«Проект от А до Я»
методическая разработка на тему

«Проект от А до Я» позволяет педагогам легко и просто освоить метод проекта т.к. пояснения даны как в текстовом так и в табличном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_a_do_ya_kolesova.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад №42» ГБОУ ООШ №18 г.Сызрани

Методическая рекомендация

«Проект от А до Я»

        Методист: Колесова Е.А.

        2016г.

    Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

                                                                                                                А. Эйнштейн.

    В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

  • обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

  Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

   Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

    Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

   Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

    Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. 

 В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

   Метод проектов актуален и очень эффективен.    Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  • Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
  • Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
  • Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
  • Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
  • Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения;

 - повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.

  Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:

1. Подготовительный (целеполагание)  - определение цели.

2. Разработка проекта – составление плана  деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.

4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.

Этапы работа над проектом

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

   Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок.                Воспитатель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы.

   На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

На данном этапе необходимо:

  • выбрать тему;
  • определить цель исследования;
  • поставить задачи исследования;
  • выдвинуть гипотезу.

  Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

   Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

   Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

  • по тематике;
  • по составу участников;
  • по срокам реализации.

 На практике чаще всего используются следующие типы тематических проектов:

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна

Старшая группа

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Вторая младшая

группа

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Средняя группа

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Вторая младшая

группа

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление коллажей, витражей и др.);
  • творческие (оформление результата в виде открытого занятия, викторины, КВН)  

Другими признаками классификации являются:

  • состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, фронтальный.
  • продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.

   Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

   Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, метод проектов должен способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

    Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения  детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

        Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Список используемых источников

  1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 302 с.
  6. Патранова И. Проектный метод / И. Патранова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 81. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомова. // Методист. - 2004. №1. –С.42. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
  7. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова, и кол. авт. – М.: ТЦ сфера, 2006. – 112 с.
  8. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов / Сост. С.Л. Гвинейская. – Белово, 2010. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...