Детский кинотеатр как средство развития культуры познания у старших дошкольников.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Якунина Ирина Сергеевна

В дошкольной педагогике  компоненты культуры познания можно реализовать с помощью инновации – мультимедийной системы или интерактивной доски (от английского слова interaction, в переводе - «взаимодействие), являющейся источником развития и обучения дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_kinoteatr_.doc96.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детский кинотеатр в ДОУ как средство развития культуры познания у старших дошкольников.

Для каждого человека, живущего в информационном обществе, очень важно уметь  накапливать, упорядочивать  и рационально использовать информацию Сегодня лучший и незаменимый  помощник в этом – компьютер и другие информационно-технические средства обучения. Сегодня производятся и потребляются интеллект, знания, то есть  возрастает спрос на знания, творческие способности.  Материальная база  для этого: компьютер, радио, телевидение, газеты и журналы. Именно с этим человек проводит большую часть времени.

Надо заметить, что накопление информации или стремление к познанию должно осуществляться с раннего детства, с дошкольного периода.

Тема познания ребенка -  ведущая для большого спектра наук, которые исследуют мир человека.  Культура познания включает в себя:

- побудительный компонент (любознательность и неиссякаемый интерес ребенка ко всему новому и неизведанному);

- технологический компонент (совокупность средств   чувственного познания);

- эмоционально-оценочный компонент;

- управленческий компонент (объединяет волевые импульсы и волевую регуляцию познания);

- смысловой компонент, то есть системы реальных знаний и их личностные смыслы.

В дошкольной педагогике перечисленные компоненты можно реализовать с помощью инновации – мультимедийной системы или интерактивной доски (от английского слова interaction, в переводе - «взаимодействие), являющейся источником развития и обучения дошкольника. Данные технические средства имеют следующие возможности:

- расширяют возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами, что очень важно в современном обществе;

- делают обучение детей более привлекательным и захватывающим;

- вдохновляют, призывают к овладению новыми знаниями;

-  расширяют возможности представления учебной информации;

- мультимедиа технологии: цвет, графика, звук, современные средства видеотехники позволяют изображать различные ситуации и среды.

Учеными установлено, что устное изложение материала ребенок воспринимает за минуту и может  переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при присоединении органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

У дошкольника более  развито непроизвольное внимание, которое можно сконцентрировать с помощью интересного материала, отличающегося наглядностью, яркостью, вызывающего положительные эмоции.

        Задумываясь над тем, как разнообразить и обогатить досуговую деятельность в нашем дошкольном отделении, нам показалось возможным и интересным использовать многогранный и разносторонний фонд мультипликации, превратив самый обычный просмотр мультфильма в  процесс развития.

        Сейчас рынок предлагает большое количество развивающей информации, предоставленной в различных познавательных мультфильмах.

         Но ребёнок, бездейственно смотрящий видео, просто пассивно впитывает происходящее на экране, он не участвует в процессе познания того или иного события.

Немногие  родители проводят время с детьми в ходе просмотра мультфильмов, а еще меньше родителей интересуются, понял ли ребёнок о ком или о чем мультфильм, и совсем не задают вопросы по содержанию и событиям.

   Нам захотелось изменить ситуацию, включив креативный, созидательный процесс после просмотра мультфильма  и привлекая к этому действию родителей. Таким образом, родилась идея проведения познавательно-развлекательных досугов с использованием мультипликации «Детский кинотеатр»

    Детский кинотеатр в нашем дошкольном отделении обязательно включает применение различных способов познания, преобразования и эмоционального освоения мира, где для изучения используют способ «смотрю-действую», дающий возможность детям активно «осваивать» реальные объекты нашего мира, при необходимости «перевоплощаться» в персонажей литературных произведений; воспринимать информацию о чем-либо (способствующей умственному развитию дошкольников, расширению кругозора), помогающий развитию взаимодействия со взрослыми на познавательном уровне. Здесь сочетаются игровая, музыкально-художественная, двигательная, продуктивная, коммуникативная  и познавательная виды детской деятельности.

Темы для проведения детского кинотеатра неслучайны, они всегда соответствуют поставленным годовым задачам  ДОУ, возрасту дошкольников, а также проектам, в которых активно участвуют наши воспитанники.  

С 2011 года, наш детский сад является активным участником проекта Международной организации ОМЕП по формированию устойчивого развития. Тема для изучения (исследования), с учетом интересов наших дошкольников была выбрана такая: «Познаю все части  света – я люблю свою планету!»

В рамках  этой темы в «детском кинотеатре» использовалась мультипликация («В порту», «Умка», «ЖарАфрика», «Пингвиненок Лоло» и др.) для создания более яркого, доступного пониманию образа изучаемых объектов разных частей света, их взаимосвязи.

Также в «детском кинотеатре» мы разработали досуги по темам: «Правила дорожного движения», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Экология», «Здоровье», «Коммуникация» и т.д. Всем темам были подобраны соответствующие мультфильмы.  

Обсуждая сюжет мультфильма, погружаясь в соответствующую среду, играя в персонажей, ребёнок учится:

пересказывать  происходящее;

подчеркивать главную мысль;

правильно понимать информативное содержание;

находить причины и следствия;

сравнивать;

замечать положительные и отрицательные поступки героев;

характеризовать героев;

фантазировать о событиях вне сюжета.

Соответствующая  форма общения (адекватность возрасту ребенка и по своему количеству, и по своему качеству) помогает  дошкольникам  ориентироваться  в социальной сфере и формировать многообразные отношения с окружающими людьми. Детский кинотеатр приобщает к моральным и нравственным ценностям общества, в котором растет ребенок. Полученный  опыт и знания дошкольники переносят в сюжетно-ролевые игры, в последствие это помогает им успешнее подготовиться к школьному обучению, немаловажной частью которого оказывается умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родители наших воспитанников отмечают положительный эффект от данной формы работы, они активно принимают участие в совместных досугах в детском кинотеатре и стали лучше чувствовать и узнавать своих детей. Также они замечают, что жизнь детей в дошкольном отделении отличается эмоциональностью и событийностью.

Всё это поможет детям в будущем анализировать и делать выводы из любой полученной информации,  а значит, будет способствовать  развитию культуры познания  дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»

Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...

Средства развития культуры речевого общения у дошкольников.

Культура речевоо общения, средства развития культуры речевого общения у дошкольников...

" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"

консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....

Презентация «Детский мастер-класс, как средство развития инициативности и самостоятельности старших дошкольников».

Презентация "Детский мастер-класс, как средство развития инициативности и самостоятельности старших дошкольников"....

Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...

Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...