Программа дополнительного образования кружка "АБВГДейка"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Железнякова Ольга Александровна

Программа состтавлена для проведения кружка "АБВГДейка" в детском саду. данная программа направлена на подготовку детей к обучению грамоте детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_abgdeyka_zheleznyakova.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52

Колпинского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий ГБДОУ д/с № 52

___________________Ю.В. Пахоменко

____ «_____________» 2015 г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖКА «АБВГДейка»

г. Санкт-Петербург

2015 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….….3

1.1 Возрастные особенности детей средней группы (от 4 до 5 лет)………….3

1.2 Организационные условия проведения занятий…………………………...4

1.3 Основные приемы обучения…………………………………………………4

  1. Цели и задачи программы………………………………………………………..5

2.1 Цели программы………………………………………………………………5

2.2 Задачи программы…………………………………………………………….5

  1. Учебно-тематический план………………………………………………………5
  2. Результативность программы……………………………………………………7
  3. Материально-техническое обеспечение………………………………………...7
  4. Список литературы……………………………………………………………….8

  1. Пояснительная записка.

Направление: обучающе-развивающее

Возрастная группа: средняя, дети 4-5 лет

1.1 Возрастные особенности детей средней группы (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.2 Организационные условия проведения занятий

Программа  реализуется в течение  1 учебного года  в количестве 68 учебных часов.

Занятия проводятся с  группой детей,  состоящей из 5-12 человек, во второй половине дня, 2 раза в неделю. Продолжительность  одного занятия –20 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза.

1.3 Основные приемы обучения

  • Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием индивидуальных зеркал и без них;
  • Работа  по соотношению цвета и качества звука;
  • Описание событий и предметов  с опорой на предметные и сюжетные картинки;
  • Использование кассы букв и слогов, слоговых таблиц, стихов, рассказов, скороговорок, чистоговорок;
  • Упражнения в тетради с использованием ручек, цветных и простых карандашей;
  • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение.

  1. Цели и задачи программы

2.1 Цели программы

  • Обучить первичным навыкам овладения грамоте;
  • Развивать фонематический слух и познавательную активность;
  • Активизировать процессы внимания, памяти, мышления;
  • Вести профилактику дисграфии и дислексии;
  • Развивать речевое дыхание.

2.2 Задачи программы

  • Добиваться интонационной выразительности устной речи;
  • Учить чётко артикулировать все звуки;
  • Воспитывать любовь и уважение к родному языку;
  • Прививать интерес к чтению и литературе;
  • Приучать к дисциплине.

  1. Учебно-тематический план

№-

п\п

Название темы

Кол-во

занятий

Дата

Знакомство. Диагностика, выявление ранее приобретённых знаний и умений

1

Школа вежливости

1

Речь. Виды речи (устная, письменная)

1

Речь устная

1

Коллективный пересказ сказки «Маша и три медведя»

1

Речь письменная. Предложение. Графическая схема предложения

2

Предложение и слово. Диагностика графических навыков. Умение пользоваться письменными принадлежностями

2

Деление слов на слоги. Букварь – первая учебная книга

2

Составление предложений

1

Звуки в речи, в словах.

1

Чистоговорки.

1

Слова звучат. Звуки гласные и согласные.

1

Звуки гласные и согласные. Загадки.

1

Гласные И, А, О, Ы, У. Знакомство со словами, обозначающими предмет.

1

Печатание букв.

1

Гласные Е, Ё, Ю, Я. Ударение.

1

Печатание букв

1

Пересказ сказки «Колобок».

1

Согласные М, Л. Составление предложений.

1

Описание любимой игрушки.

1

Знакомство с буквой Р. Чистоговорки.

1

Чтение слогов.

1

Звуки гласные и согласные. Звонкие и глухие.

1

Звук и буква Н. Чистоговорки.

1

Пословицы и поговорки.

1

Звук и буква С. Чистоговорки.

1

Заучивание стихов.

1

Звук и буква К. Чистоговорки.

1

Мягкие и твердые согласные.

1

Чтение сказки «Проказы зимы».

1

Звук и буква Т. Мягкие и твердые согласные.

1

Русские народные потешки.

1

Звук и буква В. Чистоговорки.

1

Коллективное составление рассказа. Сказка «Волк и козлята»

1

Звук и буква К. Мягкие и твердые согласные

1

Звук и буква Ш. Парные согласные

1

Сказка «Лиса и журавль».

1

Звук и буква Ш. Парные согласные

1

Звук и буква Ж. Звонкие и глухие согласные.

1

Звук и буква Б. Парные согласные.

1

Звук и буква З. Парные звонкие и глухие согласные.

1

Составление сказки про зайчика.

