Психологическое здоровье
статья на тему

Психологическое здоровье — это умение с внутренним спокойствием и дальнейшим позитивным развитием приспосабливаться к различным ситуациям окружающей среды. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.

Психологическое здоровье включает в себя умение противостоять стрессам, свободно адаптироваться и успешно реализовывать свои возможности в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zdorove.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье

        Психологическое здоровье — это умение с внутренним спокойствием и дальнейшим позитивным развитием приспосабливаться к различным ситуациям окружающей среды. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.

Психологическое здоровье включает в себя умение противостоять стрессам, свободно адаптироваться и успешно реализовывать свои возможности в социуме.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

        В два года ребенок уже неплохо понимает речь, да и сам старается более понятно выразить свои мысли. У трехлетнего малыша языковые навыки усовершенствуются настолько, что двустороннее речевое общение может превратится в полноценный разговор. Для него это своеобразное достижение, ставящее на одну «ступеньку» с взрослыми.

        Кроха также уяснил и расстановку сил в семье. Все эти знания он пытается применить «на практике», выставляя маме, папе, а также всем другим родственникам, определенные требования в соответствии со своими желаниями. Иногда его поведение становится похожим на проявление единоличной власти диктатора, особенно когда он требовательно заявляет: «Моя мама!».

        Ребятишки в этом возрасте еще плохо справляются с внезапно происходящими переменами во всем, что их окружает. Они настолько поглощены своими (очень важными) делами, что не хотят, да и еще и не умеют, «жертвовать» ими в угоду Вашим. Именно поэтому в таких ситуациях, когда приходится «отрывать» ребенка от занятия, которым он в данный момент увлечен, старайтесь сделать это постепенно, заранее известив о предстоящей перемене. Например, если кроха заигрался в гостях у бабушки, не старайтесь резко прекратить игру и отправиться домой. Примерно за полчаса до ухода подзовите кроху к себе и объясните, что скоро придется уйти, но пока он еще может немного поиграть.

Мир детей двух-трех лет «держится» на определенном порядке действий (пробуждение по утрам, прогулка, обеды и прочее). Основой такой упорядоченности является работа мозга ребенка, накапливающего с момента рождения целую «коллекцию» ассоциативных моделей. Именно они и помогают крохе ориентироваться в окружающем мире. Если же ситуация не подходит под привычную модель, то ребенок может «взбунтоваться», требуя возвращения в обычное для него русло (ведь в новой ситуации он буквально впадает в панику из-за незнания того, что ему необходимо делать).

        Взяв за основу эти знания, можно довольно легко приучить кроху наводить за собой порядок (например, убирать разбросанные игрушки). Единственное условие – это правило должно распространяться на всех членов семьи, и порядок должен сопровождать любые действия. В противном случае, разбросанные вещи других проживающих в доме людей, могут вызвать у малыша неконтролируемое желание точно также поступить со своими вещами. Частично дело здесь еще и в принципе «подражательства взрослым», которым руководствуются дети, осваивая незнакомый для себя мир.

        Итак, упорядочьте жизнь малыша:

  • старайтесь складывать его игрушки на полку, а не в ящик (это научит его выбирать только одну вещь для игры, а не высыпать их все на пол одновременно);
  • дайте игрушкам имена и объясните, почему с ними надо обращаться бережно;
  • выделите отдельный уголок в шкафу (или комод) для его одежды; а также место для хранения его обуви (не забудьте показать, что оба ботинка надо аккуратно ставить рядом);
  • давайте ему небольшие поручения по дому (малыши в этом возрасте уже могут запоминать места, в которых хранятся те или иные вещи).

        Ребенка надо учить совместным играм со сверстниками, демонстрируя ему общепринятые правила поведения. Родителям при этом отводится роль своеобразного руководителя процессом, в задачу которого входит подбор товарищей для игры, улаживание ссор детей и прочие «мелочи». Однако не старайтесь полностью переключить все внимание малыша на других ребятишек. Оставайтесь для него таким же желанным и любимым товарищем по играм.

        Не забывайте обучать ребенка приличным манерам. И хотя оценить чужую точку зрения для крохи на этом этапе развития – еще слишком сложная задача, элементарные «спасибо» и «пожалуйста» для разных ситуаций (к примеру, бабушка угостила внучку конфеткой) вполне ему «по плечу». Не удивляйтесь, если усвоив урок «благодарности» в отношении одного конкретного человека, ребенок не скажет «спасибо» в подобной ситуации, например, дедушке. Просто способность обобщать еще не доступна малышу (это произойдет ближе к пяти годам). Но зато он прекрасно обучается вежливости на Вашем примере.

        Желание почувствовать себя большим и взрослым «заставляет» малыша требовать от родителей увеличения пространства его самостоятельности. Используя эту особенность, сопровождающую развитие ребенка 2-3 лет, можно «привить» крохе чувство ответственности и способность самопомощи. Однако теперь родителям, планирующим совершить какое-либо совместное с малышом действие (например, одеть его, чтобы пойти на прогулку) придется учитывать и его желание испытать свои силы в этом процессе (а также время, которое уйдет на это). Помните, что для крохи может быть, еще слишком тяжело выполнять ВСЕ действия самостоятельно, но даже частичное исполнение (к примеру, надевание ботиночка) заслуживает похвалы. Старайтесь не путать проявление ребенком самостоятельности с непослушанием.

Ребенок овладевает некоторыми санитарно-гигиеническими навыками, он уже может:

  • самостоятельно мыть лицо и руки,
  • пользоваться носовым платком,
  • одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых.
  • умеет правильно сидеть за столом,
  • самостоятельно есть ложкой и пить из чашки,
  • вытирать губы после еды салфеткой,
  • научился полоскать рот после еды и чистить зубы,
  • знает свое полотенце и его место,
  • освоил пользование горшком, унитазом.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности.

Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ваши дети начали посещать детский сад, в котором действуют определенные требования. Крайне важно согласовать требования к ребенку не только между членами семьи, но и между семьей и детским садом.

При достаточно развитой системе «педагог-ребенок-родитель» происходит более гармоничное развитие личности ребенка. При отсутствии такого взаимодействия, ребенок ощущает дискомфорт, противоречивость требований. Ищет выгодные пути, начинает учиться отвечать так, как от него ожидают. А от этого происходит подавление эмоций, чувств, а соответственно приобретение психических зажимов – повышенная тревожность, заниженная самооценка, агрессивность.

Рекомендации родителям, помогающие сохранить психологическое здоровье ребенка:

  1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;
  2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;
  3. Запретов не должно быть много.
  4. Наказание не должно сопровождаться окриками, угрозами или телесными наказаниями;
  5. Оценивайте не самого ребенка, а его поступки. Не «Ты плохой», а «Ты плохо поступил».
  6. Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр». Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
  7. Необходимо контролировать, что смотрит ребенок по телевизору. В какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и ни в коем случае устрашающими.
  8. Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Поощряйте его самостоятельные действия.
  9. Активно выслушивайте переживания ребенка и потребности;
  10. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;
  11. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;
  12. Помогайте, когда просит;
  13. Поддерживайте успехи;
  14. Делитесь своими чувствами;
  15. Справедливо разрешайте конфликты;
  16. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.

И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает!

Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.

Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.

Шутки и веселье рождают сердечность. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса. Что благотворно влияет на психологическое состояние, откроет ему много интересного и доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического  климата  семьи...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...