детском саду проводятся в течении года следующие акции: «Дары природы», «Поможем птицам пережить зиму», «Сохраним зеленую красавицу», «Здоровье – наш бесценный дар», «Берегите воду»,  «Огород», «Цветник».

Также мною был разработан  проект: «Веселый огород»,

С целью активизации  познавательной, исследовательской и поисковой деятельности своих воспитанников применяю:

  •  ООД - путешествия;
  • в совместной деятельности - целевые прогулки - экскурсии;
  • в практической деятельности - опыты, наблюдения, экспериментирования;

Я надеюсь, что проделанная мной работа даст положительные результаты:

  • у детей  будут сформированы начала экологической культуры;
  • дети научатся практическим действиям по охране природы;
  • будут развиваться умственные способности детей, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Список использованной литературы:

1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 
        2. Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении / Т. Костевская [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2.

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс, 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...

Фотоотчет о проведении мероприятий по программе естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольника»

Цель: Формирование и создание условий для развития познавательного интереса, активизации знаний в процессе посадки семян, саженцев  и выращивание огородной культуры. Желание наблюдать...

Презентация "Формирование естественнонаучной функциональной экологической грамотности у старших дошкольников"

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных зад...