1

Звук и буква Д. Парные звонкие и глухие согласные

1

Загадки

1

Звук и буква Х. Чтение слов. Беседа о хлебе

1

Звук и буква Ч. Чистоговорки

1

Сказка. Заучивание стихов

1

Разделительный мягкий знак. Составление кроссвордов

1

Разделительный твёрдый знак. Характеристика звуков

1

Звук и буква Ю. Составление рассказа.

1

Звук и буква Ц. Звонкие и глухие согласные.

1

Звук и буква Ф. Чтение слогов

1

Ударение

1

Звук и буква Э. Гласные и согласные.

1

Слова, которые обозначают признаки предметов. Описание игрушки.

1

Звук и буква Щ. Чтение слов с шипящими звуками

1

Слова, которые обозначают действия предметов.

1

Чтение сказки «Теремок».

1

Звуки в речи. Звуковой анализ слова.

1

Слог. Слова противоположные по значению. Итоговое занятие.

1

Работа с предметными картинками. Характеристика изученных звуков в словах

2

Обобщающее занятие по теме: речь, единица речи

2

Итоговое занятие

1

  1. Результативность программы

К концу учебного года у обучающихся детей воспитывается чуткость к звучанию и написанию слов. На этапе слогового чтения дети без затруднений переходят к слитному чтению. Формируется интерес к языку.

Обучающиеся должны знать:

- буквы русского алфавита, соответствующие им звуки.

Обучающиеся должны уметь:

- вычленять звуки в словах, определять их место;

- научиться различать гласные/согласные звуки;

- определять на слух звонкие/глухие звуки;

- отвечать на вопросы преподавателя, слушать и выполнять основные требования.

Виды контроля: текущий, итоговый.

  1. Материально-техническое обеспечение

Место проведения: кабинет дополнительного образования

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1.​ 

Столы для воспитанников

5

2.​ 

Стулья

15

3.​ 

Магнитная доска

1

4.​ 

Стеллаж для хранения инвентаря

1

5.​ 

Дидактические и раздаточные материалы, наглядно-методические пособия, иллюстрации, тетради, ручки, карандаши, ластик

В соответствии с количеством обучающихся

6.​ 

Технические средства:

СD-диски;

магнитофон;

фотоаппарат;

экран для проектора;

видеопроектор;

1

1

1

1

1

  1. Список литературы

1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.  — М., 1981.

2. Громова О. В. Методика формирования начального детского лексикона – М., Творческий центр «Сфера», 2003 г. Ванюхина Г. «Речецветик»

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселова. — М., 1985.

4. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., Вако, 2005

5. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — М., 1977.

6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1986.

7. ТихееваЕ. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1981.

8. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М., Просвещение, 1989 год.

9. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. «Комплекс занятий по формированию у детей пяти лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». М., Аркти, 2001 г.

10. Белая А.Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры, 2002.

11. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей, Сост. И.А. Мазнин. 2-е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

12. Зайцев Н.А.  - Учебник для родителей, воспитателей, учителей – СПб., 2008.

        13. Зайцев Н.А. -  Методика Николая Зайцева или учимся всему и сразу – Изд.: Сова Москва Санкт – Петербург, 2008 ..

        14. Жукова Н.С.  - Букварь: учебное пособие – М.: Эксмо, 2013 г.

15. Жукова Н.С.  - Первая книга для чтения – М.: Эксмо, 2013г.

        16. Жукова Н..С. -  Уроки чистописания и грамотности – М.: Эксмо, 2013г.

17. Жукова Н.С. – Домашняя тетрадь - Звуки буквы \учимся читать 4-5 лет. \под ред. Чупина Т.В., Изд.: Академия развития, 2005

18. Жукова Н.С. – Домашняя тетрадь - Серия «Говорим правильно»: слова и звуки; делим слова на слоги; вот предлог простой.

19. Пятибратова Н. - Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», 2008.

20. Потешки и скороговорки для малышей \Изд. Дом «Проф-Пресс», 2010.

21. Савельева Е.А.  - Пальчиковые и жестикулярные игры в стихах для дошкольника, 2010.

22. Тетрадь с прописями \печатные буквы\ «Омего» под ред., Е.С. Русокова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка соременного танца "Радуга" возраст (5-7 лет)

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность- природу. мир человеческих чувств, историю,будущее  человечества.              ...

Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"

Программа  дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...

Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»

Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст....

Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

Программа дополнительного образования студии "АБВГдейка"

Программа составлена на основе методики Н.С. Жуковой, программы «Ломоносовская школа» С.В. Пятак, В. А. Ягупова, В. В. Коноваленко. Сформирован блок  занятий рассчитанный на двухлетни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников «АБВГДейка» (1-й год обучения)

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к зву...

Программа дополнительного образования детей « АБВГДейка»

Программа дополнительного образования  детей « АБВГДейка»...